Ровно год назад, 22 апреля 2022 года, в Краснодарском крае обрушился Федоровский гидроузел. Портал 93.RU решил напомнить, что произошло в тот день, кого обвинили в аварии и какой ущерб она нанесла сельскому хозяйству и жителям Кубани.
О Федоровском гидроузле
Федоровский гидроузел находится вблизи хутора Прикубанского на реке Кубань, в двух километрах от станицы Федоровской Абинского района. Он был сдан в эксплуатацию в 1967 году. Гидроузел — железобетонная плотина со шлюзом, высота пролетов которого составляет 12 метров. За его эксплуатацию отвечало ФГБУ «Управление "Кубаньмелиоводхоз"».
От работы гидроузла зависела подача воды на рисовые чеки в четыре района края — Красноармейский, Калининский, Абинский и Крымский, где сосредоточены более половины посевных площадей.
Осенью 2021 года «Кубаньмелиоводхоз» заключил многомиллионный контракт на реконструкцию гидроузла. Местные власти уверяли, что за ходом работ идет строгий контроль.
Что произошло год назад?
Утром 22 апреля 2022 года местные жители рассказали в соцсетях о ЧП на Федоровском гидроузле. Очевидцы засняли разрушенное железобетонное сооружение, через которое хлынула вода.
Позже ситуацию начали комментировать краевые власти и экстренные службы. Оказалось, что около 11:00 там разрушился участок автомобильной дороги и шлюзовые сооружения.
В оперштабе Кубани сообщили, что обошлось без жертв и пострадавших, а эвакуация людей не требуется. В краевом МЧС уточнили, что «производственный инцидент» не повлиял на жизнеобеспечение населения. После аварии власти ввели режим ЧС.
Корреспондет 93.RU сразу отправилась на место ЧП. Репортаж о том, что происходило с двух сторон гидроузла сразу после катастрофы, можно прочитать здесь.
Кто занимался реконструкцией гидроузла?
Проектную документацию по реконструкции почти за 27,5 миллиона рублей разработало ООО «Техпроект», зарегистрированное в Карачаево-Черкесии. Эта же компания за 592 тысячи рублей должна была осуществлять авторский надзор за ходом работ.
Контракт непосредственно на реконструкцию стоил больше 470 миллионов рублей. Он достался ООО «Инженерные технологические системы» из Краснодара. Планировалось, что работы продлятся полтора года. За это время подрядчик должен был заменить плиты железобетонного крепления верхнего бьефа балки, покрытия технологической эстакады и эстакады подъемников и другое.
Местные жители рассказали редакции 93.RU, что подрядчик вел работу с нарушениями и они жаловались на это в Минсельхоз РФ. В марте 2022 года ведомство ответило на обращение жителей — в письме просто перечислили виды работ, которыми должен заниматься подрядчик. На информацию о возможных нарушениях министерство никак не отреагировало.
Строительный контроль за реконструкцией объекта должно было осуществлять темрюкское ООО «Центр-Проект». Согласно условиям контракта, который стоил свыше 11 миллионов рублей, «Центр-Проект» должен был проверять последовательность и состав выполняемых технологических операций на объекте, следить за их качеством.
Контракты с подрядчиками заключал «Кубаньмелиоводхоз». О том, какие странности с госзакупками на реконструкцию объекта обнаружил портал 93.RU, можно прочитать здесь.
Временная дамба и очередные сложности
После аварии вблизи гидроузла начали строить временную дамбу, чтобы обеспечить рисоводческие хозяйства водой.
— Конечно, такие меры не смогут полностью компенсировать функции гидросооружения, это лишь возможность стабилизировать ситуацию на близлежащей территории, — говорил глава Абинского района Вячеслав Иванов.
Строительство дамбы шло в круглосуточном режиме, 5 мая ход работ лично проверили министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
11 мая глава Красноармейского района Юрий Васин отчитался, что на Федоровском гидроузле «практически завершено смыкание временной дамбы». На следующий день чиновник доложил, что работы продолжаются. Он отметил, что есть небольшой перелив воды через дамбу, но назвал это «стандартной ситуацией».
13 мая дамбу размыло. По данным МЧС, река смыла около 10 метров в середине плотины. Спасатели дежурили вниз по течению реки, чтобы не допустить подтоплений. Прокуратура начала проверку, а восстановить дамбу удалось только 21 июня.
8 июля местные жители сообщили, что на гидроузле смыло и разрушило охранный пост. В краевом оперштабе со ссылкой на первого замдиректора «Кубаньмелиоводхоза» Сергея Якубу заявили, что это неправда и на самом деле пост охраны демонтируют за ненадобностью.
Местный житель, в свою очередь, заявил корреспонденту 93.RU, что не соответствует действительности как раз-таки заявление оперштаба.
— В воде наполовину валяется диван, что вагон со всей бытовой утварью смыло, — просто подмыло землю, и он обрушился туда. Слава богу, в вагончике вроде как никого не было, и насколько мы знаем, никто не пострадал. Если они планировали провести демонтаж... Может быть, в наших российских реалиях теперь так проводится демонтаж: просто скинули будку в воду и пусть все плывет?
Не потерять урожай
Сразу после ЧП глава Абинского района Вячеслав Иванов заявил, что сейчас главная задача — не потерять урожай и обеспечить водой рисовую систему. Позже он добавил, что за урожай идет «настоящая битва».
Глава другого района — Красноармейского — Юрий Васин в середине августа признал, что разрушение гидроузла «стало серьезной проверкой на прочность всей рисовой отрасли». В итоге в 2022 году в муниципалитете под рис отвели 22 тысячи гектаров — вдвое меньше, чем обычно.
Также пришлось частично сократить посевную площадь и в других районах. Например, по словам главы Калининского района Виктора Кузьминова, в муниципалитете засеяли 7379 гектаров вместо планируемых 11 826.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считал, что из-за аварии на Федоровском гидроузле Краснодарский край может потерять порядка 40% урожая риса. Эти прогнозы отчасти сбылись: по данным минсельхоза Кубани, валовой сбор риса в регионе упал почти на треть в 2022 году. Урожай снизился из-за сокращения площади посевов: вместо запланированных 119 тысяч гектаров аграриям удалось засеять только 92 тысячи.
— В результате аварии на Федоровском гидроузле под срывом сева оказались десятки гектаров рисовых чеков в Красноармейском, Калининском, Абинском и частично Крымском районах, — сообщили в министерстве.
Дорога в Краснодар и рухнувшие мосты
Мост на Федоровском гидроузле был кратчайшим способом для местных жителей добраться до краевого центра. Когда гидроузел закрыли на реконструкцию, многие жители станицы Федоровской и окрестностей остались без работы. Все альтернативные пути занимали намного больше времени, поэтому люди просили построить вблизи плотины понтонный мост через реку Кубань. Этого так и не произошло.
После аварии в оперштабе подчеркнули, что дорога на гидроузле, которой пользовались люди, — это техническая эстакада, которая была предназначена для обслуживания самого гидросооружения. Также там заявили, что ЧП не повлияло на транспортное сообщение, и снова напомнили людям про альтернативные маршруты. Но в скором времени и их практически не осталось.
Дело в том, что, когда началось строительство временной дамбы, фуры стали возить туда щебень, проезжая по мосту через реку Иль в Северском районе и по аварийному мосту через реку Аушедз в Абинском. В итоге первый мост рухнул через шесть дней после аварии на гидроузле, а меньше, чем через месяц, власти закрыли проезд по второму мосту, потому что он просел.
Взамен рухнувшего моста через реку Иль для пешеходов сделали другой мост, а автомобилистам предложили проезжать по искусственной насыпи. Спустя месяц пешеходный мост унесло течением, а насыпь размыло. Власти приступили к строительству нового моста. Работы завершились только в конце декабря.
Временный мост-дублер через реку Аушедз открыли в октябре, а реконструкцию аварийного моста планируют завершить до конца 2023 года. На это потратят почти 116 миллионов рублей.
После закрытия гидроузла и моста через реку Аушедз у жителей Федоровской остался только один путь в Краснодар — через Крымск. Такая дорога занимает около четырех часов без пробок.
Чтобы облегчить жизнь станичников, власти решили запустить маршрут из хутора Ольгинского через Федоровскую в Краснодар. Глава Абинского района Вячеслав Иванов говорил, что общественный транспорт по новому маршруту начнет курсировать с 10 октября 2022 года, но в итоге маршрут запустили только 1 марта 2023 года.
Кто виноват?
Когда гидроузел обрушился, работы по реконструкции там не проводились, но сооружение осуществляло подпор воды для подачи в рисовую систему, сообщил глава Абинского района Вячеслав Иванов.
— На месте работают эксперты Следственного комитета. Только они могут установить причины аварии, — сказал Иванов.
Также проверку начала прокуратура Краснодарского края. Ее результаты стали известны только в конце декабря. На итоговой пресс-конференции в прокуратуре сообщили, что опорная стена гидроузла разрушилась из-за износа сооружения, а также потому, что «Кубаньмелиоводохоз» не принял меры по реконструкции объекта.
За это, по данным ведомства, управление и его временно исполняющего обязанности руководителя Михаила Фролова (занимает эту должность с 2016 года, ранее был первым вице-мэром Краснодара) привлекли к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ (нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции гидротехнических сооружений) и по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов, проектной документации при реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, которые повлекли причинение вреда государственному имуществу).
Также по ст. 9.2 КоАП РФ привлекли к ответственности первого заместителя Фролова Сергея Якубу. Его оштрафовали на 2 тысячи рублей. Чиновник пытался оспорить решение суда, но ничего не вышло.
Кроме того, против Сергея Якубы возбудили уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). По версии следствия, Якуба знал, что гидроузел находится в предаварийном состоянии и что работы по его ремонту не окончены, но потребовал, чтобы 21 апреля 2022 года его подчиненные опустили затворы плотины для подачи воды на оросительную систему.
На следующий день конструкция стоимостью более 270 млн рублей обрушилась.
В СК заявили, что своими действиями Якуба «существенно нарушил интересы общества и государства», выразившиеся в разрушении гидротехнического сооружения и невозможности его дальнейшей эксплуатации. Кроме того, «возникшая техногенная катастрофа» на длительное время застопорила производственный и сельскохозяйственный процессы, привела к снижению посевных площадей риса и создала «угрозу стабильности продовольственной безопасности, как региона, так и страны в целом».
Якубу отправили под домашний арест. Также суд наложил арест на его имущество и счета на сумму более двух миллионов рублей. 29 декабря пресс-служба краевого следкома сообщила, что материалы уголовного дела против Якубы отправили на рассмотрение в суд.
К слову, после ЧП врио руководителя «Кубаньмелиоводхоза» Михаил Фролов заключил многомиллионные контракты по ликвидации последствий аварии, не уведомив надзорный орган, что контракт будет заключен с единственным поставщиком. За это Фролова оштрафовали на 15 тысяч рублей.
Миллиарды на новый гидроузел
30 сентября «Кубаньмелиоводхоз» объявил конкурс на поиск подрядчика, который выполнит проектно-изыскательские работы по реконструкции Федоровского гидроузла. На конкурс заявился только один участник — АО «Институт "Гидропроект"», зарегистрированное в Москве, которое предложило выполнить работы за 312 миллионов рублей.
Портал 93.RU писал о том, что это — убыточная фирма. Так, за 2021 год (тогда компания последний раз публично отчиталась о доходах) выручка «Гидропроекта» составила 1,8 миллиарда рублей, а чистый убыток — 138,5 миллиона.
Подрядчик должен выполнить работы до конца 2023 года, саму реконструкцию в «Кубаньмеливодхозе» планируют завершить до конца 2025-го. На новом объекте хотят сохранить пропускную способность на уровне 1,4 тысячи кубометров в секунду, — этого должно хватить для наполнения оросительных систем в Красноармейском, Калининском, Абинском и Крымском районах.
Место строительства нового гидроузла пока неизвестно: по итогам проектно-изыскательных работ подрядчик должен предоставить не менее трех вариантов для размещения строений. Предполагаемая стоимость строительства — порядка семи миллиардов рублей.