
Что-то придется строить с нуля, а что-то уже готово
«Росавтодор» показал, как будет выглядеть Азовское кольцо, которое пройдет через Краснодарский край. Дорога растянется на 1,4 тысячи километров и включит в себя участки федеральных трасс «Дон» и «Таврида», а также Крымский мост. Портал 93.RU разбирается, где именно пройдет кольцо, когда его достроят и насколько оно будет удобным.
Азовское кольцо — это амбициозный инфраструктурный проект, призванный создать кольцевую автомобильную дорогу вокруг Азовского моря. В теории он должен улучшить транспортную доступность южных регионов России, сократить время в пути и повысить экономический потенциал территорий, прилегающих к Азовскому морю.
С чего всё началось?
Идея создания транспортного кольца вокруг Азовского моря начала активно обсуждаться в 2022–2023 годах, после изменения геополитической ситуации в регионе. После того, как Азовское море стало внутренним морем России, власти решили развивать инфраструктуру для интеграции новых территорий и повышения их транспортной связности.
На высоком уровне впервые о проекте заговорили, когда вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин представил концепцию на Московском урбанистическом форуме в августе 2023 года. Он отметил, что строительство и реконструкция автодорог вокруг Азовского моря уже включены в пятилетнюю программу дорожного строительства.
Начало проекта связали с необходимостью разгрузки существующих маршрутов, таких как трасса М-4 «Дон» и подходы к Крымскому мосту, которые испытывают значительную нагрузку, особенно в туристический сезон. Кроме того, Херсонская область, Донецкая Народная Республика и Запорожская область нуждались в надёжных транспортных артериях для экономического развития и связи с Крымом и материковой Россией. В декабре 2024 года президент РФ Владимир Путин подтвердил, что первый участок дороги уже построен.

Так выглядит проект в плане
Маршрут Азовского кольца
Протяжённость Азовского кольца, согласно заявлениям Марата Хуснуллина, составит около 1427 километров. Маршрут объединит ключевые города и населённые пункты вокруг Азовского моря, создавая замкнутую транспортную систему. Основные точки маршрута включают:
Ростов-на-Дону — крупный транспортный узел и отправная точка на северо-востоке кольца;
Мариуполь — город, который должен стать значимым экономическим центром региона;
Бердянск и Мелитополь — города Запорожской области, обеспечивающие связь с южными территориями;
Геническ — точка на Арабатской стрелке, связывающая материк с Крымом;
Джанкой — узел на севере Крыма, соединяющий кольцо с трассой «Таврида»;
Керчь — выход к Крымскому мосту и Черноморскому побережью;
Темрюк, Ейск и Азов — города на российском побережье Азовского моря, замыкающие кольцо.
Маршрут частично базируется на уже существующих дорогах, таких как М-4 «Дон» и «Таврида», которые составляют около 800 километров четырёхполосных трасс. Оставшиеся 600–700 километров требуют либо строительства с нуля, либо реконструкции двухполосных дорог, особенно на новых территориях.
Например, в 2023 году открыли обход Аксая на М-4 «Дон», который стал частью будущей инфраструктуры кольца, а в декабре 2024 года завершили первый участок длиной 40 километров от Таганрога до Мариуполя.
Планируется, что дорога будет включать как четырёхполосные (около 707 километров), так и трёх- и двухполосные участки (116 и 604 километра соответственно). Это позволит адаптировать трассу к разным уровням транспортной нагрузки и оптимизировать затраты на строительство.
В ролике рассказывается об этапах строительства
В чем удобство?
Масштабы действительно серьезные и объективно у кольца будут несколько ключевых преимуществ:
Сокращение времени в пути:
По оценкам Марата Хуснуллина, после завершения проекта время в пути по маршруту сократится на пять часов. Например, поездка от Ростова-на-Дону до Крыма через новые территории станет быстрее за счёт устранения узких мест и строительства обходов крупных городов, таких как Мариуполь и Джанкой.Увеличение пропускной способности:
Реконструкция и расширение дорог позволят увеличить пропускную способность в три раза. Это будет особенно важно для туристических потоков в Крым и на Азовское побережье, а также для грузовых перевозок, связывающих промышленные центры региона.Безопасность и комфорт:
Четырёхполосные участки, подобные трассе «Таврида», обеспечат больший уровень безопасности и комфорта для водителей. Отсутствие светофоров и одноуровневых пересечений на ключевых отрезках снизит риск аварий и пробок.Экономическое развитие:
Дорога свяжет в единую сеть промышленные центры (Мариуполь, Мелитополь), порты (Таганрог, Бердянск) и курортные зоны (Ейск, крымское побережье). Это создаст условия для роста туризма, торговли и инвестиций. Например, развитие Арабатской стрелки как туристического направления станет более реальным благодаря улучшению транспортной доступности.Альтернатива существующим маршрутам:
Азовское кольцо разгрузит Крымский мост и трассу М-4 «Дон», предоставив водителям дополнительные варианты пути. Это будет особенно актуально в условиях высокого трафика или форс-мажорных ситуаций.
Этапы строительства и сроки
Проект реализуется поэтапно. В 2023 году началась модернизация существующих дорог, таких как обход Аксая и участки на новых территориях. В 2024 году был построен первый участок Таганрог — Мариуполь, о чём сообщил Владимир Путин.
Полное завершение кольца ожидается к 2030 году, хотя некоторые источники, включая Хуснуллина, ранее упоминали более ранние сроки — 2024–2026 годы для основных работ. Реальные же темпы зависят от финансирования, которое оценивается в 500–600 миллиардов рублей, и логистических вызовов.
В новом ролике «Росавтодора» сообщается, что до 2030 года планируется перевести в четырехполосное исполнение 343 километра трассы Р-280 «Новороссия», построить первый и второй этапы 31-километрового обхода Мариуполя в ДНР.
Итоги
Сокращение времени в пути, повышение пропускной способности и комфорт для водителей делают эту дорогу действительно перспективной не только для местных жителей, но и для туристов и бизнеса. Если опираться на нынешние темпы и заявления официальных лиц, можно ожидать, что Азовское кольцо станет реальностью в ближайшие годы.