Сегодня в Краснодаре запустили новую трамвайную линию на Московской, от улицы Солнечной до Петра Метальникова. Теперь новым видом транспорта обеспечен молодой, но крупный район, который разросся за последние 3–5 лет.
Последний раз трамвайная линия строилась в городе еще в прошлом веке, так что открытие новой ветки — действительно историческое событие. И редкость. Как вообще городу удалось найти средства на такой крупный проект? И почему подрядчиком стала компания, которая имеет уголовное прошлое? Мы решили вспомнить всю хронологию строительства и изучили компанию, которая более года занималась одной из самых крупных строек города.
С чего всё начиналось?
В феврале 2019 года более четырех тысяч жителей Музыкального микрорайона подписали обращение, в котором рассказали об острой необходимости продлить трамвайную ветку по улице Московской до Петра Метальникова. В мэрии отвечали, что для строительства требуется вернуть в собственность города 13 земельных участков, по которым проходит дорога.
И неожиданно (спустя пару месяцев!) Верховный суд вернул эти земли городу. Летом 2019 года депутаты гордумы Краснодара решили выделить деньги на проектные работы. При этом власти изначально говорили, что без финансовой поддержки края не смогут поднять этот проект.
Запланировали, что ветку продлят до Петра Метальникова и что общая протяженность пути в обе стороны составит 5 километров. Помимо обустройства новой ветки, мэрия решила озеленить территорию, сделать перехватывающую парковку для пассажиров трамвая, два подземных перехода и восемь посадочных площадок. Уточнялось, что на реализацию проекта потребуется 975 миллионов рублей, из них более 907 — это средства из городского бюджета.
Последний раз трамвайную линию прокладывали в 1998 году на улице Садовой от Промышленной до Московской. Получается, что нынешняя ветка — это первый за два десятилетия подобный проект в городе.
Помешать запуску трамвайной ветки до Нового года может только метеорит
Более обстоятельно о строительстве заговорили в январе 2020 года. Мэр Краснодара Евгений Первышов заявил, что к возведению должны приступить не позднее июля. Но затем начался коронавирус, и к разговору о сроках руководство города вернулось только в августе. Первышов сказал, что строить линию начнут в середине осени 2020 года, а первый трамвай пойдет в конце 2021 года.
«Только если метеорит не упадет», — цитировал его Юга.ру.
Видимо, космический объект всё же ударился о кубанскую землю, потому что после этого срок не один раз переносился. Но вообще это могло быть связано с тем, что у проекта сменился заказчик (им стала краевая администрация вместо краснодарской), и с тем, что подрядчик не сразу нашелся во время проведения конкурса.
Краснодарцы узнали, что такое челночный трамвай
В итоге мэрия заключила контракт с подрядчиком ООО «Веста» в 2021 году, и в ночь на 16 января работы стартовали. Чтобы начать строительство ветки, администрация полностью перекроила движение общественного и личного транспорта в этой части города. По Московской временно запустили челночный трамвай № 0 (который ездил туда-обратно без разворота), а еще изменилось движение всех других маршрутов.
Согласно контракту, подрядчик должен был закончить работы до 31 марта 2022 года (при этом срок исполнения контракта — по 13 мая 2022-го). Но в июле 2021 года мэр Первышов снова решил сказать об опережении сроков. Он заявил, что власти постараются сделать новогодний подарок горожанам и пустить первый вагон до Нового года. Между тем к середине сентября 2021 года ветка была готова только на 57%.
В декабре 2021 года трамваи по новой ветке так и не запустили. Уже следующий глава Краснодара Андрей Алексеенко признал, что мэрия не успевает сдать работы до Нового года.
— Не совсем понятно для меня, в чём причина переноса. Давайте ускоряйтесь.
Интересно, что планерка в городской администрации тогда проходила в закрытом формате, а не с онлайн-трансляцией, как было ранее.
Историческое событие
В конце концов объект сдали общественности в последний день — 31 марта. Портал 93.RU побывал на открытии трамвайной линии и сделал фоторепортаж. Журналистка издания проехала все остановки и поговорила с местными жителями и сотрудниками КТТУ. Она также обратила внимание на то, что конечная пока не облагорожена: на ней отсутствует навигация и табло, нет озеленения, а из-за строящегося подземного перехода довольно много грязи и строительных заготовок посреди тротуара.
Позже в этот же день мэрия сообщила, что проект изначально был разделен на два этапа. И второй, при котором будут развивать сопутствующую инфраструктуру, закончат в мае. Также в последний месяц весны обещают полностью доделать два подземных перехода.
Что известно о фирме, построившей ветку?
Заказчиком объекта стала Дирекция государственных закупок Краснодарского края. Заявку подала только одна компания — МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта Краснодара». Тот, в свою очередь, выбрал в качестве поставщика услуг ООО «Веста». С тех пор цена контракта увеличилась на 19,6% и теперь составляет 1,09 миллиарда рублей.
По данным системы «Контур.Фокус», общество с ограниченной ответственностью «Веста» образовали в 2005 году, оно занимается строительством автомобильных дорог. Фирма зарегистрирована в Краснодаре на улице Демуса, 5 Б.
Руководит «Вестой» Владимир Левченко, а учредителем со 100%-ной долей в компании является Сергей Круглов. Также он учредил краснодарское ООО «Стрела», которое занимается автомобильными грузовыми перевозками.
За всё время существования компания заключила 239 госконтрактов на общую сумму в 10,4 миллиарда рублей. По данным «Коммерсанта», в 2016–2020 годах «Веста» была исполнителем по госконтрактам на общую сумму в 6,71 миллиарда. Самый большой объем средств фирма освоила в 2017 году — 2,9 миллиарда. Самым крупным заказчиком компании числится ФКУ Упрдор «Черноморье». С ним было заключено контрактов на 3 миллиарда.
По данным «Контур.Фокуса», самый крупный госконтракт, помимо строительства трамвайной линии на Московской, компания получила в 2017 году от ООО «Дорожно-инвестиционная компания». Он касался строительных работы на трассе М-4 «Дон». Цена договора — 1,19 миллиарда рублей.
Фирма действительно активно работает в Краснодаре. Так, например, она получила госконтракт стоимостью 70 миллионов рублей на содержание улично-дорожной сети города в 2022 году, а за зимнее содержание дорог ей заплатили 30 миллионов. Кроме того, «Веста» занимается реконструкцией дороги к хутору Копанскому. Цена контракта — 429 миллионов рублей. Помимо прочего, компания должна была в 2020 году выполнить капремонт улицы Тополиной за 197,9 миллиона рублей, но из-за того, что в ходе работ обнаружились неучтенные кабельные линии, сроки сдвинули на этот год.
Сейчас «Веста» активно сотрудничает с администрацией Севастополя и получает крупные заказы на ремонт дорог в этом субъекте.
Компания насчитывает 161 сотрудника со средней зарплатой в 22,7 тысячи рублей, при этом только за 2020 год выручка «Весты» составила 1,4 миллиарда рублей (чистая прибыль — 5,3 миллиона), а годом ранее — 2,11 миллиарда (прибыль — 5,6 миллиона.
Уголовное прошлое
«Веста» дважды становилась фигурантом уголовных дел: в 2019 году компанию заподозрили в хищении при ремонте улицы Атарбекова, а в 2020-м — в незаконном обналичивании свыше 50 миллионов рублей при капремонте трассы Краснодар — Новороссийск.
Тем не менее бывший мэр Краснодара Евгений Первышов, отвечая на вопрос «Блокнот Краснодар» по поводу опасений насчет подрядчика, уверил, что фирма уже решила свои проблемы и в ней он не сомневается.
— В части возбуждения уголовных дел у них, наверно, были какие-то ошибки, но все уголовные дела прекращены. Никаких претензий к ним нет. В результате этого они смогли подготовить соответствующий пакет документов на конкурс, прошли его достойно, прошли все проверочные мероприятия. Фирма надежная, работает достаточно долго в городе Краснодаре, — процитировали Первышова журналисты.