Напомним, в октябре в Геленджике начались публичные слушания по проекту нового генерального плана города. Документ вызвал массовое недовольство жителей — они предположили, что изменения могут лишить их возможности распоряжаться своим жильем и снизят цены на собственность. Мэрия в течение нескольких месяцев давала обещания, что учтет мнение граждан и внесет изменения после слушаний. Несмотря на это, горожане продолжили собираться на народные сходы и протестовать в соцсетях. 14 января стало известно, что депутаты гордумы большинством голосов приняли генплан.
Чем были недовольны жители?
Ранее ЗСК изменило краевое законодательство (Градостроительный кодекс) относительно застройки побережья и высотности домов в этой зоне. Теперь на расстоянии 500 метров от моря в десяти муниципалитетах края (Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи, Ейский, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский, Туапсинский и Щербиновский районы) приоритет строительства должны отдавать объектам санаторно-курортного назначения. Также в этой зоне запретили возведение новых жилых домов, однако оставили возможность реконструкции объектов без увеличения этажности.
В конце 2021 года генпланы двух городов, Анапы и Геленджика, решили привести в соответствие с обновленным Градостроительным кодексом. Через новый документ запланировали изменить функциональное назначение прибрежной зоны на рекреационную и курортную. Однако живущие там люди выступили против этих изменений и посчитали, что новый генплан может лишить их жилья и возможности им распоряжаться — продавать, достраивать или реконструировать.
Также они заметили, что на некоторых земельных участках появились обременения (ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, по которой права пользователей могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных нужд). Владельцы посчитали, что это сделали незаконно и задним числом, чтобы уменьшилась кадастровая стоимость участков.
Что отвечали власти об обременениях?
Глава города Алексей Богодистов отвечал, что ограничение прав по ст. 56.1 появилось в выписках людей из-за технической ошибки Росреестра. Он также отмечал, что это обременение никак не связано с генпланом и деятельностью администрации города и вскоре эту ошибку исправят.
Проблему также комментировал глава края Вениамин Кондратьев. По его словам, кадастровая стоимость не может упасть, а жителей Геленджика «кто-то баламутит», чтобы убедить, что «это ничего не будет стоить».
— Но отельер, наоборот, много отдаст за то, чтобы поставить там свой отель. Востребованность этих участков возрастет, наоборот, когда отели увидят, что там можно строить.
А как комментировали изменение функциональных зон на побережье?
Ранее мэрия Геленджика давала серию ответов на наиболее волнующие вопросы горожан (в конце октября, 16 и 17 декабря). В целом руководство города отмечало, что возможность строительства и реконструкции зависят не от генплана, а от правил землепользования застройки, а также от того, есть ли у собственника вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Генплан же меняет только функциональное зонирование, а не вид пользования, поэтому повлиять на то, что волнует горожан, не может.
— Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Следовательно, собственники земельных участков не лишаются возможности реализации прав собственника, — писали в пресс-службе мэрии Геленджика.
Также ситуацию комментировал Кондратьев во время прямой линии в конце декабря. Он сказал, что «Геленджик с Анапой застряли где-то в 90-х» и что их следует сделать фешенебельными, чтобы туда приходили дорогие яхты, а их владельцы оставляли на курортах деньги. Он добавил, что у людей ничего не отнимут, но с ними надо продолжать договариваться, а курортам — развиваться до мирового уровня.
Что получилось в итоге?
Горожане однако не особо поверили властям и 18 декабря организовали народный сход. Они направили около 7300 заявлений с несогласием об изменении генплана. В мэрии сообщили, что проанализировали их и удовлетворили около 70% просьб жителей, которые касались изменения зон и их функционала.
В итоге 14 января прошло заседание городской думы по вопросу генплана. В это же время на площади перед администрацией собрались люди, которые начали скандировать «Против». В телеграм-канале мэрии назвали это безобразием и сказали, что сбор «попытались устроить отнюдь не рядовые граждане».
Тем не менее большинство депутатов приняли генплан, после чего его утвердили. За проголосовал 21 депутат, еще шесть были против и двое воздержались.