RU93
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Краснодаре

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

4 м/c,

с-в.

752мм 77%
Подробнее
USD 92,05
EUR 98,64
Город Эти стены кричат о помощи. Что происходит с краснодарским домом Косякина и когда его отреставрируют?

Эти стены кричат о помощи. Что происходит с краснодарским домом Косякина и когда его отреставрируют?

Объект культурного наследия рассыпается буквально на глазах. Узнали, что сейчас с ним происходит

Так выглядит тыльная сторона дома Косякина

Особняк архитектора Косякина, построенный в начале XX века, стоит на улице Кондратенко, 13 — это исторический центр Екатеринодара. Совсем рядом находится здания ЗСК, Войскового собора Александра Невского и Краснодарского высшего военного училища имени Штеменко. Последнее здание, кстати, тоже строили по проекту архитектора Александра Косякина. Среди таких громких соседей в тени стеклянных многоэтажек и притаился архитектурный шедевр и объект культурного наследия, который, несмотря на свой статус, разрушается, ветшает и грозит развалиться вовсе.

За время своего существования особняк, построенный в стиле модерн, несколько раз менял собственников и даже успел побывать коммуналкой и ночлежкой для бездомных. Сейчас же он как никогда нуждается в ремонте. И об этом говорят не только дыры в потолке и разрушающиеся перекрытия. Еще год назад чиновники называли его состояние «неудовлетворительным» и повторяли лейтмотив последних десяти лет, мол, «дом обязательно восстановят». Мы решили посмотреть, что скрывается за этой формулировкой, а еще — узнать, когда же там все-таки начнется ремонт.

Кто-то забыл старый чемодан

В чём особенность этого дома?

Пока бюрократическая машина скрипит своими механизмами и дело вроде как двигается, хоть и неспешно, мы решили узнать у краснодарского искусствоведа и автора телеграм-канала, посвященного архитектуре и строительству на юге России, Руслана Деды, чем же так уникален этот дом.

Начнем с того, что Александр Косякин специализировался в основном на строительстве храмов (девять на территории Краснодарского края). Здания по его проектам до сих пор сохранились по всему краю, пережив революцию. Также он построил Мариинский институт, ныне Шифровальное училище имени Штеменко. Поэтому жилой дом в этом списке немного выбивается из привычной архитектору плоскости работы.

Местами трещины на стенах начали превращаться в дыры

— Это довольно уникальный для него проект. Он, да и в целом застройка дореволюционного Екатеринодара, имеет свою особенность: у нас довольно влажный климат, поэтому, в отличие от Центральной России, где довольно сильно распространено деревянное зодчество, у нас здания строились из кирпича или возводились саманные хаты, — говорит Руслан Деды. — Также архитектурной особенностью является то, что у нас довольно жарко. В основном по этой причине здания строили максимум в два этажа, чтобы скрываться в тени под кронами деревьев. Именно эти особенности и отличают южную дореволюционную архитектуру.

Внутри с трудом можно найти целое окно

Еще одна характерная черта застройки Екатеринодара — это эклектика, то есть это смесь разных стилей в одной постройке. Особняк выполнен в стиле раннего модерна. Хотя по-настоящему модерн на Кубань привез Александр Козлов, ученик одного из самых лучших архитекторов этого стиля Федора Шехтеля.

Изначально дом Косякина стоял обособленным — на пустыре и в окружении садов. Но сейчас его со всех сторон облепили многоэтажки. До перепланировки в 1939 году у него была плоская крыша. Там принимали гостей, пили чай и играли в бадминтон. Позже ее сделали двускатной. Последний раз косметический ремонт фасада делали в период между 70-ми и 80-ми годами прошлого века. А в конце 1987 года особняк признали памятником градостроительства и архитектуры местного значения. Сейчас самобытный дом можно считать островком истории посреди индустриального хаоса.

— Конечно, дом выглядит пятном на фоне такой застройки, но именно тем пятном, которое город скорее украшает, — говорит Руслан.

Сейчас деревянной лестницы уже нет

По словам Руслана, первоначальный экстерьер дома утрачен навсегда еще во время, когда его отдали под коммунальное жилье. Это случилось в 40-х годах прошлого века. Здание претерпело сильные изменения. Кстати, в левом (если смотреть с улицы) крыле особняка на первом этаже проектом была предусмотрена арка для конных экипажей. Но уже в советские годы проход заложили кирпичом, чтобы увеличить дефицитную в то время жилплощадь.

После того как коммуналки расселили, двери памятника архитектуры открылись для всех, в том числе мародеров и бездомных. В первую очередь были разрушены камины (было поверье, что во время революции купцы в них прятали свои богатства).

Кусок наружной отделки отвалился от времени

Но есть и хорошие новости, несмотря на то, что на первый взгляд особняк выглядит разоренным, внутри сохранились шикарная чугунная лестница, метлахская плитка, оригинальные рамы окон, что, конечно же, является большой ценностью для города. В отличие от Женского училища на улице Красной, где в ходе реставрации оставили только стены, тут есть возможность сохранить внутренние интерьеры.

— Кстати, в прошлом году особняк лишился оригинальной деревянной веранды и внутреннего балкона. Пока что это единственные работы, которые произвели с домом после его покупки, — рассказывает Руслан.

Несмотря почтенный возраст, внутри еще сохранился колорит тех лет

Что происходило с особняком последние 100 лет?

Ранее портал 93.RU рассказывал историю дома Косякина, который строили в 1906–1910 годах. В нем архитектор прожил до своей смерти в 1919 году. Последующие 20 лет там жила его жена со своей второй семьей, а потом здание превратили в коммуналку на пять квартир, позже — стало прибежищем бездомных.

В следующий раз дом архитектора всплывает в истории уже в 2008 году. С момента расселения коммуналки и до наших дней собственники ничего не делал с особняком. За ним особо и не следили. Внутри всё, что не разрушило время, постарался уничтожить или испортить человек. Стены оказались завандалены уличными художниками, окна — разбиты непонятно кем, а куски кирпичной кладки до сих пор соседствуют с бутылками и прочим мусором.

Повсюду мусор, пыль и раскуроченные камины
Некоторые граффити там появились для привлечения внимания общественности к этому дому
Другие же рисунки стены носят лишь потому, что так решил их автор

Итак, спустя век после строительства памятник архитектуры вместе с землей покупает риелтор. Позже он выставляет имущество на продажу. В это время городские историки и общественность пытаются достучаться до властей через СМИ о необходимости реконструкции здания. Некоторые полагали, что его сознательно приводят в негодность, чтобы потом построить на его месте бизнес-центр. Разрушающийся объект культурного наследия пришлось изымать у собственника через суд. Это первый подобный прецедент в крае, чиновники даже придумали для этого отдельный механизм, когда нерадивые собственники лишаются старинных объектов, потому что не следят за ними.

Внутри еще сохранилась оригинальная лестница

В апреле 2016 года администрация Краснодарского края подала в суд на ООО «КорИнвест». Фирма владела особняком с 2015 года. Лишь после нескольких лет юридической волокиты в феврале 2020 года суд лишил собственника прав на дом и определил выставить объект на продажу с условием обязательной реставрации.

В 2022 году дом в итоге ушел с молотка за 15 миллионов рублей, его купил Максим Самардак, который в разные годы занимался строительством жилых и нежилых зданий. На тот момент стоимость реконструкции объекта культурного наследия власти оценили почти в 29 миллионов рублей. Однако о точной сумме без проектно-сметной документации (подготовка которой тоже стоит денег) говорить пока рано. Тогда Максим Самардак заявлял о планах полностью отреставрировать здание.

Метлахская плитка местами выглядит как новая

Девять кругов бюрократии

Спустя более чем год после продажи особняка мы решили уточнить у чиновников, как сейчас обстоят дела с этой усадьбой. По данным краевого управления госохраны объектов культурного наследия, по данному объекту разработали дорожную карту, согласно которой до конца третьего квартала 2023 года собственник должен разработать научно-проектную документацию на проведение работ. При этом документы может разрабатывать только та организация, которая имеет соответствующую лицензию Минкультуры России.

Из официального ответа следует, что дальнейшая судьба дома еще не определена. Реставрация там так и не началась. Приступить к работам могут только после согласования управлением научно-проектной документации, которая перед этим должна получить одобрение государственной историко-культурной экспертизы. А компания (обязательно лицензированная), которая будет проводить реставрацию, должна получить разрешение на эти работы.

Местами окружение напоминает кадры из фильма ужасов

В целом же, согласно дорожной карте, все работы должны закончить в четвертом квартале 2024 года. На данный момент стоимость восстановления дома архитектора Косякина осталась прежней — 28,8 миллиона рублей.

Какое будущее у особняка?

Итак, в сухом остатке после реставрации — хочется верить, что она все-таки произойдет — мы имеем особняк с прилегающей территорией в самом что ни на есть историческом центре города. Как можно использовать эту локацию? В Краснодаре уже есть примеры подобного симбиоза интересов бизнеса и культуры.

Внутри этого балкона вместо пола лежит дверь

— Есть очень удачный пример реставрации исторического дома в Краснодаре, как «Дом мецената Лю Трахова» на улице Мира, 63. Восстанавливали интерьеры с любовью и скрупулёзной точностью, площадка использовалась как место для театральных выступлений, маркетов и лекториев. Но, к сожалению, проект переехал с изначального места, — рассказывает Руслан.

Или же можно пойти простым путем: сдача помещений в аренду под общепит. Но говорить о будущем усадьбы можно бесконечно, ведь без кип документов, кучи согласований и разрешений это просто один из многих разрушающийся объектов культурного наследия, где даже стены кричат о помощи.

Этому дому нужна помощь
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем