Когда-то дом архитектора Косякина считался одним из красивейших зданий города. Прошли годы, и прекрасный особняк в стиле модерн стал обычной коммуналкой, а затем превратился в полузаброшенное убежище для бомжей. Пока чиновники пытались безуспешно повлиять на нерадивого собственника дома, памятник архитектуры медленно разрушался. Кажется, что в последние месяцы появилась надежда на счастливое будущее. Главное — успеть, пока дом еще не разрушился.
93.RU не только вспоминал историю и узнавал о перспективах некогда прекрасного памятника архитектуры. Нам удалось посмотреть на то, как старинный особняк выглядит прямо сейчас. Предупреждаем — зрелище не для слабонервных.
Блеск и нищета
Особняк на улице Кондратенко когда-то принадлежал главному архитектору Екатеринодара Александру Косякину. Изящное двухэтажное здание в стиле модерн с эркером и сквозной аркой, богато украшенное растительным орнаментом, было построено в 1906–1910 гг. До своей смерти в 1919 году здесь жил сам архитектор с женой. Затем 20 лет здесь прожила вдова Косякина со своей второй семьей. В конце 1930-х гг. особняк превратили в коммуналку на пять квартир.
В левой части дома на первом этаже изначально была арка, куда въезжал конный экипаж. Уже в советские годы проход заложили кирпичом, увеличив таким образом дефицитную в то время жилплощадь. Плоскую крышу, которую первые хозяева использовали для отдыха, чаепитий и игры в бадминтон, сделали двускатной. В послевоенные годы дом медленно ветшал. Последний раз его фасад ремонтировали более 40 лет назад. Несмотря на то что в 1987 году особняк был включен в список памятников градостроительства и архитектуры регионального значения, с каждым годом его состояние становилось всё хуже.
В 2008 году квартиры в доме Косякина скупил риелтор, а через несколько лет особняк вместе с земельным участком площадью 16 соток выставили на продажу. К этому времени дом уже был нежилым, в нем отсутствовало электричество, а внутренние помещения пострадали от действий бездомных и вандалов.
10 лет без права
Пока дом, нуждающийся в реконструкции, стоял и медленно разрушался, многие историки и краеведы выражали мнение, что новый собственник специально ждал, когда особняк окончательно разрушится, чтобы снести и построить на его месте бизнес-центр. Общественники писали письма, жаловались и пытались привлечь внимание СМИ, местной власти и правоохранительных органов.
Еще в 2012 году главный архитектор края Юрий Рысин на встрече с журналистами заявил о том, что краевая администрация попытается сделать всё, чтобы изъять памятник архитектуры у нерадивого собственника. В итоге процесс затянулся почти на десятилетие.
В апреле 2016 года администрация Краснодарского края подала в суд на ООО «КорИнвест», ставшее владельцем дома за два года до этого. Несмотря на регулярные предписания Управления госохраны памятников, собственник не предпринимал никаких действий по приведению памятника архитектуры в надлежащее состояние. Лишь после нескольких лет юридической волокиты в феврале 2020 года суд лишил собственника прав на дом и определил выставить объект на продажу с условием обязательной реставрации.
Летом того же года была названа сумма, в которую специалисты оценили работы по реставрации, — не менее 26 миллионов рублей.
В октябре 2020 года за разрушение дома Косякина было возбуждено уголовное дело по статье 243.1 УК РФ «Нарушение требований сохранения и использования памятников, повлекших их уничтожение или причинение вреда в крупном размере». По словам депутата Госдумы Натальи Костенко, она два года требовала возбуждения дела против представителей компании собственника. В случае признания вины статья Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде штрафа на сумму до 1 миллиона рублей или лишение свободы на срок до 2 лет.
Торг здесь уместен
В апреле 2021 года случился новый, знаковый, по мнению защитников дома, поворот в многолетней саге. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев подписал постановление, согласно которому у собственника, который не следит за сохранностью памятника архитектуры, можно изымать здание через суд и выставлять его на торги.
— Это значит, что местная достопримечательность Дом архитектора Косякина, который построил большинство знаковых исторических зданий Краснодара, найдет нового собственника и будет отреставрирован, — написала Наталья Костенко на своей странице в «Фейсбуке», добавив, что на здание может претендовать сразу несколько инвесторов.
93.RU направил запрос в краевое Управление госохраны памятников, которое подтвердило, что дом Косякина стал единственным объектом культурного наследия на территории Краснодарского края, в отношении которого по решению суда принято решение об изъятии из собственности для организации его продажи с публичных торгов.
Арбитражным судом Краснодарского края 25 февраля 2020 года по делу № А32–26616/2018 принято решение об изъятии из собственности ООО «КорИнвест» (г. Краснодар) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой архитектора А. П. Косякина, 1906–1910 гг.» для организации его продажи с публичных торгов с последующей передачей собственнику вырученной от продажи суммы за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении указанного объекта культурного наследия.
В настоящее время департамент имущественных отношений ведет подготовку к проведению публичных торгов в отношении изъятого памятника архитектуры. Непосредственно проводить публичные торги будет КГКСУ «Фонд госимущества Краснодарского края».
Главное — найти собственника
— Изящное здание, которое нужно восстанавливать и усиливать конструкции. Видите, что уже разрушается ризолит, крыша уже латаная-перелатанная, трещины. Теперь надо найти нового хозяина, который восстановит, который потратит деньги на реставрацию, — объясняет Сергей Гаркуша, представитель краснодарской фирмы, занимающейся реставрацией объектов культурного наследия. По словам специалиста, дом Косякина — это прекрасный образец екатеринодарской архитектуры начала ХХ века.
— Очень легко отличить старое здание от нового — берете сантиметр и меряете кирпич. Классический советский кирпич имеет размеры 250 на 120 на 65 миллиметров. Если он отличается размерами, значит, кирпич старинный. Кирпичи того периода, как правило, чуть длиннее и немного шире. Эти кирпичи очень хорошо шлифуются.
На вопрос о том, реально ли восстановить дом Косякина, Гаркуша отвечает не задумываясь:
— Да, реально. Нужно понять, что за трещины в нем, связаны ли они с просадкой фундамента. Потому что когда рядом строили новые здания, то рыли достаточно большие котлованы, забивали сваи. Нужно нормальное обследование, усиление всех стен, воссоздание самого облика.
По мнению реставратора, денег на восстановление нужно не так много, как могло бы показаться.
— Там нет какой-то лепнины, нет сложного декора. Надо усилить здание, чтобы оно не обвалилось. Восстановить балкончик, поменять крышу. Внутри надо будет тоже переоборудовать, надо только понимать, под что. Главное — это найти собственника, которому будет нужно новое приспособление. Нужен заинтересованный человек, который захочет вложиться в здание. Но вы же понимаете, что таких людей, как Галицкий, который готов вкладывать свои средства, мало.