Город Строительство «нового Краснодара» Пробки, ямы и бескрайние поля. Как выглядит «новый Краснодар» и что там уже есть?

Пробки, ямы и бескрайние поля. Как выглядит «новый Краснодар» и что там уже есть?

Журналисты 93.RU посмотрели, как начали строить «город в городе»

Масштаб у проекта серьезный, но потребуются десятки лет на реализацию

Площадь в 1500 га, 270 тысяч жителей и порядка 18 километров до центра города — таким планируется «новый Краснодар». Речь о районе на северо-востоке краевой столицы, между поселками Знаменский и Лорис. Что уже есть на месте будущего «города в городе», какой масштаб работ предстоит? Журналисты 93.RU побывали на месте, став его первыми туристами.

Начать с нуля

Петр Первый строил Петербург на болотах. Перед мэрией Краснодара задача — менее амбициозная. Возвести нужно «всего лишь» район, да и то в полях. По сути, единственная инфраструктура, которая уже здесь есть — это трасса М-4 «Дон», пересекающая территорию по вертикали. Причем именно здесь, в основном, собираются пробки.

Поле и разрытая земля — всё, что есть на данный момент

На юге — новостройки Знаменского и Новознаменского, на севере — Лорис и Индустриальный. Из магазинов и сервисов по соседству — только автомобильные. Зато сразу за Знаменским находится аэропорт, а рядом на северо-востоке — птицефабрика, на западе — железная дорога. Будут ли запахи и шум характерной чертой нового района, пока неясно.

Рядом с трассой ближе к Знаменскому явно ведутся вялотекущие работы — на протяжении около сотни метров раскопана земля под трубы, которые торчат то тут, то там. Гурьба бутылок из-под пива с характерным названием указывает на деятельность специалистов из ближнего зарубежья. Связано ли всё это с грядущей стройкой, неизвестно.

На границе будущего района по соседству стоят новостройки Знаменского

Остальная же часть — зеленые или вскопанные поля, разделенные лесополосами. Никакой техники, никаких табличек «здесь будет город заложен» нет. Впрочем, оно и понятно — разработка проекта планировки должна была завершиться только в апреле этого года, хотя макет (даже две его версии) уже показали.

Строительство первых объектов собираются начать уже в 2025 году, а вот закончить все хотят к 2043-му. Что именно будет там? На сегодняшний день информации о районе более чем достаточно, хотя за короткое время многое успело поменяться.

От идеи до слов

В 2019 году губернатор Кубани Вениамин Кондратьев оценил концепцию развития данной части Краснодара, присутствуя на стройке очередного ЖК, где мэр города Евгений Первышов провел для него презентацию и детально рассказал о планах. Тогда же территорию передали из федеральной собственности в муниципальную.

14 октября 2021 года специалисты из НИИ Перспективного градостроительства представили тогда еще вице-губернатору Андрею Алексеенко архитектурно-планировочную концепцию для северо-восточной части города. Они предложили разделить эту территорию на различные функциональные зоны: жилые, рекреационные, производственные и общественно-деловые.

4 февраля 2022 года Алексеенко, уже в роли мэра Краснодара, сообщил, что НИИ ПГ закончит разработку концепции развития этой части города к весне. Однако затем, видимо, возникли какие-то проблемы, и выполнение проекта затянулось. О завершении концепции администрация Краснодара объявила в октябре 2023 года. Тогда же показали первый макет.

Так выглядел первый вариант

— По сути, мы планируем новый город на 50 лет вперед и мы должны заложить в него большой потенциал возможного развития, предусмотреть все моменты с инженерной инфраструктурой. 187 тысяч жителей — это много, но всем должно быть комфортно жить здесь и через десятки лет, — сообщал Алексеенко.

Масштабнее некуда

В конце зимы — начале весны в Краснодаре прошла крупная строительная выставка YugBuild. Там администрация Краснодара организовала экспозицию, центром которой стал макет нового района. Это была уже его вторая версия.

Предполагается, что район будет способен вместить 270 тысяч человек. Изначально планировалось, что там поселится около 200 тысяч человек, затем были озвучены более точные цифры — 187 тысяч. Рассматривались и более серьезные масштабы — до 330 тысяч. Причем из этого места хотят сделать административно-деловой центр и переселить сюда чиновников, избавив исторический центр от пробок.

— Безусловно, сама идея выноса жилья, рабочих мест и части административных органов из центральной части города, кроме того что создаст новый город, позволит существующему центру улучшить условия движения транспорта, проживания граждан и работы административных органов, которые, безусловно, у нас сейчас в центральной части перегружены. И при проведении мероприятий мы видим, что город зачастую перекрывается, что очень негативно сказывается на решении транспортных проблем, — комментировал председатель комитета по строительству Краснодарского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Головкин.

Второй макет на презентации

Из 1500 га около 635 предназначены под жилую застройку. Средний размер квартала составит 0,8 га, средняя этажность зданий будет от 6 до 9 этажей, а для высотных зданий (доминант) — от 12 до 18 этажей. предполагается создание 1,2 миллиона квадратных метров коммерческих площадей (порядка 80 тысяч рабочих мест). Задумка предполагала создание трех микрорайонов внутри района, но с изменением макета эта идею уже не стали озвучивать.

Общая протяженность автомобильных и велосипедных дорожек составит 150 километров, плотность уличной сети — 10 километров на квадратный километр. Также предусмотрено посадить не менее 112 тысяч деревьев.

Планы и реальность

В планах строительство здания для Кубанского казачьего хора, центра реабилитации и социального обслуживания, дворцов технического творчества, скверов, парков и бульваров. Хотя зеленые зоны не упоминались явно, на макете было видно большие открытые территории с тропинками, расположенные впритык друг к другу.

Среди других выдающихся зданий — два спортивно-событийных комплекса с ледовыми аренами и стадионами, медицинский центр, аквапарк, выставочный центр, торговые центры, деловые кварталы (включая высотные здания), торговый комплекс с кинотеатром, цирк, два театра, поликлиника, дом культуры, дом детского творчества, музей современного искусства, рынок и ЗАГС.

Планируется также создание университетского кампуса и образовательного кластера, в который войдут музыкальный колледж, детская школа-интернат искусств и казачьей культуры, а также учреждение дополнительного образования в области художественной и эстетической культуры. Будет и квартал региональной администрации, напротив которого расположат пешеходную культурную улицу.

Район пересекает трасса

— Мы должны вынести сегодня краевые органы власти, которые по большому счету сегодня по всему Краснодару уже разбросаны. И собрать в одном месте. А вот эти помещения, которые высвободятся, передать под другие цели. М освободить Краснодар от этого количества автомобилей, которые везут тех, кто едет в эти органы краевой власти и городской, — отметил ранее губернатор Вениамин Кондратьев.

Список социальных объектов выглядит так: 22 школы на 31,5 тысячи мест (изначально было запланировано 21), 45 детских садов на 19,5 тысячи мест, 12 поликлиник на 4,5 тысячи мест, 23 физкультурно-оздоровительных центра и бассейна, 3 стадиона. Планируется, что социальные объекты будут строить параллельно с многоэтажной застройкой. Первоначально велись разговоры про 11 религиозных зданий (четыре храма и семь церквей), но в макете их не показали.

Также при демонстрации новой версии района никто не упомянул ранее озвученную идею строительства метро, которое должно было соединить центр Краснодара с новым районом. На макете отсутствовало и самое высокое здание — 50-этажный торгово-деловой центр (170 метров), который был на первом макете.

Судя по графику, всё еще может поменяться

Связанные одной трассой

Между тем предусмотрены трамвайное, троллейбусное и пожарное депо, а также транспортно-пересадочный узел. Планируется прокладка коридора для переноса трассы М-4 «Дон». Власти утверждают, что эта территория обладает потенциалом для опережающего развития. Планируемая реализация проекта «нового Краснодара» может занять около 20 лет, как предполагал Илья Поздняков в 2022 году.

«Старый» Краснодар хотят связать с «новым» широкими дорогами, а также общественным транспортом. На северо-востоке планируется создание шести станций городской электрички, вокруг которых будут образованы пересадочные узлы, обслуживаемые скоростным трамваем и другими видами общественного транспорта.

По расчетам авторов проекта, сеть электричек позволит жителям добираться с окраин до центра Краснодара за полчаса. Кроме того, будет построена трасса от улицы Тихорецкой до аэропорта Краснодар с тремя развязками. А поскольку для нового района недостаточно существующих инфраструктурных ресурсов в сфере ЖКХ, власти собираются построить водозаборы, новые очистные сооружения и подстанция.

— Будет и встреча с ресурсниками. Мы хотим понять, каким образом лучше эту территорию обеспечивать электроснабжением, водоснабжением, канализацией и так далее. И после этого концепция будет переработана и уже в такой более-менее итоговой редакции опубликована для изучения всеми жителями Краснодарского края, — говорил главный архитектор Кубани Илья Поздняков.

Так выглядела схема проекта осенью 2023 года

Потребность района в воде составит 110 тысяч кубометров в сутки. Водозабора, обеспечивающего такой объем, сейчас нет, его необходимо строить. Требуемый ресурс по водоотведению составляет 80 тысяч кубометров в сутки. Однако почти весь существующий запас очистных сооружений израсходуют медицинский кластер и новая застройка, считают в администрации. Поэтому предстоит либо строить новые очистные, либо реконструировать имеющиеся.

Что касается обеспечения электричеством, то для нового района потребуется 280 мегаватт. Сейчас мощностей для этого опять же не хватает, но в рамках генплана планируется построить пять подстанций и переустроить существующие линии.

Чего стоило?

Для реализации такого масштабного проекта, за 2021 и 2022 годы департамент архитектуры подготовил и утвердил порядка 15 нормативных актов, в том числе внес изменения в градостроительный кодекс края. В целом же «каркас» и развитие нового района были заложены еще в генплане, который приняли в 2020 году.

Ранее краснодарский урбанист Мирослав Валькович выразил свой скепсис относительно этой инициативы администрации.

— Подчеркивание внимания властей на новом микрорайоне с новой инфраструктурой выглядит несколько странным, учитывая, что в том же направлении старые районы до сих пор не полностью обеспечены всем необходимым, — подчеркнул общественник.

Его точку зрения в соцсетях выразили и многие горожане. Интересно, что в старом аэропорту в Ростове-на-Дону реализуют похожий проект. Там масштабы втрое меньше, но амбиции властей также велики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD6
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем