Дороги и транспорт Штрафы и запреты не помогают. Как в Краснодаре борются с самокатчиками-нарушителями?

Штрафы и запреты не помогают. Как в Краснодаре борются с самокатчиками-нарушителями?

Некоторые вещи зависят только от менталитета и уровня культуры самих пользователей

Проблема с самокатчиками стала общероссийской | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RUПроблема с самокатчиками стала общероссийской | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RU

Проблема с самокатчиками стала общероссийской

Источник:

Наталья Лапцевич / 74.RU

В краснодарском Доме журналистики 24 апреля прошла пресс-конференция, посвященная безопасности использования двухколесных средств передвижения, включая электросамокаты (СИМ). Представители власти и кикшеринговых компаний рассказали о статистике происшествий и ограничительных мерах в отношении самокатчиков. 93.RU побывали на встрече и узнали, ожидать ли в этом году улучшений в ситуации с любителями погонять.

Тревожная статистика

Неприятные данные озвучил замглавы краевого управления Госавтоинспекции ГУ МВД России Александр Матвеев. В 2024 году в регионе зарегистрировано 215 ДТП с участием СИМ, в результате которых девять человек погибли и 211 получили травмы. Основной вклад в статистику внесли крупные города — Краснодар, Анапа, Сочи и Новороссийск, где электросамокаты наиболее популярны.

Самокатчики часто нарушают ПДД | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUСамокатчики часто нарушают ПДД | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Самокатчики часто нарушают ПДД

Источник:

Владислав Лоншаков / E1.RU

Наибольшее число аварий (более 50%) приходится на возрастную группу 21–30 лет. Особую озабоченность вызывают происшествия с детьми: в 2024 году произошло 22 ДТП с участием несовершеннолетних до 16 лет, управлявших СИМ. В этих авариях три подростка погибли, а 20 получили травмы. Основные причины — несоблюдение очередности проезда, превышение скорости и игнорирование дорожных знаков.

В первом квартале 2025 года ситуация не улучшилась: зафиксировано 17 происшествий, в которых пострадали 18 человек. Из них восемь ДТП произошли по вине водителей СИМ. Краснодар (девять случаев) и Сочи (пять случаев) остаются лидерами по количеству аварий. За три месяца 2025 года к административной ответственности привлекли 918 пользователей электросамокатов, а в 2024 году эта цифра составила более 5000 за весь год.

Двое на самокате — распространенное явление, но опасное | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUДвое на самокате — распространенное явление, но опасное | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Двое на самокате — распространенное явление, но опасное

Источник:

Владислав Лоншаков / E1.RU

«Штрафы не останавливают нарушителей. СИМ продолжат развиваться, это неизбежно, но нужно повышать ответственность водителей перед пешеходами», — подчеркнул Матвеев, отметив, что на тротуарах приоритет всегда у пешеходов, что не все самокатчики понимают.

Впрочем, недавний скандал заставил россиян активнее обсуждать данную меру. В Екатеринбурге у 13-летней школьницы сняли 100 тысяч рублей за то, что она наврала в анкете про возраст и, привязав детскую банковскую карту, воспользовалась арендным самокатом.

За что кикшеринговые компании могут оштрафовать и на сколько:

  • передвижение на самокате вдвоем (от 3 тысяч до 100 тысяч рублей);

  • передачу управления самокатом несовершеннолетним (от 10 тысяч до 100 тысяч рублей);

  • неправильную парковку (от 500 рублей до 5000 рублей);

  • вождение в нетрезвом виде (от 100 тысяч до 150 тысяч рублей);

  • пересечение пешеходного перехода на самокате (1000 рублей);

  • повреждение самоката (от 2,5 тысячи до 35 тысяч рублей);

  • утрату самоката (от 35 тысяч до 150 тысяч рублей);

  • причинение вреда здоровью третьим лицам (от 50 тысяч до 150 тысяч рублей);

  • выезд за пределы зоны поездок (1000 рублей).

Травмы и их последствия

Врач-травматолог детской краевой клинической больницы Владимир Кульян рассказал о типичных травмах, получаемых при авариях с электросамокатами. Чаще всего встречаются переломы костей предплечья, нижних конечностей и копчика, а также сочетанные травмы. Реабилитация после таких повреждений длительная — от нескольких месяцев до нескольких лет.

«Переломы требуют серьезного лечения, а восстановление может затянуться на годы, особенно при сложных сочетанных травмах», — отметил Кульян.

Ограничительные меры

Представители кикшеринговых компаний — Алексей Карапетян, руководитель по взаимодействию с органами власти по ЮФО и СКФО, и Григорий Огородников из «МТС Юрент» поделились мерами, которые принимаются для повышения безопасности.

В местах, где на картах обозначены запретные зоны, должны висеть такие знаки | Источник: Дарья Паращенко / 93.RUВ местах, где на картах обозначены запретные зоны, должны висеть такие знаки | Источник: Дарья Паращенко / 93.RU

В местах, где на картах обозначены запретные зоны, должны висеть такие знаки

Источник:

Дарья Паращенко / 93.RU

В 2025 году компании ужесточили санкции: за нарушения заблокировано около 8000 аккаунтов пользователей, а более 4000 человек оштрафованы. Введены зоны пониженной скорости (до 6–20 км/ч) в местах с высоким пешеходным трафиком, таких как парки и набережные. С 17 апреля максимальная скорость прокатных самокатов на тротуарах ограничена 20 км/ч, что на 20% ниже разрешенного ПДД предела (25 км/ч).

Компании проводят видеоуроки вождения, распространяют социальные ролики и поощряют спокойный стиль езды. С 23 апреля пользователи, передвигающиеся со скоростью 12–16 км/ч, получают бонусные баллы для оплаты поездок.

«Такие меры формируют культуру вождения», — отметил он.

В 2024 году была разработана дорожная карта по повышению безопасности, включающая образовательные программы и социальную рекламу. Введены запретные зоны, где движение самокатов блокируется через приложение. Однако новые пользователи не всегда проверяют карты, что приводит к нарушениям.

Во многих городах рисуют разметку для стоянок самокатов | Источник: Олег Фёдоров / CHITA.RUВо многих городах рисуют разметку для стоянок самокатов | Источник: Олег Фёдоров / CHITA.RU

Во многих городах рисуют разметку для стоянок самокатов

Источник:

Олег Фёдоров / CHITA.RU

Для борьбы с несовершеннолетними водителями с апреля 2025 года компании обязались сообщать о таких случаях в правоохранительные органы для работы с родителями. Также создан единый черный список нарушителей, исключающий возможность регистрации в других сервисах после блокировки.

Куда можно и нельзя?

Еще в конце марта мэр Евгений Наумов заявил, что в городских зонах отдыха запретят проезд на электросамокатах в теплое время года для безопасности пешеходов. Речь шла о Солнечным острове, Старой Кубани, Чистяковской роще, Рождественском парке, парке 30-летия Победы и Александровском бульваре. В мае пообещали установить запрещающие дорожные знаки на въезде в парки.

На сегодняшний день, если посмотреть на карты крупных кикшеринговых приложений, можно увидеть, что у всех запретные зоны выглядят сильно по-разному, и правила тоже разные. Упомянутые выше парки действительно у всех отмечены алым цветом, но, например, один сервис кое-где полностью запрещает ездить на самокате, а другой допускает с ограничением скорости до 15 км/ч.

Источник: WooshИсточник: Woosh
Источник: «Яндекс Go»Источник: «Яндекс Go»

Среди таких мест — Горсад, Чистяковская роща и парк 30-летия Победы. Выходит, что единых норм по ограничениям нет. И даже если в реальности на улице висит запрещающий знак, какой-нибудь сервис спокойно обозначает эту зону свободной для проезда, просто с минимальной скоростью. И это если не считать самокатчиков на своем транспорте — они свободно могут ездить, где захотят, несмотря на знаки, их самокаты не замедляются удаленно компаниями.

Инфраструктура и разметка стоянок

Одной из проблем остается хаотичная парковка самокатов. Огородников отметил, что брошенные устройства создают неудобства и финансовые потери для компаний. Для решения этой проблемы в Краснодаре проводится эксперимент с разметкой стоянок в центре города. По данным «МТС Юрент», 7 из 10 пользователей паркуют самокаты в обозначенных зонах, несмотря на погрешности GPS.

«Разметка — это перспективный путь. Она проще, чем установка конструкций, и доказала свою эффективность», — подчеркнул Огородников. Компании также убирают оттуда самокаты во время массовых мероприятий, чтобы минимизировать неудобства.

Нередко пользователи бросают самокаты посреди тротуара | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUНередко пользователи бросают самокаты посреди тротуара | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

Нередко пользователи бросают самокаты посреди тротуара

Источник:

Алексей Волхонский / V1.RU

Что ждать в будущем?

Среди новых инициатив — использование видеокамер в Краснодаре для фиксации нарушений ПДД пользователями СИМ. Проект находится на стадии проработки. В Москве подобные технологии уже тестируются, позволяя автоматически выявлять нарушителей.

Матвеев добавил, что для снижения аварийности необходимо не только ужесточать санкции, но и развивать инфраструктуру, включая велодорожки и зоны для СИМ. Он также поддержал идею повышения возрастного ценза для пользователей с 14 до 16 лет, что обсуждается на федеральном уровне.

Мамкины хакеры

Несмотря на меры по ограничению доступа несовершеннолетних к прокатным самокатам, подростки находят способы обходить блокировки. Основной метод — использование сим-карт и банковских карт, оформленных на родителей или старших родственников. Теоретически подросток может зарегистрироваться в сервисе, используя другой номер телефона или карту (есть сервисы, позволяющие купить временный номер), хотя единый черный список усложняет такие попытки.

Подростки — самые частые пользователи арендных СИМ | Источник: Дарья Паращенко / 93.RUПодростки — самые частые пользователи арендных СИМ | Источник: Дарья Паращенко / 93.RU

Подростки — самые частые пользователи арендных СИМ

Источник:

Дарья Паращенко / 93.RU

По данным «МТС Юрент», сервисы сверяют возраст пользователей с базами операторов связи, получая только дату рождения. Однако, если сим-карта оформлена на взрослого, система не всегда распознает реального пользователя. В некоторых случаях подростки приобретают собственные сим-карты, что также затрудняет контроль. Эксперты отмечают, что полное исключение таких нарушений возможно только с внедрением биометрической верификации или обязательной привязки к паспортным данным, что пока не реализовано.

Что сделано в стране за последние годы?

2022 год. Утверждены правила езды на электросамокатах для подростков, приравнивающие СИМ к транспортным средствам. Дети до семи лет могут ездить только под присмотром взрослых, от семи до 14 лет — по тротуарам и велозонам, от 14 лет — на проезжей части при отсутствии тротуаров.

2023 год. Введены ограничения скорости до 10–20 км/ч в зонах с высоким пешеходным трафиком и запретные зоны в парках и на набережных. В Москве и Санкт-Петербурге начали использовать верификацию возраста через Mos ID и другие системы. Нарушителям грозит пожизненная блокировка аккаунтов.

Лишь немногие самокатчики надевают защиту, а велодорожки остаются редким явлением | Источник: Дарья Паращенко / 93.RUЛишь немногие самокатчики надевают защиту, а велодорожки остаются редким явлением | Источник: Дарья Паращенко / 93.RU

Лишь немногие самокатчики надевают защиту, а велодорожки остаются редким явлением

Источник:

Дарья Паращенко / 93.RU

2024 год. Операторы кикшеринга начали блокировать доступ несовершеннолетним, сверяя данные с базами сотовых операторов. В Москве введена обязательная верификация для совершеннолетних, а в Санкт-Петербурге запрещено движение в 36 зонах, включая Невский проспект и парки.

2025 год. Предложено повысить минимальный возраст пользователей СИМ до 16 лет (пока не утверждено). В ряде регионов, включая Москву, введены штрафы за неправильную парковку и эвакуация самокатов на спецстоянки.

Молодые работники кикшерингов сами регулярно нарушают ПДД | Источник: Ксения Филимонова / IRCITY.RUМолодые работники кикшерингов сами регулярно нарушают ПДД | Источник: Ксения Филимонова / IRCITY.RU

Молодые работники кикшерингов сами регулярно нарушают ПДД

Источник:

Ксения Филимонова / IRCITY.RU

Борьба Кубани

В Краснодарском крае тоже активно борются с нарушителями-самокатчиками.

Краснодар. Введены зоны системного замедления (до 15 км/ч) в парках, скверах и на бульварах. Запретные зоны, где движение полностью блокируется, обозначены красным в приложениях кикшеринга. Проводится эксперимент с разметкой стоянок в центре города.

Сочи. С 2023 года на 23 участках, включая набережные, парки, скверы и территорию морского порта, запрещено движение электросамокатов. Скорость ограничена до 15–20 км/ч, а с 1 сентября 2023 года запрещено размещение прокатных самокатов на улицах.

Разметок для стоянки в Краснодаре всё еще очень мало | Источник: Дарья Паращенко / 93.RUРазметок для стоянки в Краснодаре всё еще очень мало | Источник: Дарья Паращенко / 93.RU

Разметок для стоянки в Краснодаре всё еще очень мало

Источник:

Дарья Паращенко / 93.RU

Анапа. Скорость на набережных ограничена до 10 км/ч, в городе — до 20 км/ч. Введены запретные зоны в местах массового скопления людей.

Геленджик. Скорость снижена до 12 км/ч, а в красных зонах — до 8 км/ч. Запрещено движение в центральных парках и на набережных.

Ейск и Новороссийск. Введены зоны пониженной скорости и запретные зоны в парках и на пешеходных улицах. Точные данные о скоростных ограничениях варьируются, но в среднем составляют 15–20 км/ч.

Муниципалитеты сотрудничают с кикшеринговыми компаниями, устанавливая знаки запрета и разрабатывая карты ограничений. Например, в парке «Краснодар» движение СИМ полностью запрещено по решению Сергея Галицкого. Депутаты региона предлагают расширить запретные зоны и подключить жителей к определению таких территорий через заявки в администрацию. Осенью 2024 года власти России обсуждали идею обязать самокатчиков получать водительские права.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления