Если перейти дорогу от стадиона «Краснодар» и пройти дальше за высокие кусты, то окажешься в густонаселенном частном секторе. Во время матчей там всё заставлено машинами болельщиков, проезжая мимо, они поднимают за собой столбы пыли от гравийной дороги. Еще около 20 минут пешком — и вы оказываетесь возле трамвайной линии по улицам Красных Зорь и Достоевского. Там есть и конечная остановка, где вагоны разворачиваются.
Долгие годы власти Краснодара хотят продлить трамвайную ветку от кольца и пустить составы дальше в район Восточно-Кругликовской, до улицы Домбайской. Сначала для этого выбрали один маршрут, затем остановились на другом — предполагающем снос нескольких десятков домов.
Журналист 93.RU Валерия Дульская побывала в Восточно-Кругликовском микрорайоне Краснодара и поговорила с людьми, чьи дома хотят снести.
Строить больше нельзя
Участки возле нынешнего стадиона раньше считались окраиной Краснодара. Там выдавали землю для освоения врачам, медсестрам, учителям и другим советским работникам. Люди строили дома, а вокруг всё засаживали картошкой, луком и прочими овощами и фруктовыми деревьями. Некоторые из участков давали еще в середине 1950-х годов. Получается, что в некоторых домах живет третье-четвертое поколение людей.
Несколько десятков человек собрались на встречу с журналистом, чтобы рассказать свои истории. Сначала все пытались друг друга перебивать, но затем слово взял один из активистов — остальные его только дополняли.
— Можно сказать, что жизнь приостановилась в нашем районе из-за того, что люди не могут продать участки свои. Потому что слух пошел, риелторы знают эту ситуацию, что здесь, возможно, будет снос. Люди не могут нормально строиться уже четвертый год, — начал свой рассказ мужчина средних лет.
По его словам, официального запрета на стройку нет, но люди уже не хотят покупать жилье в этом районе, опасаясь проблем. Та же ситуация и со строительством: один из соседей недавно снес на участке старый дом, чтобы построить новый. Но капитальное здание сделать не получилось. Как объяснили активисты, для этого администрация потребовала провести изыскания почвы. В итоге мужчина поставил модульный деревянный дом и живет в нём.
А еще, по словам жителей, изменилась кадастровая стоимость участков. Это случилось примерно в 2022 году. Люди заметили изменения по счетам из налоговой. Раньше их участки оценивали в несколько раз дороже, чем сейчас. С чем это связано — неизвестно.
— У меня 8 соток по кадастру стоят 2 миллиона 200 [тысяч рублей]. Если мне заплатят кадастровую стоимость (речь идет о выкупе администрацией, потому что пока люди не знают, влияет ли кадастровая стоимость на цену. — Прим. ред.), я окажусь на улице. Нет, ну это смешно. Это смешно, — на эмоциях говорит местная жительница.
Когда пошли первые разговоры о сносе домов, люди не верили, что это возможно. Местные жители написали 103 письма в администрацию города. В каждом из них была чья-то история жизни: кто-то рассказывал, что живет здесь поколениями, кто-то — что брал неподъемную ипотеку и только недавно наконец смог выдохнуть. Кто-то и вовсе говорил о детях и грозился выйти под бульдозер.
С чего всё началось
Изначально трамвайную ветку решили провести по улице Жлобы — для этого почти не надо ничего сносить. Минус этого варианта: либо составы будут ехать вместе с машинами по одной дороге, либо нужно будет закрыть улицу Жлобы для автомобильного движения, оставив лишь подъездные пути к домам. Есть и другой вариант: провести пути напрямую через то место, где сейчас стоят дома. По оценкам экспертов, это сэкономит 4 минуты в пути на общественном транспорте. Но это очень дорогие 4 минуты: на выкуп домов нужно более 1 миллиарда рублей, не считая самого строительства.
Впрочем, администрация пока не считала точную сумму, нужную на выкуп. Активисты района говорят, что пока не посчитаны даже точные кадастровые номера участков под изъятие. Поэтому вопрос о деньгах еще не поднимали.
— Во-первых, это социальное напряжение. Во-вторых, это поломанные судьбы людей. В-третьих, это мы вам маленькими штрихами рассказываем. Это же всё верхушка айсберга. Как люди выстраивали свою жизнь, всю жизнь, в нескольких поколениях, — жалуются жители этих домов.
По Генплану планировалось, что пути проложат по Жлобы и жителей это не коснется. Поэтому никто особо не интересовался деталями. Проект делал Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт перспективного градостроительства: пути должны были идти по улице Красных Зорь от Достоевского и дальше — по Российской и Жлобы. Состоялось общественное обсуждение, сначала всё было нормально, это активно освещали СМИ. Люди продолжали жить обычной жизнью.
ООО «НИИ ПГ» образовано в Санкт-Петербурге в 1992 году. По данным системы «Контур.Фокус», чистая прибыль за 2023 год составила 199,8 миллиона рублей при выручке в 673,3 миллиона рублей. Генеральный директор — Сергей Митягин. Он является учредителем вместе с Павлом Спириным. Всего с институтом заключили госконтракты на 818 миллионов рублей. За последние три года большая часть из них — из Краснодарского края.
В какой-то момент тот самый сосед, который решил построить новый дом, пошел в администрацию с документами. Там он и узнал, что его участок, вместе с другими, перевели под транспортную инфраструктуру (ранее вся земля предназначалась под ИЖС). Из-за этого нюанса дома там строить больше нельзя. Это случилось осенью 2020 года после принятия Генплана Краснодара.
— То есть получается, обсуждения были по одним улицам, Генплан приняли по другим улицам. Научно-исследовательский институт разработал ветку по Жлобы без массового сноса домов. На общественные слушания была выложена та же ветка. Во время общественных обсуждений было предложение провести по Новосельскому, его отклонила комиссия. А потом внезапно в Генплан пошла вот эта вот ветка со сносом, — пояснил активист.
Люди обратились в суд и выяснили, что такое решение принял городской дептранс после общественных обсуждений. Вопреки проекту института, решениям комиссии и результатам самих обсуждений. Такая информация есть в документах суда в распоряжении редакции.
После принятия Генплана люди возмутились и записали видеообращение к тогдашнему мэру Евгению Первышову с просьбой не трогать их жилье. Глава города отвечал, что пока не утверждал проект и не давал разрешительных документов.
Другое мнение
Главная активистка, которая выступает за проект, предполагающий снос домов, — руководитель общественного движения «Гражданская инициатива» Марина Репещук. По ее мнению, нужно учитывать интересы 300 000 жителей микрорайона, а не нескольких десятков семей.
— Краснодару не нужно строительство трамвайных веток для галочки. Городу нужен нормальный скоростной трамвай, а не тихоход, стоящий вот в такой пробке на Жлобы, как на видео. Сейчас там стоят маршрутки — потом добавятся трамваи. Губернатор для таких пробок обновил трамвайный парк? — написала Репещук в своем телеграм-канале, выкладывая видео с пробкой.
Местные жители с ней не согласны — эти споры длятся уже несколько лет как лично, так и в соцсетях. Люди рассказали, что больше всего их обижают формулировки, которые использует противоположная сторона, говоря о них и их домах: «бомжатники», «миллионеры из трущоб», «понастроили не пойми что и узаконили».
— Я бы понял, если это какой-нибудь военный или какой-нибудь мега государственный объект. Стратегический. На наших костях. Я выступал, я говорю, Марина [Репещук], а почему вы с такой легкостью человеческими судьбами распоряжаетесь? — объяснил один из местных жителей.
Трамваи и четырехполосная дорога
От поворота трамвая на улице Красных Зорь тянется достаточно широкая улица. По обе стороны стоят дома, между ними просторная двухполосная дорога для машин, зеленая зона и небольшие тротуары. По действующим нормативам, там бы поместилась трамвайная линия, однако по принятому Генплану дома по четной стороне улицы Красных Зорь должны сносить уже от улицы Достоевского, хотя расстояние между заборами домов 40–44 метра, чего хватает с большим запасом.
Дома нужно сносить еще и для того, чтобы провести вдоль путей четырехполосную дорогу для машин длиной 2 километра.
— Кому она нужна, четырехполосная автомобильная дорога на 2 километра? Вот от Восточно-Кругликовской до Достоевского, где она упрется в одну полосу. Это будут опять пробки. Говорили, что это для того, чтобы соединить Восточно-Кругликовскую с Садовой. Простите, ребята, вы вообще не видели эти дороги? То есть вот от нас на Садовую проехать невозможно, там еще нужно снести несколько десятков домов, чтобы провести на Садовую, понимаете? — рассказал о ситуации один из собравшихся мужчин.
Один из местных жителей, узнав новости, сел на велосипед и специально объехал район, посчитав дома под снос. У него получилось около 70 штук — именно столько нужно снести, чтобы провести трамвайную линию. Недвижимость в этом районе очень дорогая, не считая того, что люди даже за большие деньги не хотят расставаться со своим жильем.
Местные жители предлагают рассмотреть возможность провести трамвай по улице 40-летия Победы — они считают, что для этого всего лишь надо убрать разделительную зеленую полосу.
Где всё-таки должна пройти дорога?
Согласно генплану Краснодара, новую ветку общественного транспорта продлят от улицы Красных Зорь через переулок Калининский поперек частного сектора. Затем трамваи пойдут на север города, а разворотное кольцо разместят на улице Домбайской.
После возмущения жителей власти представили новый проект: по улице Красных Зорь от Достоевского по Российской, Жлобы, Восточно-Кругликовской, 40-летия Победы и Героев-Разведчиков до улицы Домбайской с устройством там разворотного кольца.
При таком варианте не нужно изымать земельные участки и сносить дома, однако есть и проблема: существующая дорога по улицам Российской и Жлобы расширению не подлежит, а трамвайная линия пройдет по ней. Таким образом, на один участок улицы придется либо вовсе закрыть для машин, либо там одновременно будут ездить трамваи, другой общественный транспорт и автомобили.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Преимущества первого: трамвай будет ехать быстрее по прямой, а улица Жлобы останется доступной для автомобильного движения. Достоинства второго: экономия бюджетных средств, меньше бюрократических и юридических сложностей с переселением, более быстрые сроки строительства.
Уже несколько лет общественники спорят, что больше подойдет их району, но есть один главный момент — местных жителей особо никто не спрашивает. По словам людей, чиновники к ним не приходили, не оповещали, всю информацию по изъятию они фактически узнают из СМИ. Люди, собравшиеся на встречу с журналисткой 93.RU, посетовали, что десятилетиями благоустраивали свое жилье и не хотят переезжать ни при каких условиях. По их мнению, власти должны учитывать в первую очередь их интересы, потому что это им придется отдавать дома под стройку.
А трамвай здесь точно будет?
На официальном сайте администрации Краснодара 15 апреля 2022 опубликовали постановление о разрешении подготовки документации по планировке и размещению трамвайной линии в Восточно-Кругликовском районе. В документе заменили названия улиц, по которым пройдет ветка: вместо Жлобы там указано «вдоль проезда Новосельского и переулка Калининского».
В ноябре 2022 года мэр Краснодара Евгений Наумов сообщал, что власти утвердили проект, по которому в городе построят более 35 километров путей в микрорайоны Гидростроителей и Восточно-Кругликовский.
Договор заключили с автором инициативы — ООО «Синара-ГТР Краснодар. ДОМ».
По данным сервиса «Контур.Фокус», организацию учредили 1 августа 2022 года в Москве. Гендиректором является Игорь Васильев. Это дочерняя компания ООО «Синара — Городские Транспортные Решения», которое входит в АО «Группа Синара». Это многоотраслевой холдинг из Екатеринбурга, бенефициаром которого до недавнего времени были родственники уральского бизнесмена Дмитрия Пумпянского. В марте 2022 года они попали под санкции, поэтому вышли из числа конечных владельцев и покинули советы директоров компании. За первый год работы фирма ушла в убыток на 62 тысячи рублей, сказано в системе «Контур.Фокус».
Последние два года новостей о новой трамвайной ветке почти не было. Но это не успокаивало местных жителей: так как проект утвержден по Генплану, то в любой момент они могли бы проснуться от шума строительной техники. Тем более, что было заключено концессионное соглашение с «Синарой».
В декабре 2023 года соглашение с «Синарой» расторгли в одностороннем порядке — документ, в котором говорится об этом, есть в распоряжении редакции 93.RU. Дело в том, что компания в установленный срок не оформила документы, согласно которым она должна была построить более 33 километров путей в микрорайоны Гидростроителей и Восточно-Кругликовский.
Так как «Синара» не подписала документы, соответствующее постановление администрации расторгли.
На сайте администрации Краснодара не удалось найти постановление № 190 от 18 января 2023 года о заключении концессии. Также там нет постановления № 6894, которое отменяет предыдущий договор.
В мае 2024 года Евгений Наумов вышел в эфир радио. Отвечая на вопрос, когда появится трамвай в Восточно-Кругликовском районе, мэр начал рассказывать, что этот вид транспорта — будущее города. Затем он напомнил о том, что сейчас строят — речь о новой ветке в районе Западного Обхода.
Следующий этап, над которым идет работа — новая линия в микрорайон Гидростроителей. Сейчас власти разрабатывают проект планировки, только на проектно-сметную документацию нужно около 250 миллионов рублей. При этом пока что заключенной концессии нет.
В конце Наумов рассказал, что проект «Восточный» (район Восточно-Кругликовской) планировали начать сразу после «Западного». Из-за «финансовых и экономических моментов» концессию с «Синарой» расторгли и отложили на будущее. Что именно произошло — неизвестно.
Мы не сняли с повестки строительство трамвайной линии. <...> Мы утверждаем, разрабатываем, проект планировки для будущего коридора трамвайной линии.
В тот же день активистка Марина Репещук вышла с пикетом на остановке общественного транспорта. В руках у нее был плакат: «Почему сегодня отказались от трамвая на Восточно-Кругликовскую? Будущее может и не наступить. Владимир Владимирович! Краснодару нужен для развития нужен мастер-план. Едешь в душном пазике и согласен со мной? Помаши мне рукой».
Ситуация выглядит так, что в ближайшее время никаких работ в микрорайоне не будет. Но Генплан Краснодара до сих пор подразумевает, что люди ничего не могут строить на своих участках — когда-нибудь там все таки может пройти трамвай. Но просто сидеть и надеяться, что пронесет, местные жители не хотят — на кон поставлено слишком многое. Поэтому они продолжают судиться с администрацией города и требовать, чтобы проект изменили, даже если денег на него пока нет.
— Я родилась здесь. Я ходила в эту школу. Моя мама работала в этой школе. Из всех благ, которое нам государство, кстати, выдало здесь, был только свет, бесплатно проведенный по улице. Воду проводили за свой счет, газ, канализацию, телефоны. Когда всё это проводили, нам сказали, что ближайшая свободная пара где-то под Ростовом, надо тянуть километры этих проводов. И теперь, значит, другая власть пришла и говорит, что вам тут делать нечего. Собирайте свои манатки и валите отсюда, — пожаловалась пенсионерка, которая всю жизнь прожила в этом районе.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».