Напомним, в начале 2021 года мэрия Краснодара, МУП КТТУ и компания «Алькор» заключили соглашение о сборке троллейбусов в городе. Машины должны были собирать на базе КТТУ, а «Алькор» — поставлять комплектующие. В июне первый троллейбус собственной сборки вышел на улицы города. Транспорт несколько дней ездил по маршруту № 7, но затем исчез.
Оказалось, что троллейбус не был собран с нуля — это капремонт машины 1988 года. В администрации объяснили, что по уставу КТТУ не может заниматься сборкой новых машин, поэтому по документам это оформляется как капремонт, но на деле в троллейбусе меняют 98% деталей.
В мэрии подчеркнули, что это дешевле, чем покупка полностью новой машины: 14–16 миллионов вместо 24 миллионов рублей. Бывший замглавы Краснодара Артем Доронин уточнил, что «Алькор» оформляет сертификаты, патенты и другие документы, и как только закончит эту работу, троллейбус вернется на линию, а в КТТУ продолжат собирать другие машины.
В то же время появилась информация, что «Алькор» использовала для сборки чертежи другой фирмы — «Транс-Альфа». Генеральный директор «Алькора» подтвердила, что компания действительно получала претензии к кузову троллейбуса от «Транс-Альфа». 6 сентября «КоммерсантЪ» сообщил, что ситуацией заинтересовалась Генпрокуратура. Ведомство выяснило, что у собранной машины нет необходимых для эксплуатации документов, а КТТУ не получало от официального производителя троллейбуса разрешения на капремонт.
22 декабря «Деловая газета. Юг» со ссылкой на гендиректора «Алькора» сообщила, что компания получила одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Сертификат о том, что машина соответствует установленным в России требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», выдал Росстандарт.
Портал 93.RU до и после Нового года обращался в мэрию Краснодара с просьбой уточнить эту информацию. Журналистка просила рассказать, будет ли эксплуатироваться троллейбус и будут ли в городе собираться другие машины. В мэрии вопросы проигнорировали.
3 февраля депутат гордумы Краснодара Александр Сафронов опубликовал в телеграм-канале ответ на свой запрос по поводу ситуации со сборкой троллейбусов. Документ подписал глава департамента транспорта Владимир Архипов.
В ответе сказано, что 30 декабря 2021 года администрация Краснодара решила расторгнуть контракт с «Алькором». Из-за того что компания не предоставила в КТТУ сертификат «Одобрение типа транспортного средства» и предостережения прокуратуры, заказчик отказался принимать троллейбусные корпусы.
Кроме того, объяснили в мэрии, расторжение контракта мотивировано тем, что в случае приемки кузовов есть риск полного исполнения условий за пределами установленных сроков — в 2022 году, а бюджета на этот год на эти цели нет. Контракт планируют расторгнуть до 8 февраля.
«Алькор», в свою очередь, настаивает на том, что мэрия должна оплатить сумму по изначальному договору в размере 140 миллионов рублей. Также компания планирует взыскать с администрации задолженность в 140 тысяч. Основное заседание по делу пройдет 15 марта в Арбитражном суде Краснодарского края.