Идут годы, а объекты культурного наследия Краснодара, которые власти должны ценить и оберегать не только на бумаге, ветшают и понемногу превращаются в руины. Аварийные, безликие мертвецы среди живых — именно так можно охарактеризовать те символы прошлого, которые пока еще сохранились в центральной части Краснодара. Каждый из этих объектов в те или иные годы обещали сохранить и «вдохнуть в них жизнь» чиновники разных мастей. Но в итоге за свои слова пока никто так и не ответил.
На минувших выходных журналист портала 93.RU вместе с городским искусствоведом Русланом Деды решили прогуляться по историческому центру и посмотреть, что сейчас происходит с объектами культурного наследия. Спойлер: ничего хорошего.
«В этом году стукнет 50 лет, как мы здесь живем»
Старинный особняк, с отделанным синей плиткой фронтальным фасадом, немногочисленными окнами выходит на улицу Пушкина. Во дворе — монолитная круглая чаша неработающего фонтана (таких в городе — по пальцам пересчитать), беседка, да пара бельевых веревок. Всё вокруг утопает в зелени. Из открытой двери, отделанной черным кожзамом, на первом этаже доносится женский голос: «А вы, собственно говоря, кто?»
Затем хозяйка отодвигает белую занавеску и уже более лояльно продолжает: «а, журналисты».
— Снимайте, фотографируйте, конечно. Только давайте я полотенца сниму, мешают ведь, — говорит светловолосая женщина в розовом халате. В так называемом Мавританском доме она живет уже полвека.
Сам дом построили в 70-годы XIX века. В период с 1910 по 1912 годы инженер Иван Рымаревич-Альтманский его реконструировал. Тогда на южном фасаде особняка появилась синяя керамическая плитка. А сам дом изменился до неузнаваемости. Потому датой постройки и считают 1910–1912 годы. Свое название особняк берет от стиля, в котором он построен — Мавританский. Правда, до наших дней дошли не все элементы особняка.
Во время войны пострадал один из двух куполов. Сейчас он закрыт оцинкованным железом. Уже после войны, в 70–80-е годы, у дома появились пристройки. Это привело к утрате оригинального навеса и части внутреннего декора.
Сейчас в доме, говорят местные жители, 15 квартир. Большинство из них — приватизированы.
О реставрации объекта культурного наследия чиновники говорят уже четверть века. В 2008 году власти разработали проектную документацию. Тогда предполагалось, что дом отреставрируют по программе «Краснодару — столичный облик». В 2015 году она закрылась. Дом продолжил ветшать.
Затем чиновники обещали отреставрировать Мавританский дом по программе капремонта.
— Сделаем всё возможное, чтобы к началу 2020 года объект был включен в программу и отреставрирован, — говорил бывший начальник управления госохраны объектов культурного наследия края Роман Семихатский.
Сейчас власти переложили ответственность по реставрации дома на жильцов. Цена вопроса — 150 миллионов рублей. Где жителям, большинство из которых пенсионеры, найти такие деньги, никто уточнять не стал. Пока чиновники судятся с местными жителями, сам дом продолжает разваливаться на глазах.
— Недавно нам сказали, что до 2026 года мы можем жить спокойной. А потом нас вроде как расселят, — резюмирует местная жительница.
От особняка архитектора до ночлежки для бездомных
На улице Кондратенко, 13 пустыми глазницами выбитых окон на современную люксовую многоэтажку смотрит дом архитектора Косякина. Один из ярких представителей стиля модерн грозит развалиться со дня на день. С фронтальной стороны двухэтажное здание огорожено забором, с тыльной — к дому постепенно подступает природа.
В нем архитектор прожил до своей смерти в 1919 году. Последующие 20 лет там жила его жена со своей второй семьей, а потом здание превратили в коммуналку на пять квартир, позже — стало прибежищем бездомных.
Изначально особняк стоял на пустыре, его окружали лишь сады. Теперь же со всех сторон его облепили многоэтажки. До перепланировки в 1939 году у него была плоская крыша (та самая кубанская эклектика). Там принимали гостей, пили чай и играли в бадминтон. Позже ее сделали двускатной — чтобы во время дождей там не скапливалась вода.
Последний раз косметический ремонт фасада делали в период между 70 и 80-и годами прошлого века. А в конце 1987 года особняк признали памятником градостроительства и архитектуры местного значения. Сейчас самобытный дом можно считать островком истории посреди индустриального хаоса.
Внутри здания сохранились дореволюционные лестницы, двери и напольное покрытие. Меньше повезло каминам. Вероятно, всему виной слух, что в них купцы замуровывали ценности.
Фасад здания пришел в упадок: кирпичная кладка грозит обрушиться на голову случайного прохожего, а округлый балкон уже наполовину обвалился. Через дыру в полу, прикрытую дверью, виден потолок. В подвалах — полный мрак (не фигурально). Там обосновались бездомные. Местами видны матрасы, чьи-то вещи.
Стены, двери, окна (которые еще уцелели) — всё это стало полотном для уличных художников.
Неоднократно чиновники обещали привести дом в порядок, даже изъяли объект культурного наследия у прошлого собственника. Это был первый подобный прецедент в Краснодарском крае. Для этого даже придумали отдельный механизм, когда нерадивые собственники лишаются старинных объектов, потому что не следят за ними.
Новый собственник — Михаил Самардак — выкупил этот дом с аукциона за 15 миллионов рублей в 2022 году. Ранее мы писали запрос в управление госохраны объектов культурного наследия, откуда пришел ответ, что по особняку разработали дорожную карту. Согласно этому документу, до конца третьего квартала 2023 года собственник должен разработать научно-проектную документацию на проведение работ.
В целом же, согласно дорожной карте, все работы должны закончить в четвертом квартале 2024 года. На сегодняшний день около дома лишь поставили знак «проход запрещен» и установили металлический забор у аварийного балкона.
Дом Лихацкого, закрытый отелем
В тени отеля «Мариотт» в Краснодаре на улице Красной скрывается двухэтажный кирпичный дом, обнесенный забором. Строительство особняка Лихацкого началось в конце XIX века. В документах он фигурирует как «уникальный образец особняка периода эклектики с кирпичным декором позднего классицизма». С 1922 года особняк принадлежит государству. Сейчас здание находится в муниципальной собственности.
— К реставрации Дома купца Лихацкого в Краснодаре планируют приступить в конце года, — писала мэрия Краснодара в апреле 2021 года.
А бывший мэр Краснодара Евгений Первышов говорил следующее: «Сохранение объектов культурного наследия — это одна из важнейших задач, которую мы перед собой ставим».
На тот момент чиновники отчитались, в том числе об утверждении и согласовании эскизного проекта и разработанной проектно-сметной документации.
Напомним, что о реставрации памятника чиновники говорят с 2018 года. Уже в наше время его использовали как склад для стройматериалов при возведении отеля «Мариотт».
В том же 2018 году Евгений Первышов говорил, что власти договорились с компанией-инвестором, которая строила «Марриотт», о передаче дома в аренду с условием проведения полного объема реставрационных работ.
Спустя два года выяснилось, что инвестор не горит желанием заниматься благотворительностью. По словам мэра, все предложения носили коммерческий характер.
Затем дом купца Лихацкого вошел в концепцию развития «исторического квартала» в границах улиц Красной, Пашковской, Красноармейской и Длинной. На этом месте чиновники планировали сделать «частичку дореволюционного Екатеринодара». Сейчас пустырь освободили от деревьев и закатали в асфальт. Периодически его используют в качестве парковки.
В сентябре 2020 года городская администрация заключила контракт на выполнение проектных работ с ООО «Еврогрупп СПб». Его цена — 12,9 миллиона рублей. Работы разделили на три этапа, выполнить их все подрядчик должен был до 20 августа 2021 года. Но этого не случилось. Подрядчик обанкротился, а против учредителя фирмы расследуется уголовное дело о крупной афере.
В марте 2023 года администрация Краснодара заключила контракт на разработку научно-проектной документации для реставрации с ООО «Архрест Проект». Согласно условиям контракта, подрядчику нужно выполнить работы в течение 250 дней с даты заключения договора, то есть примерно к ноябрю.
Сейчас попасть в особняк нельзя. Судя по фото, которые публиковал департамент строительства Краснодара, внутри еще сохранилась оригинальная лепнина, камин и элементы декора. Стены же пошли трещинами, впрочем, как и пол. В целом внутреннее убранство дома напоминает разруху.
Дом купца, который хотели снести
На улице Коммунаров за неприметным забором напротив разрисованного скелета недостроенного ТЦ от людских взглядов спрятан дом купца Котлярова. В 2019 году этот особняк конца XIX века с кирпичными пристройками (новоделом) хотели снести. Чиновников не смутил тот факт, что купеческий особняк имеет культурную ценность. В 2020 году дом внесли в список объектов культурного наследия.
Когда-то в этом доме жили люди, но его признали ветхим и расселили. Потом началась борьба за выживание. Волонтеры из организации «Помоги городу» буквально чудом отстояли особняк, внутри которого на тот момент сохранилась альфрейная роспись (по сырой штукатурке). Заметили ее общественники.
Несмотря на это чиновники начали судиться, чтобы дом все-таки снести. Летом того же года Ростовский арбитраж поставил точку в споре (как оказалось позже, не последнюю), не допустив сноса памятника. Как объяснили чиновники, суд — это вынужденная мера — чтобы получить официальное подтверждение невозможности сноса Дома купца Котлярова на случай подачи иска со стороны подрядчика.
— Дом купца Котлярова — это недавно выявленный объект культурного наследия. Сейчас стоит задача — сохранить всё, что там есть, а затем выполнять проектные работы, — говорил тогда Евгений Первышов.
Дом пообещали законсервировать и отреставрировать в будущем. Планировалось, что проект реставрации будет готов в 2021 году. В 2021 году мэрия города сообщила, что дом законсервирован. Как выяснилось позже, чиновники дошли до Верховного суда с просьбой отменить запрет на демонтаж выявленного объекта культурного наследия.
В 2022 году мы обращались в краевое управление госохраны объектов культурного наследия. Там сообщили, что работы по сохранению памятника и приспособлению его к современному использованию администрация должна выполнить до конца 2023 года. Кроме того, чиновники обязаны постоянно содержать и ремонтировать здание.
Так купеческий особняк выглядит сейчас.
Мельница купца Киор-Оглы
Мельницу купца Киркора Киор-Оглы начали строить в конце XIX века. Историки считают ее самым крупным мельничным зданием Екатеринодара в дореволюционный период. Фактически — это единственный образец промышленной архитектуры начала XX века, который сохранился до наших дней.
Хозяином мельницы был богатый екатеринодарский купец Киркор Киор-Оглы, который владел также несколькими особняками, заводами, пекарнями и даже пивзаводом. Сам хозяин мельницы был похоронен на Всесвятском кладбище.
В 2020 году краевые чиновники выделили 1,3 миллиона рублей на первый этап реставрации — «первоочередные консервационные мероприятия». Тогда же был разработан проект реставрации, призванный максимально сохранить облик здания. Его автор — краснодарский архитектор Евгения Княжева. Он предполагал создание там центра притяжения.
— Это один из знаковых объектов Краснодара, жители неоднократно обращались с просьбой привести в порядок. В рамках поручения губернатора о восстановлении исторического облика центра города мы постарались уделить этому памятнику архитектуры максимальное внимание, — говорил вице-губернатор Сергей Болдин.
В 2021 году этому представителю позднего классицизма исполнилось 100 лет. В 2023 году здание продолжает ветшать. Напомним, что собственником мельницы сейчас является Росимущество, то есть, государство.