Еще в 2011 году глава Краснодара Владимир Евланов потребовал ликвидировать стихийные свалки в городе. Время шло, мэры менялись, но мусорные кучи так никуда и не делись. Спустя девять лет сменивший Евланова на посту Евгений Первышов поручил усилить борьбу с нелегальными свалками, а через год — активизировать ее.
Следующий градоначальник, Андрей Алексеенко, чистосердечно признался, что «свалки — это бич нашего города». Он, как и его предшественники, поставил задачу более активно заниматься этой проблемой.
Как выглядит правильный алгоритм борьбы с мусором
сотрудники мэрии и Росприроднадзора фиксируют нелегальную свалку;
специалисты замеряют площадь свалки, отбирают пробы отходов и почвы;
определяются кадастровые границы земельного участка;
находится собственник участка;
при возможности выявляется инициатор свалки или владелец мусора (вдруг он выбросил какие-то документы, по которым его можно определить?);
результаты исследования проб передают в Росприроднадзор или Россельхознадзор (в зависимости от категории участка), и там устанавливается размер ущерба;
выписывают административные протоколы (к ответственности привлекают как собственника участка, так и инициатора свалки);
собственнику участка поручают навести порядок на территории;
если свалка нанесла ущерб природе, материалы передают в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Найти и обезвредить ликвидировать
Краснодар большой, и найти свалки чиновникам бывает не так-то просто. Особенно, если мусорные кучи образовались где-нибудь в полях. Евгений Первышов в свое время предлагал искать свалки с помощью коптеров и казаков.
Неизвестно, используют ли современные технологии при его нынешнем мэре, однако точно можем сказать, что сейчас проводятся рейды по поиску мусора, в которых участвуют сотрудники администрации, полицейские и другие структуры.
Впрочем, такие рейды проводились и раньше. Чиновники уверяли, что это дает результат: было возбуждено уголовное дело из-за свалки в поселке Победитель около «желтого озера», которая нанесла вред природе на 5,5 миллиона рублей.
Правда, спустя год портал 93.RU выяснил, что дело до сих пор расследуется, а полиция по-прежнему ищет виновных. Более того: вокруг озера образовалась то ли новая свалка, то ли старую так и не убрали.
Так или иначе, но решение проблемы перешло по наследству новому мэру — Андрею Алексеенко. Тот поручил незамедлительно ликвидировать мусорные горы. Свалку стали убирать, но не так уж и оперативно: о начале работ в мэрии отчитались только спустя две недели после наказа градоначальника.
Алексеенко заявил, что нарушителей нужно ловить с поличным, а каждое дело — доводить до суда. Кроме того, сейчас в Краснодаре хотят создать реестр всех найденных свалок с кадастровыми номерами земельных участков и данными об их владельцах. Эти сведения планируют передавать в полицию, ведь собственники должны содержать участки в надлежащем виде.
За несанкционированную свалку граждан ждет штраф в размере от 1 до 2 тысяч рублей, должностным лицам грозит до 30 тысяч, а юрлицам — до 200 тысяч. Для собственников земельных участков, помимо штрафа, подсчитывается ущерб, который может достигать несколько миллионов рублей.
Запутались в цифрах
Неизвестно, получится ли у чиновников сделать такой реестр, ведь для этого нужно посчитать точное количество городских свалок. А с этим, как оказалось, есть проблемы.
Так, в начале этого года администрация сообщила, что за 2021 год в Краснодаре ликвидировали 261 стихийную свалку. Это странная цифра, учитывая, что в августе 2021 года чиновники заявили, что с января ликвидировали 297 свалок. Также она противоречит данным, озвученным в конце сентября после санитарного марафона, — из пресс-релиза следует, что только в рамках этого мероприятия за месяц в Краснодаре убрали 285 стихийных свалок.
Что делали восемь лет?
Хотя узнать точное количество побежденного мусора не представляется возможным, есть другие сведения, которые удалось выяснить редакции: сколько денег тратилось на ликвидацию стихийных свалок в разные годы и кому доставались контракты на эти работы.
Мы расскажем о тратах за последние восемь лет, с 2014 года: это самые ранние тендеры, которые есть на сайте госзакупок. Отметим, что в графиках нет данных на 2022 год, потому что они были бы некорректны: в этом году власти заключили только один госконтракт (на ликвидацию стихийных свалок в Западном округе), а по остальным закупкам торги провалились — не нашлось желающих.
На графике видно, что меньше всего денег на ликвидацию свалок власти Краснодара потратили в 2016 году — тогда сумма заключенных контрактов составила около 2,5 миллиона рублей. Зато следующие три года (когда в кресло мэра сел Евгений Первышов) расходы на эти цели резко выросли.
Пик пришелся на 2018–2019 годы, когда на борьбу с мусором тратилось около 30 миллионов рублей в год. С чем это связано? Дело в том, что в ноябре 2016-го Правительство РФ утвердило новые правила сборы твердых коммунальных отходов, по которым все действия с мусором отныне производят региональные операторы.
В Краснодаре и Динском районах регоператором стала «Мусороуборочная компания», с ней краевое Министерство ТЭК и ЖКХ заключило соответствующий контракт. Правда, он предусматривает только вывоз мусора из самих контейнеров. Уборка контейнерных площадок, вывоз крупногабаритных отходов и ликвидация стихийных свалок не входят в обязанность оператора. Для этого нужно заключать отдельный, муниципальный, контракт. Таким образом, расходы на вывоз излишков пришлось «тушить» из городского бюджета.
Как говорил Евгений Первышов, на средства, которые Краснодар вынужден был выделить на уборку площадок и вывоз хлама, в городе можно благоустроить несколько зеленых зон, построить спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы или детский сад.
На сайте администрации Краснодара есть специальный раздел «ГдеМусор», в котором можно оставить информацию о площадках, вокруг которых образовались стихийные свалки.
Какой округ самый грязный?
Деньги на уборку стихийных свалок выделяются по округам. И расходуются они очень неравномерно. Например, Березовский сельский округ (входит в состав Прикубанского) убирали только в 2014–2015 годах, а про Западный чиновники вспомнили только в 2018-м.
Контракты на ликвидацию свалок в Калининском сельском округе (входит в состав Прикубанского) заключались в 2014–2015 годах, а затем только в 2021-м.
Но больше всего поражает ситуация с округом, который, можно сказать, является лицом города, — Центральным. Деньги на ликвидацию мусорных куч там выделили лишь однажды — в 2021 году. Хотя, возможно, люди просто не мусорят в центре?
Мы подготовили интерактивный график, на котором представлены все округа и суммы, потраченные на уборку мусора. Рассматривать его удобнее с компьютера, также можно «отключать» тот или иной округ, чтобы сравнить и проанализировать расходы. Если график не отображается или работает некорректно, попробуйте перезагрузить страницу или перейдите по этой ссылке.
Единственный округ, который ежегодно выделяет деньги на ликвидацию свалок, — Карасунский. В том числе эти деньги тратятся и на уборку территорий возле водных объектов. Лидером же по расходам стал самый большой округ Краснодара — Прикубанский.
На картинке ниже подсчитаны суммы, которые ушли на борьбу со стихийными свалками в каждом округе с 2014 по 2021 год.
Кто борется с краснодарскими свалками?
Отличительная черта «евлановской» эпохи — большое количество контрактов, преимущественно с мелкими подрядчиками: ИП и малоизвестными фирмами.
Во времена Первышова, как мы писали выше, в Краснодаре за уборку мусора стала отвечать «Мусороуборочная компания». Но контракты заключались не только с ней. Деньги получали также «Мастер бетона» (на ликвидацию свалок, да), несколько ИП, недавно созданная компания «ЛОГИСТИКГРУПП» и фирма «УБиС». При этом появились случаи, когда фактическая сумма выплаченных денег существенно отличалась от изначальной.
В интерактивном графике ниже представлено по годам, как менялись подрядчики и сколько им заплатили. Если график не отображается, с ним можно ознакомиться по этой ссылке.
Деньги не пахнут
Рассказывать про всех подрядчиков мы не будем, остановимся только на тех, кто получил больше всего денег и контрактов. По количеству заключенных контрактов лидирует уже не раз упомянутая «Мусорная компания».
Гендиректором компании является Валерий Облогин. За 2021 году выручка фирмы составила 3 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 161,5 миллиона. За всё время своего существования «Мусорная компания» получила госконтрактов на общую сумму 10,9 миллиарда рублей.
Следом по числу контрактов на ликвидацию стихийных свалок идут фирмы «ГРАД», «МАКС» и «УБиС». Первые две активно выигрывали тендеры во времена Евланова, а вот «УБиС» работала как при нем, так и при Первышове.
К этим фирмам прямое отношения имеют Сергей Каинов и Дмитрий Анточий — они учредили первые две компании. В «УБиС» Каинов был владельцем, а Анточий — гендиректором. Сейчас «ГРАД» и «МАКС» ныне ликвидированы, про «УБиС» будет рассказ ниже.
Без мошенничества не обошлось
Больше всего денег на ликвидацию свалок получила фирма «УБиС». В 2014 году с ней заключили контрактов на общую сумму в 2,9 миллиона рублей, затем было время затишья.
Снова компания появилась на мусорной арене в 2018 году, получив свыше 23,5 миллиона рублей. В 2019-м фирме заплатили 10,7 миллиона. В 2020-м также был заключен контракт на сумму больше 1,1 миллиона, но выполнить его помешал коронавирус.
При этом в 2019 году вскрылось мошенничество при ликвидации стихийных свалок. «УБиС» получила деньги на вывоз мусора в Прикубанском округе, но на полигон отходы так и не попали, рассказывал глава округа Александр Журавлев.
«Интерфакс» со ссылкой на источник писал, что директор предприятия представил поддельные документы о сдаче собранного мусора на полигоны. Фактически мусор никуда не сдавался, а сваливался в других малолюдных и удаленных местах.
В краевом МВД сообщали, что было возбуждено уголовное дело ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «УБиС» было зарегистрировано в Краснодаре в 1995 году, основной вид деятельности — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. На момент конфликтной ситуации учредителем фирмы был Сергей Каинов, а гендиректором — Дмитрий Анточий.
Как отмечал РБК Краснодар, в организации с таким названием в начале 2000-х работал юристом нынешний заместитель министра природных ресурсов Кубани Александр Каинов. Его отчество совпадает с именем Сергея Каинова. Так журналисты пришли к выводу, что в махинациях со свалками подозревали отца высокопоставленного чиновника.
Несмотря ни на что, сейчас у «УБиС» дела идут хорошо — за 2021 год чистая прибыль компании составила 37,6 миллиона рублей при выручке в 28,2 миллиона. Правда, учредителем и директором теперь является другой человек — Евгений Хояров.
Эта музыка будет вечной...
После того как градоначальником стал Андрей Алексеенко, несмотря на все его призывы лучше бороться со свалками, соответствующих контрактов было заключено ничтожно мало.
В частности, «Мусороуборочная компания» получила в ноябре прошлого года небольшой контракт (стоимостью 300 тысяч рублей) на уборку свалок в Западном округе и еще один в июне этого года на работы там же. С «ЛОГИСТИКГРУПП» заключили контракт на 600 тысяч по Пашковскому округу, а затем расторгли его, не выплатив подрядчику ни копейки.
Желающих навести порядок в этом году в Центральном и Карасунском округах не нашлось. Другие аукционы власти больше не проводили. Когда закончится борьба со стихийными свалками и кто в ней победит — покажет время.