7 февраля стало известно, что мэрия Краснодара подала иски в арбитражный суд края на 11 местных перевозчиков за нарушения. Власти планируют лишить компании права на обслуживание. Звучит такой план довольно глобально, но приведет ли он к чему-то на практике? Давайте посмотрим.
Какие маршрутки не устроили мэрию?
Перевозчики, на которых подали в суд, обслуживают 49 маршрутов. Это 60% от всего количества частных маршрутов в городе (от 80):
«Краснодаравтотранс»: № 3, 7, 8, 131А, 141А, 161А, 189А;
«Автоальянс»: № 21, 102А, 151А, 155А, 187А;
«Вымпел-М»: № 6, 22, 51, 58;
«Мегаполис»: № 26, 67, 90, 95, 160А, 166А, 174А;
«Югополис-Экспресс»: № 29;
«Управляющая Компания Краснодара»: № 56, 105А, 154А, 177А;
«Магистраль»: № 85;
«Секвестр»: № 45;
«СВП»: № 4, 36, 47, 65, 121А, 182А, 183А;
«Технотранс-Юг»: № 1, 28, 42, 78;
«Кубань»: № 11, 34, 75, 106А, 114А, 150А, 163А, 186Б.
Что перевозчики обязаны соблюдать?
В Краснодаре перевозчики получают возможность ездить по маршруту после того, как побеждают в открытом конкурсе от мэрии среди конкурентов. Они обязаны соблюдать все условия, которые выдает им мэрия вместе со свидетельством и картой маршрута: от количества выходящих на линию машин до характеристик двигателя, наличия кондиционера и касс. Кстати, посмотреть все условия можно в реестре на сайте мэрии. И некоторые из них могут шокировать. Например, электронные табло и громкоговорители для объявления остановок (вы такое видели хоть в одной маршрутке?).
Если перевозчик не соблюдает условия, его штрафует ГАИ или Ространснадзор (но не мэрия, у нее нет на это полномочий). Но это в теории, а на практике административные дела возбуждают совсем нечасто. Например, в 2019 году в Краснодаре выписали 11 протоколов, а в 2020 году — 4. Кажется, это крайне мало для того, чтобы комфорт в городских маршрутках выходил на новый уровень.
А что нарушили перевозчики, на которых подали в суд?
Если компания нарушает нормы систематически, Ространснадзор передает данные мэрии, и та обращается в суд с требованием о досрочном прекращении свидетельств. Перевозчиков, на которых сейчас подали иски, ранее неоднократно привлекали к ответственности по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ (использование автобуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута). Но какие именно нарушения были, мы не знаем — пресс-служба об этом не сообщает, а начальник департамента транспорта Владимир Архипов не захотел говорить об этом по телефону с журналисткой 93.RU.
Но если говорить в целом, то в Краснодаре нередко жалуются на редкий интервал движения, а также на то, что водители нарушают ПДД или ведут себя бестактно. Также горожане недовольны тем, что машины старые, сиденья грязные и что в салоне нет кондиционеров. Последнее замечала и журналистка 93.RU, которая активно пользуется общественным транспортом. Так, летом 2021 года она ездила на автобусе № 28 и ни разу не заметила кондиционеров, которые там должны быть. В итоге все пассажиры обливались потом в +35 °С.
А в начале февраля редакция совместно с координатором движения «Транспортная инициатива» Мариной Репещук мониторила интервал движения маршрутки № 7, которая ездит до аэропорта. Согласно реестру, на линии должны работать до 19 автобусов. Однако за два часа мониторинга не встретилась ни одна маршрутка с этим номером. Оказалось, что в тот момент работал всего один автобус № 7. И как он справится со всеми пассажирами?
К чему всё придет, если мэрия вдруг выиграет в суде?
Если представить, что суд лишит компании удостоверений, все их нынешние автобусы перестанут ездить. Вместо этих организаций должны будут прийти другие перевозчики, которые победят в заново разыгрываемых конкурсах. Но совсем не факт, что условия у нового перевозчика будут лучше. Тем более, как говорит глава Союза транспортников Кубани Иван Петров, заменить нынешних перевозчиков будет некем:
— Давайте представим, что у нас завтра 250 машин не выйдут. Их кто-то сможет заменить? Нет. Ни в одном автопарке нет свободной техники, все автобусы покупаются под конкретный маршрут и объем перевозок. Надеяться, что завтра придет перевозчик, даже иногородний, на освободившееся место, не приходится. Такого не бывает.
А в целом суд реально чем-то грозит перевозчикам?
Ну как сказать. Некоторые из названных выше перевозчиков не в первый раз оказываются в суде: ранее власти уже подавали иск на компании, обслуживающие маршруты № 1, 21, 22, 28, 51, 56, 58 и 85. И это закончилось ничем: судьи краевого арбитражного суда отказались лишать предпринимателей свидетельств. Объяснили всё так: нарушения несоразмерны последствию, а перевозчики уже устранили «недостатки».
Но как рассказывала ранее координатор движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук, причина может быть и в том, что чиновники не пытались выиграть дело:
— Мэрия подает ничтожно малые доказательства о нарушениях на маршрутах <...>. Мэрия может судиться дальше, пойти в суды вышестоящей инстанции. Но она этого делать не стала. Если в других случаях она судится и идет до конца, до Верховного суда, то, защищая интересы пассажиров, администрация остановилась на суде первой инстанции.
8 февраля мы обратились в пресс-службу администрации Краснодара, чтобы уточнить, сколько раз за всё время удалось лишить перевозчиков свидетельств и с какими доказательствами администрация пойдет в этот раз. Однако там отказались отвечать, ссылаясь на то, что вся необходимая информация уже дана в новостях.
Глава Союза транспортников Кубани Иван Петров отметил, что не припомнит, чтобы в городе когда-либо лишали перевозчиков свидетельств. Такой практики просто нет. Тем не менее они получают существенные штрафы, добавил он. И хотя такие меры помогают держать перевозчика в тонусе, надеяться на то, что он после штрафа «пойдет и закупит 20 новых автобусов стоимостью по 15 миллионов», не стоит, считает Петров. Для того чтобы транспорт реально менялся, нужна материальная поддержка для частников от органов власти — чтобы им хватало средств не только на окупаемость проезда, но и на замену подвижного состава. А как считает Репещук, изменить транспортную ситуацию в городе смогут брутто-контракты. Подробнее об этом читайте в другом нашем материале.