Дороги и транспорт обзор Мэрия Краснодара задумалась о глобальном переводе маршруток на регулируемый тариф. Почему это важно?

Мэрия Краснодара задумалась о глобальном переводе маршруток на регулируемый тариф. Почему это важно?

Власти вывесили на госзакупках тендер с анализом транспортной ситуации в городе

Сейчас маршрутки нередко выглядят вот так: грязными и неухоженными

В соцсетях жители довольно часто жалуются на качество общественного транспорта в Краснодаре. Людей не устраивают старые троллейбусы, некомфортабельные и грязные маршрутки, отсутствие кондиционеров и высокие тарифы. Буквально вчера мэрия разместила на госзакупках заявку на разработку документа планирования регулярных перевозок. Администрация краевого центра хочет провести глобальный анализ качества работы нынешнего транспорта и, судя по документу, поэтапно перейти на регулируемые тарифы. Последнее может в корне изменить всю систему общественного транспорта. Рассказываем, почему то, к чему придут исследователи, очень важно для города.

Что за регулируемый тариф такой?

Закупку разместили 3 февраля, подрядчики могут подавать заявку до 21 февраля. Начальная цена контракта — 22 миллиона рублей. Мэрия хочет, чтобы для города разработали план развития общественного транспорта до 2034 года, а еще социальные стандарты обслуживания, модель обустройства выделенных полос и постепенный переход на регулируемый тариф.

На последнем остановимся подробнее. Следует сказать, что сейчас в Краснодаре все маршрутки, троллейбусы и трамваи работают по нерегулируемому тарифу. Это значит, что перевозчики сами назначают стоимость проезда и не согласовывают ее с властями. Такая система не налагает на администрацию дополнительные материальные обязательства, но, с другой стороны, при нерегулируемом тарифе может страдать качество поездок. Ведь перевозчикам не помогают бюджетными средствами (за исключением компенсации проезда льготников), и они самостоятельно ищут баланс между низкими ценами, необходимостью повышать качество обслуживания и желанием иметь прибыль. Первые два фактора, судя по всему, нередко проигрывают.

При регулируемом тарифе за сервис, цены, комфорт и белые зарплаты сотрудников отвечает администрация города, а не каждый отдельный перевозчик. Но это приводит к большой нагрузке на городской бюджет. Тем не менее, считает глава движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук, в долгосрочной перспективе тариф выгоден, так как развитие общественного транспорта привлечет бо́льшее количество пассажиров:

— Введение такого тарифа наведет порядок. Пассажиры увидят качественный и комфортный транспорт. Причем он будет удобен не только для основной части пассажиров, но и для краснодарцев, которые ограничены в физических возможностях, и для родителей с детьми, которые перемещаются с колясками. Это позволит навести порядок и с интервалами, потому что сейчас некоторые перевозчики ходят с неподходящей для большого города частотой. Это также позволит избежать долгих судебных волокит и тяжб для того, чтобы наказать нерадивых перевозчиков.

Сейчас, если перевозчик нарушает конкурсные условия (например, ездит без кондиционеров), отозвать у него удостоверение на оказание услуг можно только в судебном порядке. Судя по нынешней практике, мэрия занимается такими тяжбами крайне неохотно.

За последние годы в городе масштабно обновился только трамвайный парк

Еще одна особенность при внедрении регулируемого тарифа — возможность участия города в программе по обновлению подвижного состава (даже если в городе регулируемыми стали не 100% маршрутов) и возможность перейти на брутто-контракты, которые уже начали вводить в Сочи. При них мэрия, как заказчик услуг, платит перевозчикам не за количество пассажиров, а за пройденные километры. В таком случае у водителей нет необходимости гоняться за пассажирами, нарушая ПДД либо простаивая по полчаса на остановках, уточняет Репещук порталу 93.RU.

Однако не все являются сторонниками регулируемого тарифа. Ранее депутат краснодарской гордумы и член комитета по промышленности, транспорту, связи и защите окружающей среде Игорь Азаров отмечал изданию, что город уже жил когда-то по фиксированным тарифам и это привело к большим убыткам КТТУ. Возвращаться к такому опыту нельзя, делился он.

Судя по документации на сайте госзакупок, администрация Краснодара продумывает различные варианты перехода на регулируемый тариф. В том числе она просит подрядчика подготовить план, при котором на него могут перейти не все перевозчики, а только часть.

А что еще есть в документе?


Регулируемый тариф — только часть масштабного анализа ситуации в городе. Подрядчик также должен будет проанализировать текущее состояние машин и обслуживания, проверить температуру в салонах, систему безналичной оплаты, вместимость, возраст машин и вагонов, экологичность и уровень доступности для разных категорий. Также ему предстоит выявить случаи нарушения нормативов и низкой эффективности работы общественного транспорта и выяснить причины таких явлений. Кроме того, для администрации должны просчитать, какими будут затраты при нововведениях и насколько они окажутся эффективны.

Исполнитель заказа должен будет выяснить уровень удовлетворенности транспортом среди пассажиров, высчитать пассажиропотоки и нереализованные транспортные потребности населения.

Краснодарцы сняли, насколько забитыми ходят маршрутки по вечерам на улице Восточно-Кругликовской

Также в документе указывается необходимость развития наземного электрического транспорта и то, что в транспортную сеть города должны входить железнодорожные пути. Вероятно (хотя и не точно), это говорит о курсе на развитие проекта «Наземка», который предполагает использование железной дороги и электричек как полноценного вида общественного транспорта.

Вся работа пройдет в два этапа. К 10 июня 2022 года подрядчик обязан провести все анализы и исследования, разработать предложения по выделенным полосам и регулируемым тарифам и общее планирование до 2026 года. А до 1 сентября надо будет закончить все остальные работы, включая план развития транспорта до 2034 года.

Этот документ реально может всё изменить?


Сейчас нельзя сказать наверняка. Проработка такого планирования — совсем не показатель того, что администрация решится на транспортную реформу или что в маршрутках резко появится климат-контроль. Но появление такого запроса со стороны мэрии — хороший знак. Ведь еще год назад чиновники утверждали, что город не готов к переменам.

— Этим документом можно всё как улучшить, так и испортить. Потому что всё так же можно превратить в профанацию, на которую просто потратят 22 миллиона рублей. Поэтому очень важно, чтобы на всех этапах реализации к обсуждениям была привлечена общественность, — заключает Марина Репещук.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Вы не видели сочинских клопов!» Кемеровчанка — о плюсах и минусах бархатного сезона на Черноморском побережье
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
«Добираться долго и больно». Откуда взялись пробки в поселке Южном и комфортно ли там жить?
Екатерина Подымова
Журналист
Рекомендуем
Объявления