Пытки в +43 °С. Почему в краснодарском транспорте нет кондиционеров и где они должны быть по закону?
Портал 93.RU изучил законодательство — для краснодарцев нет хороших новостей
Летом температура в салонах поднимается выше +35 °С
Фото: Анастасия Щеглова / 93.RU
Поделиться
Однажды журналист 93.RU взяла с собой термометр и измерила температуру воздуха в маршрутке без кондиционера. Столбик добрался до отметки аж в
Портал 93.RU изучил законодательство и наконец нашел ответ на вопросы, в каком транспорте (вплоть до бортовых номеров!) должны быть климат-системы и законно ли их отсутствие. А еще узнал, что с этим делать простому пассажиру, который больше не хочет выжимать себя после поездки и платить за дорожающий проезд без комфортных условий.
Температурные нормативы есть, но не совсем
В соответствии со стандартом, утвержденным Министерством транспорта России, температура в салоне общественного транспорта должна быть такой: не менее
Кстати, в том же стандарте от Минтранса прописано, что на один квадратный метр в транспорте должно быть не более трех человек. Что бы сказала вечерняя краснодарская маршрутка, увидев такой совет?
Как ситуация выглядит в Краснодаре?
В Краснодаре необходимость наличия кондиционеров закреплена в картах маршрута. Работает это так: власти проводят открытые конкурсы среди перевозчиков за возможность ехать по конкретному маршруту. Побеждает тот, кто готов выполнять все условия: от количества выходящих на линию машин до характеристик двигателя и наличия кондиционера. Выигравшему конкурсанту выдается карта маршрута, в которой все эти условия отображены — отныне он обязан их выполнять. Кстати, посмотреть их можно в реестре на сайте мэрии.
И вот тут появляются две проблемы. Во-первых, мэрия изначально прописывает обязательство иметь кондиционер не на всех маршрутах. Почему же так выходит? Как говорит руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук, это связано с одной законодательной лазейкой. В Краснодаре действуют нерегулируемые тарифы на транспорт (когда цены устанавливают сами частники, а не муниципалитет).
С 2019 по 2021 годы закупили 103 трамвая
Фото: Анастасия Щеглова / 93.RU
Поделиться
Согласно федеральному закону
Вторая же проблема заключается в том, что даже на тех линиях, на которых должен быть кондиционер по условиям конкурса, включают их далеко не всегда.
По утверждению мэрии Краснодара, она здесь бессильна и не может обязать владельцев машин заменить транспорт или добавить в него дополнительное оборудование. Это противоречит требованиям закона о защите конкуренции. Да и вообще проводить проверки в маршрутках и автобусах чиновники не имеют права, это прерогатива Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Когда сотрудники этой службы находят нарушения, они возбуждают дело об административном правонарушении. Например, в 2019 году начали 6 дел об отсутствии кондиционеров, в 2020-м — всего 4. Дошло ли дело до ума после административных протоколов, порталу 93.RU неизвестно. Но как известно, иногда гораздо дешевле оплатить штраф, чем исправить ситуацию в корне. За отсутствие кондиционеров нарушители обязаны платить 20 тысяч рублей (ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ), поставить системы охлаждения воздуха в десяток машин на маршруте выйдет явно дороже.

Пассажиры маршруток спасаются люком и открытыми окнами, но летом это всё равно плохо помогает
Фото: Валерия Дульская / 93.RU
Поделиться
Так что же, мэрия совсем ничего не может сделать?
Что реально может сейчас делать мэрия, так это подавать на перевозчиков в суд за несоблюдение характеристик из карты маршрута. Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Адыгее Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН) передает в администрацию данные о нарушениях, после чего департамент транспорта Краснодара обращается в суд.
Так, иски подавали на пятерых перевозчиков, ездящих по маршрутам
Но как утверждает Марина Репещук, здесь дело не в суде, а в том, что чиновники и не пытаются выиграть дело.
— Мэрия подает ничтожно малые доказательства о нарушениях на маршрутах <...>. Мэрия может судиться дальше, пойти в суды вышестоящей инстанции. Но она этого делать не стала. Если в других случаях она судится и идет до конца, до Верховного суда, то, защищая интересы пассажиров, администрация остановилась на суде первой инстанции.
Почему так происходит, остается только догадываться.
Ок, так в каких маршрутках должны быть кондиционеры по закону?
Портал 93.RU направил запрос в пресс-службу администрации и попросил рассказать, на каких маршрутах они должны быть установлены. Держите этот список, чтобы сверяться с ним и звонить на горячие линии, когда снова окажетесь в маршрутках:
- № 1, перевозчик ООО «Технотранс-Юг»;
- № 6, перевозчик ООО «Вымпел-М»;
- № 22, перевозчик ПТ «Вымпел-М» в лице ООО «Вымпел-М»;
- № 28, перевозчик ООО «Технотранс-Юг»;
- № 31, перевозчик ООО «Кайман»;
- № 51, перевозчик ООО «Вымпел-М»;
- № 58, перевозчик ООО «Вымпел-М»;
- № 65, перевозчик ООО «СВП»;
- № 102А, перевозчик ООО «Автоальянс»;
- № 151А, перевозчик ООО «Автоальянс»;
- № 187А, перевозчик ООО «Автоальянс».
Как видим, маршруток, в которых воздух обязан быть прохладным по закону, совсем немного. Это всего лишь 15,4% от общего числа машин частного общественного транспорта (1083 машины).

Всего на 11 линиях маршруток должны быть кондиционеры
Фото: Krd.ru
Поделиться
И даже в этих маршрутах условия конкурса умудряются нарушать. В середине июля краснодарский блогер Сергей Климов и общественница Марина Репещук прошлись по некоторым маршрутам из этого списка, чтобы найти работающие кондиционеры. Так, на линии
— На маршруте
Журналист портала 93.RU часто ездит на маршрутке
Общую позицию властей по этому вопросу высказал мэр Евгений Первышов. На брифинге в июле он сказал, что власти не планируют разрывать контракты с частными перевозчиками, потому что «кто тогда завтра выйдет на линию?». Чтобы победить в конкурсе частников и начать ездить вместо них, администрации нужны автобусы — так как имеющихся на весь город не хватит. Но денег на обновление парка нет.

Соблюдать масочный режим в раскаленных маршрутках летом очень сложно
Фото: Krd.ru
Поделиться
Как дела обстоят с трамваями, троллейбусами и муниципальными автобусами?
Трамваи, троллейбусы и некоторые автобусы (как правило, большой вместимости и со световым табло) относятся к муниципальному транспорту — это тот, который обслуживает Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ). По реестру маршрутов, кондиционеров в таком транспорте не должно быть вообще: перевозчик абсолютно законно может мариновать пассажиров в собственном поту. Тем не менее, КТТУ последние годы закупает весь транспорт с климат-контролем — и это неплохая инициатива в южном городе.
Всего в активе предприятия 135 автобусов, 319 трамваев и 187 троллейбусов. Из них есть кондиционеры, по данным мэрии, у 127 автобусов (94%), 99 трамваев (31%, если считать с еще не вышедшими на линию, но уже купленными вагонами) и 13 троллейбусов (6,9%).
И в каких трамваях, троллейбусах и муниципальных автобусах должно быть прохладно?
Трамваи:
- № 1, бортовые номера трамваев:
№ 17 2, 174, 278, 283, 269, 279;
- № 2, бортовые номера трамваев:
№ 168 , 169, 176, 177, 198, 199;
- № 3, бортовые номера трамваев:
№ 167 , 185, 191, 192, 194;
- № 4, бортовые номера трамваев:
№ 202 , 274, 276, 277, 286, 291, 293, 357, 359, 364, 369, 374;
- № 5, бортовые номера трамваев:
№ 201 , 204, 267, 271, 273, 289, 292, 296, 297, 360, 362, 367, 371, 375, 379, 381;
- № 6, бортовые номера трамваев:
№ 166 , 173, 175, 183, 190;
- № 7, бортовые номера трамваев:
№ 179 , 180, 181, 184, 186;
- № 8 , бортовые номера трамваев: № 203, 280, 281;
- № 11 , бортовые номера трамваев:
№ 170 , 171, 195;
- № 15, бортовые номера трамваев:
№ 165 , 178, 187, 193, 196;
- № 20, бортовые номера трамваев:
№ 270 , 272, 282, 284, 285, 287, 294, 295, 355, 356, 365, 366, 377;
- № 21, бортовые номера трамваев:
№ 182 , 188, 189, 197;
- № 22, бортовые номера трамваев:
№ 205 , 268, 275, 288.
Надо сказать, что вагоны не закрепляются за конкретными маршрутами, поэтому фактически их могут менять местами. Если вы зашли в «духовку» и решили проверить наличие кондиционера, ориентируйтесь лучше не на номер маршрута, а на бортовые номера — они указаны буквами-наклейками на стеклах.

Ежедневно на линии выходят 230 трамваев, сообщила мэрия https://93.ru/text/transport/2021/05/13/69912056/
Фото: Krd.ru
Поделиться
С автобусами и троллейбусами всё немного сложнее. Мэрия не указала бортовые номера тех машин, внутри которых есть кондиционер. Но вот что она ответила на запрос портала 93.RU.
Автобусы:
- № 2 — 20 автобусов оснащены кондиционером;
- № 2Е — 14 автобусов;
- № 4 — 22 автобуса;
- № 9 — 12 автобусов;
- № 10 — 28 автобусов;
- № 46 — 2 автобуса;
- № 52 —10 автобусов;
- № 55 — 1 автобус;
- № 96 — 18 автобусов.
Троллейбусы:
- № 7 — 1;
- № 15 — все 12 единиц.
Могу ли я как-то влиять на ситуацию?
Можете. Чем больше и чаще пассажиры будут интересоваться отсутствием кондиционера в салоне (тем более если он обязан там быть по закону), тем скорее ситуацию получится исправить. Обязательно фиксируйте нарушения на фото и видео и используйте следующие формы связи с ведомствами:
- Форма для обращения на сайте МУГАДН . «Транспортная инициатива» предложила готовый шаблон для заполнения;
- Горячая линия центра мониторинга дорожного движения и транспорта по вопросам работы транспорта, качества обслуживания пассажиров и получения справочной информации: 8 903 412-01-01, 8 861 218-99-18.
- Горячая линия КТТУ в WhatsApp по работе кондиционеров: 8 988 461-95-32. Для максимально быстрого реагирования в сообщениях советуют указывать дату, время и номер маршрута.