Однажды журналист 93.RU взяла с собой термометр и измерила температуру воздуха в маршрутке без кондиционера. Столбик добрался до отметки аж в +43 °С. Впереди еще целый месяц лета и — самое жаркое и сухое время года. А ситуация в краснодарском транспорте тем временем остается удушающей. Из года в год горожане потеют и теряют сознание в раскаленных трамваях и маршрутках. Просьба включить кондиционер, конечно, не действует — кондукторы и водители ругаются, что сами работают «в этой жаре годами, и ничего».
Портал 93.RU изучил законодательство и наконец нашел ответ на вопросы, в каком транспорте (вплоть до бортовых номеров!) должны быть климат-системы и законно ли их отсутствие. А еще узнал, что с этим делать простому пассажиру, который больше не хочет выжимать себя после поездки и платить за дорожающий проезд без комфортных условий.
Температурные нормативы есть, но не совсем
В соответствии со стандартом, утвержденным Министерством транспорта России, температура в салоне общественного транспорта должна быть такой: не менее +12 °С при среднесуточных ниже +5 °С и не более +25 °С при среднесуточных более +20 °С. Норматив есть, так почему же он не выполняется? Упирается всё в то, что это лишь рекомендация, а не обязательный к исполнению закон. В идеале местные власти должны включать эти нормы при разработке своих нормативных актов. Но на местах такими рутинными делами занимаются очень редко. В Краснодаре, например, такого документа нет.
Кстати, в том же стандарте от Минтранса прописано, что на один квадратный метр в транспорте должно быть не более трех человек. Что бы сказала вечерняя краснодарская маршрутка, увидев такой совет?
Как ситуация выглядит в Краснодаре?
В Краснодаре необходимость наличия кондиционеров закреплена в картах маршрута. Работает это так: власти проводят открытые конкурсы среди перевозчиков за возможность ехать по конкретному маршруту. Побеждает тот, кто готов выполнять все условия: от количества выходящих на линию машин до характеристик двигателя и наличия кондиционера. Выигравшему конкурсанту выдается карта маршрута, в которой все эти условия отображены — отныне он обязан их выполнять. Кстати, посмотреть их можно в реестре на сайте мэрии.
И вот тут появляются две проблемы. Во-первых, мэрия изначально прописывает обязательство иметь кондиционер не на всех маршрутах. Почему же так выходит? Как говорит руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук, это связано с одной законодательной лазейкой. В Краснодаре действуют нерегулируемые тарифы на транспорт (когда цены устанавливают сами частники, а не муниципалитет).
Согласно федеральному закону № 220, при таком тарифе победившие однажды перевозчики могут каждые семь лет «спокойно и без конкурса приходить и продлевать очередное свидетельство на перевозки на этот же маршрут». Условия в карте маршрута при этом не меняются, они как бы замораживаются и тянутся сквозь года, не реагируя ни на возрастающие запросы пассажиров, ни на современный тренд на комфортный транспорт. Поэтому до 2021 года «неожиданно» докатываются условия без кондиционеров, которые еще в 2000-х казались вполне уместными. Как считает Репещук, проблема решилась бы, если бы Краснодар перешел на регулируемые тарифы, ведь там таких мягких и тепличных условий для перевозчиков нет.
Вторая же проблема заключается в том, что даже на тех линиях, на которых должен быть кондиционер по условиям конкурса, включают их далеко не всегда.
По утверждению мэрии Краснодара, она здесь бессильна и не может обязать владельцев машин заменить транспорт или добавить в него дополнительное оборудование. Это противоречит требованиям закона о защите конкуренции. Да и вообще проводить проверки в маршрутках и автобусах чиновники не имеют права, это прерогатива Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Когда сотрудники этой службы находят нарушения, они возбуждают дело об административном правонарушении. Например, в 2019 году начали 6 дел об отсутствии кондиционеров, в 2020-м — всего 4. Дошло ли дело до ума после административных протоколов, порталу 93.RU неизвестно. Но как известно, иногда гораздо дешевле оплатить штраф, чем исправить ситуацию в корне. За отсутствие кондиционеров нарушители обязаны платить 20 тысяч рублей (ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ), поставить системы охлаждения воздуха в десяток машин на маршруте выйдет явно дороже.
Так что же, мэрия совсем ничего не может сделать?
Что реально может сейчас делать мэрия, так это подавать на перевозчиков в суд за несоблюдение характеристик из карты маршрута. Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Адыгее Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МУГАДН) передает в администрацию данные о нарушениях, после чего департамент транспорта Краснодара обращается в суд.
Так, иски подавали на пятерых перевозчиков, ездящих по маршрутам № 1, 21, 22, 28, 51, 56, 58, 85 — мэрия требовала, чтобы их лишили разрешения на оказание услуг на этих линиях. Но судьи краевого Арбитражного суда отказались лишать предпринимателей свидетельств. Они объяснили это тем, что нарушения несоразмерны последствию, а еще ссылались на факт устранения перевозчиком недостатков.
Но как утверждает Марина Репещук, здесь дело не в суде, а в том, что чиновники и не пытаются выиграть дело.
— Мэрия подает ничтожно малые доказательства о нарушениях на маршрутах <...>. Мэрия может судиться дальше, пойти в суды вышестоящей инстанции. Но она этого делать не стала. Если в других случаях она судится и идет до конца, до Верховного суда, то, защищая интересы пассажиров, администрация остановилась на суде первой инстанции.
Почему так происходит, остается только догадываться.
Ок, так в каких маршрутках должны быть кондиционеры по закону?
Портал 93.RU направил запрос в пресс-службу администрации и попросил рассказать, на каких маршрутах они должны быть установлены. Держите этот список, чтобы сверяться с ним и звонить на горячие линии, когда снова окажетесь в маршрутках:
№ 1, перевозчик ООО «Технотранс-Юг»;
№ 6, перевозчик ООО «Вымпел-М»;
№ 22, перевозчик ПТ «Вымпел-М» в лице ООО «Вымпел-М»;
№ 28, перевозчик ООО «Технотранс-Юг»;
№ 31, перевозчик ООО «Кайман»;
№ 51, перевозчик ООО «Вымпел-М»;
№ 58, перевозчик ООО «Вымпел-М»;
№ 65, перевозчик ООО «СВП»;
№ 102А, перевозчик ООО «Автоальянс»;
№ 151А, перевозчик ООО «Автоальянс»;
№ 187А, перевозчик ООО «Автоальянс».
Как видим, маршруток, в которых воздух обязан быть прохладным по закону, совсем немного. Это всего лишь 15,4% от общего числа машин частного общественного транспорта (1083 машины).
И даже в этих маршрутах условия конкурса умудряются нарушать. В середине июля краснодарский блогер Сергей Климов и общественница Марина Репещук прошлись по некоторым маршрутам из этого списка, чтобы найти работающие кондиционеры. Так, на линии № 51 из девяти осмотренных машин ни в одной кондиционера не было.
— На маршруте № 58 кондиционеры если и были, то их не включали. Со слов водителей, они не работали. Та же ситуация повторилась вчера и на маршруте № 1, где по закону кондиционеры тоже должны быть. Водители маршрутов в один голос заявляют, что они частники, а потому кондиционеры включать не обязаны, — заключили в «Транспортной инициативе».
Журналист портала 93.RU часто ездит на маршрутке № 28. Она также ни разу не видела работающего кондиционера в этих автобусах.
Общую позицию властей по этому вопросу высказал мэр Евгений Первышов. На брифинге в июле он сказал, что власти не планируют разрывать контракты с частными перевозчиками, потому что «кто тогда завтра выйдет на линию?». Чтобы победить в конкурсе частников и начать ездить вместо них, администрации нужны автобусы — так как имеющихся на весь город не хватит. Но денег на обновление парка нет.
Как дела обстоят с трамваями, троллейбусами и муниципальными автобусами?
Трамваи, троллейбусы и некоторые автобусы (как правило, большой вместимости и со световым табло) относятся к муниципальному транспорту — это тот, который обслуживает Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление (КТТУ). По реестру маршрутов, кондиционеров в таком транспорте не должно быть вообще: перевозчик абсолютно законно может мариновать пассажиров в собственном поту. Тем не менее, КТТУ последние годы закупает весь транспорт с климат-контролем — и это неплохая инициатива в южном городе.
Всего в активе предприятия 135 автобусов, 319 трамваев и 187 троллейбусов. Из них есть кондиционеры, по данным мэрии, у 127 автобусов (94%), 99 трамваев (31%, если считать с еще не вышедшими на линию, но уже купленными вагонами) и 13 троллейбусов (6,9%).
И в каких трамваях, троллейбусах и муниципальных автобусах должно быть прохладно?
Трамваи:
№ 1, бортовые номера трамваев: № 172, 174, 278, 283, 269, 279;
№ 2, бортовые номера трамваев: № 168, 169, 176, 177, 198, 199;
№ 3, бортовые номера трамваев: № 167, 185, 191, 192, 194;
№ 4, бортовые номера трамваев: № 202, 274, 276, 277, 286, 291, 293, 357, 359, 364, 369, 374;
№ 5, бортовые номера трамваев: № 201, 204, 267, 271, 273, 289, 292, 296, 297, 360, 362, 367, 371, 375, 379, 381;
№ 6, бортовые номера трамваев: № 166, 173, 175, 183, 190;
№ 7, бортовые номера трамваев: № 179, 180, 181, 184, 186;
№ 8 , бортовые номера трамваев: № 203, 280, 281;
№ 11 , бортовые номера трамваев: № 170, 171, 195;
№ 15, бортовые номера трамваев: № 165, 178, 187, 193, 196;
№ 20, бортовые номера трамваев: № 270, 272, 282, 284, 285, 287, 294, 295, 355, 356, 365, 366, 377;
№ 21, бортовые номера трамваев: № 182, 188, 189, 197;
№ 22, бортовые номера трамваев: № 205, 268, 275, 288.
Надо сказать, что вагоны не закрепляются за конкретными маршрутами, поэтому фактически их могут менять местами. Если вы зашли в «духовку» и решили проверить наличие кондиционера, ориентируйтесь лучше не на номер маршрута, а на бортовые номера — они указаны буквами-наклейками на стеклах.
С автобусами и троллейбусами всё немного сложнее. Мэрия не указала бортовые номера тех машин, внутри которых есть кондиционер. Но вот что она ответила на запрос портала 93.RU.
Автобусы:
№ 2 — 20 автобусов оснащены кондиционером;
№ 2Е — 14 автобусов;
№ 4 — 22 автобуса;
№ 9 — 12 автобусов;
№ 10 — 28 автобусов;
№ 46 — 2 автобуса;
№ 52 —10 автобусов;
№ 55 — 1 автобус;
№ 96 — 18 автобусов.
Троллейбусы:
№ 7 — 1;
№ 15 — все 12 единиц.
Могу ли я как-то влиять на ситуацию?
Можете. Чем больше и чаще пассажиры будут интересоваться отсутствием кондиционера в салоне (тем более если он обязан там быть по закону), тем скорее ситуацию получится исправить. Обязательно фиксируйте нарушения на фото и видео и используйте следующие формы связи с ведомствами:
Форма для обращения на сайте МУГАДН . «Транспортная инициатива» предложила готовый шаблон для заполнения;
Горячая линия центра мониторинга дорожного движения и транспорта по вопросам работы транспорта, качества обслуживания пассажиров и получения справочной информации: 8 903 412-01-01, 8 861 218-99-18.
Горячая линия КТТУ в WhatsApp по работе кондиционеров: 8 988 461-95-32. Для максимально быстрого реагирования в сообщениях советуют указывать дату, время и номер маршрута.