Несколько недель назад в Черном море произошла катастрофа, последствия которой предстоит расхлебывать еще месяцы. Отравленная после выброса нефтепродуктов вода, загрязненное побережье, тысячи птиц и дельфинов, испачканных в мазуте — это то, с чем уже пришлось столкнуться жителям Краснодарского края. О том, что будет происходить дальше, можно только догадываться, но ясно одно — ущерб окружающей среде нанесен колоссальный. 93.RU вспоминают основные вехи произошедшей трагедии.
Что произошло?
15 декабря 2024 года около 9:00 поступило сообщение о том, что грузовое судно «Волгонефть-212» потерпел бедствие в Керченском проливе в нескольких километрах от берега из-за 7-балльного шторма. Волны достигали 9 метров, а скорость ветра превышала 20 м/с. Спустя пару часов стало известно, что бедствие терпит еще одно похожее судно — «Волгонефть-239».
В корпусе «Волгонефти-212» образовалась пробоина, после чего корабль разломило пополам и он стал идти ко дну. У «Волгонефти-239» тоже сломался корпус на две части. После полученных повреждений корабль лег в дрейф. Кормовую часть танкера позже выбросило на мель в районе мыса Панагия в границах морского порта Тамань.
На борту «212»-го находились 13 человек, один из которых погиб, а остальные были эвакуированы и госпитализированы. Экипаж «Волгонефти-239», состоящий из 14 человек был спасен в полном составе.
Почему это произошло?
Экипаж «Волгонефти-212» планировал выгрузить груз в порту «Кавказ» до 25 ноября, чтобы успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море (документы на пребывание в порту действовали до 30 ноября). Однако выгрузка застопорилась — то погода мешала, то разгружали другие корабли.
По словам капитана «Волгонефти-239», попавшего в ту же ситуацию, задержка с разгрузкой произошла из-за приоритетной разгрузки танкеров «Роснефти» в обход очереди. Не «помогла» даже поломка котла, о которой заявил капитан в порт, чтобы пройти свою очередь.
При этом вернуться в свой порт танкеру было нельзя из-за отсутствия разрешения Российского классификационного общества, выдаваемого только пустым судам. Переписка между сотрудником транспортной компании и заказчиком подтверждает приоритет «Роснефти» при разгрузке, по данным телеграм-канала «База».
В последний день действия транспортных документов кораблю дали команду идти на выгрузку. Судно встало в перегрузочный район порта Кавказ, но мазут никак не выгружали. Так оба судна простояли до дня шторма.
При этом танкеры данного типа — «река-море» — предназначены для эксплуатации на реках, водохранилищах и ограниченно в прибрежных морских районах. Они не были рассчитаны на плавание в шторм.
Максимальная допустимая высота волны для «Волгонефти-212» — 2,5 метров, а у «Волгонефти-239» — не больше 2 метров. В море высотой более 2,5 метров волны могут приподнять судно на носу и корме и оставить его без поддержки в средней части судна, что может привести к повреждению конструкции.
Кстати, в день крушения танкеру «212» исполнилось 55 лет. А «Волгонефть-239» эксплуатировался с 1973 года.
Чьи корабли и кто ими управлял?
Владельцами танкеров являются пермская компания «Кама шиппинг» (212-й) и московская «Волгатранснефть» (239-й). Они были приписаны к портам Астрахани и Санкт-Петербурга. Оба судна ходили под российским флагом.
«Кама шиппинг» зарегистрирована в феврале 2016 года, гендиректор — Константин Сельков, учредители — Лариса Фролова и Константин Сельков. Выручка за 2023 год составила 228,1 миллиона рублей, убыток — 14,5 миллиона.
«Волгатранснефть» зарегистрирована в 2009 году. Гендиректор — Ирина Сомова. Выручка за 2023 год составила 89,8 миллиона рублей, убыток — 61,3 миллиона.
Рулевым «Волгонефти-239» была 26-летняя выпускница саратовского колледжа водного транспорта Анастасия Юденко. Она сама сообщила о ЧП в соцсетях и выложила видео с надписью «Мама, я домой». Информации о рулевом второго судна нет.
Разлив нефтепродуктов
«Волгонефть-212» перевозил 4,9 тысячи тонн мазута (при максимальной грузоподъемности 4,8 тысячи тонн), а «Волгонефть-239» — 4,3 тысячи тонн. В результате крушения в море попало значительное количество нефтепродуктов.
По данным Морспасслужбы, речь шла о 3750 тоннах. Это также косвенно подтвердил позже президент России Владимир Путин, заявив, что вытекло около 40%. Но к 3 января Минтранс РФ уменьшил масштаб трагедии, сообщив, что в море оказалось около 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов.
При этом первые несколько дней не были организованы действия по предотвращению распространения мазута. Хотя 16 декабря в Темрюкском районе ввели режим повышенной готовности, вплоть до утра 17 декабря власти Краснодарского края и Анапы в частности не подтверждали, что нефтепродукты достигли берега.
Однако когда начали появляться сообщения очевидцев с видео, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев официально признал этот факт, хотя и не стал связывать его с крушением танкеров. Позже он уточнил, что мазут вынесло на несколько десятков километров береговой линии от поселка Веселовка в Темрюкском районе и до станицы Благовещенской в Анапе.
Общая протяженность пострадавшего участка побережья составила около 50 километров. И только 19 декабря, спустя несколько дней после крушения, в морском порту Анапы установили дополнительные боновые заграждения для защиты акватории.
В тот же день президент России Владимир Путин провел прямую линию «Итоги года 2024», на которой его спросили о крушении кораблей. Он заявил, что произошла «экологическая беда» и передал мнение правоохранительных органов, что суда во время шторма якобы встали на якорь не там, где положено.
Глава страны добавил, что добавил, что власти Краснодарского края не требуют федеральной помощи и организовали все, что нужно для ликвидации последствий ЧП.
Но уже 25 декабря на Кубани ввели краевой режим ЧС, а 26 декабря — федеральный режим ЧС, спустя 11 дней после крушения танкеров. О последнем попросил губернатор Кондратьев. Тогда же глава МЧС России Александр Куренков прибыл в Анапу для контроля хода ликвидации ЧС. А 27 декабря сообщили, что вокруг кормовой части «Волгонефти-239», находящейся на мели, возвели 250 метров боновых ограждений.
К 8 января в Крыму обнаружили 50 мест выброса мазута.
Новый разлив мазута на Черноморском побережье произошел 10 января. Нефтепродукты вытекли из кормовой базы танкера «Волгонефть-239», которая села на мель.
Площадь разлива, по данным Минтранса, составила 2,8 тысяч кв. метров. Общая протяженность выброса мазута от кормы корабля до побережья Краснодарского края составила около 300 метров. На месте разлива для его локализации установили несколько уровней боновых заграждений, устроили подъездную дорогу для сбора и вывоза нефтепродуктов.
Ликвидация мазута
Первые активные действия по привлечению волонтеров и техники начались с 16 декабря, когда была организована телеграм-группа «Разлив нефти в Черном море», которая быстро набрала популярность среди местных жителей и волонтеров.
Утром 17 декабря власти развернули оперативные штабы в двух муниципалитетах. На место направили группы регионального отряда «Кубань-СПАС» и МЧС России — 267 человек и 50 единиц техники.
При этом, по данным краевого оперштаба вечером 17 декабря, основную силу все же составляли волонтеры — около 600 человек. На следующий день появилась информация о том, что на побережье отправят бюджетников — среди 400 «волонтеров» из Темрюкского района были сотрудники администрации, муниципальных учреждений, предприятий муниципалитета, молодежь и казаки. Впоследствии эта практика сохранилась и власти направляли к морю бюджетников из других муниципалитетов.
Организация уборки нефтепродуктов, особенно в первые дни, заметно хромала. Многие волонтеры, да и привезенные бюджетники, а также спасатели (это видно на кадрах оперштаба), использовали только тканевые перчатки, что категорически запрещено в данном процессе. Практически никто не носил защитные маски и, тем более, спецкостюмы. Более того, мелкие куски мазута часто собирали руками, повышая риск угрозы собственному здоровью.
У тех, кто работал без респираторов, появились типичные симптомы: тошнота, головная боль, резь в глазах. Многие сообщали о том, что работа была тяжелой как физически, так и морально. 23 декабря министр здравоохранения Кубани Евгений Филиппов в контексте информации о вреде мазута сообщил, что пять человек обратились за медицинской помощью.
Однако 27 декабря врач выездной бригады Центра медицины катастроф Дмитрий Татаринцев заявил, что случаев отравлений волонтеров не было. По его словам, за время работы были обращения только с обострениями хронических соматических заболеваний. Даже когда вскоре был объявлен сбор респираторов и других средств защиты, многие продолжили работать «по-старинке».
Жалобы касались и помощи от властей. Долгое время организация питания, инвентаря, передвижения и расположения, по словам волонтеров, лежала на их плечах. Люди приезжали со всего края и всей страны, но сталкивались с тем, что все приходилось делать за собственные деньги.
Некоторые и вовсе за жилье убирали мазут по 7,5 часа в день на конкретных пляжах, сталкиваясь с угрозами и ограничениями организаторов поездки.
Вывоз мазута
Технику для вывоза замазученного песка начали присылать 18 декабря. Первоначально это было 15 самосвалов. На следующий день появилась информация, что муниципалитеты предоставили 70 спецмашин, а всего на пляжах будет работать 200 единиц техники. При этом процесс вывоза песка в первые дни вызывал вопросы — куда все это отправляется.
21 декабря оперштаб Кубани сообщил, что сертифицированный полигон предприятия «Биопотенциал» в хуторе Белый Темрюкского района принимает песок. А 23 декабря в оперштабе заявили, что отходы увозят на специальную площадку в промзону Анапы, а оттуда — на полигоны для обеззараживания и утилизации. Она находилась на улице Смолянка, 24, в 10 метрах от жилых домов. Это вызвало возмущения местных жителей и процесс пообещали прекратить 26 декабря.
25 декабря информацию уточнили: в Темрюкском районе утилизацией смеси песка и нефтепродуктов занимаются предприятия: «Сириус» и «Биопотенциал». В Абинском районе отходы принимают на заводе «Агентство „Ртутная Безопасность“. В Крымском районе — „Экобио“.
В конце концов, новую площадку в 2,8 га организовали 28 декабря в хуторе Воскресенском. По заверениям властей, новая зона полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора. Замазученный песок, который привозят сюда, планируется вывезти на утилизацию и обеззараживание в течение 2-3 месяцев.
У площадки — асфальтобетонное основание толщиной 15 см, для предотвращения попадания нефтепродуктов в почву. По периметру выполнена обваловка, чтобы даже дождь не вымыл нефтепродукты за пределы площадки.
Весь складированный здесь песок пообещали накрывать брезентом, чтобы не было испарений, хотя на видео оперштаба брезента нигде не видно. Даже на последнем, где собрано уже более 100 тысяч тонн отходов.
Не обошлось и без эксцессов с загрузкой на пляжах. Волонтеры сообщали, что собранный в мешки песок с мазутом нередко слишком долго простаивал в ожидании самосвалов и нефтепродукты начинали вытекать обратно сквозь неподходящие для этого мешки — тканевые и пластиковые. Были случаи, когда и вовсе до них добиралась вода и все смывало обратно в море.
Последствия для животного мира
По последним данным, в результате разлива мазута пострадали минимум 5,6 тысячи птиц. Это только те, кого нашли. Замазались нефтепродуктами и местные собаки. Обитателей моря катастрофа задела сильнее — уже более 60 дельфинов обнаружили мертвыми, хотя достоверно связь с ЧП подтверждена в половине случаев. Чаще всего это азовки — краснокнижный вид.
Именно волонтеры организовали штаб для спасения пернатых — люди круглосуточно отмывали птиц от мазута, чтобы впоследствии передать на реабилитацию. Причем долгое время это делали на базе автомойки.
Волонтеры сообщали о нехватке ресурсов и необходимого оборудования для эффективной работы. Государственных пунктов с профессиональными ветеринарами так и не было открыто — вся обязанность легла на волонтеров. 8 января открыли новый единый центр по спасению птиц, на базе одного из анапских пансионатов. Но и там работают добровольцы.
Более того, со временем появились проблемы во взаимодействии волонтеров и властей. Дело в том, что первые начали жаловаться на людей из «министерств» и прочих ведомств, которые стали забирать отмытых от мазута птиц, но при этом их выпуск происходил буквально через неделю.
Эксперты неоднократно заявляли, что это категорически нельзя делать, поскольку с мазутом у пернатых смывается жизненно необходимый жировой слой. Отмытая птица должна пройти длительную реабилитацию и выпуск порой может быть намечен на весну, а то и на лето.
Тем не менее, такие инциденты происходили по разным причинам и в каждом приводили к массовой гибели птиц. В частности, краснодарский «Сафари-парк» выпустил более 250 пернатых на реке Кубань (о чем был снят новостной выпуск), хотя их привезли с побережья незадолго до этого. А к новой привезенной партии птиц не пустили волонтеров для контроля, несмотря на обещания сделать это.
Всего от разлива нефти могут пострадать около 50 краснокнижных видов.
Последствия для природы
В мазуте сконцентрировано большое количество канцерогенных веществ, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду и людей. Сейчас, когда большие скопления нефтепродуктов в основном ликвидированы, осталась проблема мелких частиц. Их вымывает на берег, но летом при больших температурах она начнет плавиться и проблема вернется.
Сейчас ее пытаются решить, используя простую сельскохозяйственную полипропиленовую сеть. Она применяется на воде и прибрежной полосе. Но что делать с теми частичками, что остались в песке на пляжах — большой вопрос. Волонтеры в единичных случаях используют грабли с сеткой и пластиковые коробки с дырками, чтобы просеивать песок, но общего решения нет.
21 декабря губернатор Кубани заявил, что на очистку побережья уйдет месяц, а к курортному сезону нефтепродуктов на пляжах уже не будет. А уже через пару дней сказал, что мазут планируется убрать до 1 февраля, максимум до 1 марта.
А 31 декабря первый вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галась заявил, что «если не будет новых выбросов мазута, основной фронт работ будет завершен в течение недели». Но уже 1 января в Анапе в результате шторма произошло именно то, чего опасались и общая площадь загрязнения выросла до 63 километров.
По мнению экологов, произошедшее будет иметь последствия еще долгие года
— Полагаю, что в течение двух следующих лет нам придется собирать мазут в Черном и Азовском морях. Ожидаю, что только в 2027 году концентрация углеводородов снизится до предельно допустимых значений, а на полную очистку, которую доделают бактерии, потребуется еще лет 10 как минимум, — заявил эколог и ведущий эко-проекта «Сортировочная» Георгий Каваносян.
Эксперты утверждают, что катастрофа сильно повлияет на популяцию рыб и отразится на вылове. Нефтепродукты будут постепенно распадаться, часть из них будет потребляться бактериями, часть — попадать в пищевые цепочки, отравляя живые организмы. Также мазут уже проник в почву что делает ее непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры.
Кроме того, у тех, кто был занят в уборке мазута, со временем могут появиться проблемы со здоровьем. Вдыхание вредных паров и непосредственный контакт с нефтепродуктами будет иметь последствия, однако по понятным причинам проконтролировать масштаб данной проблемы будет сложно — за этим никто не следит.
И как уже было сказано выше, мазут будет продолжать выбрасываться на очищенные пляжи, поскольку его «залежи» сейчас находятся на дне моря. То есть летом потребуется повторная уборка. Интересно, что 24 декабря Роспотребнадзор Кубани не обнаружил опасных веществ в море. Но после возмущений общественности исправил заявление — вещества все-таки нашлись.
Экономические последствия
В Краснодарском крае на ликвидацию последствий разлива мазута было выделено 1,2 миллиарда рублей из резервного фонда. Об этом 26 декабря сообщил губернатор Вениамин Кондратьев. В 2024 году выделено 400 миллионов рублей, в 2025 году — 800 миллионов. Куда пойдут эти деньги?
Вывоз загрязненного грунта и его утилизацию с обеззараживанием на специализированных предприятиях. По оценке министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова, объем грунта, который подлежит утилизации, может составить до 200 тысяч тонн. Кстати, по последним данным, вывезено уже 139 тысяч тонн.
Восстановление дорожной сети Анапы и Темрюкского района, на которую пришлась серьезная нагрузка из-за работы тяжелой техники. Региональному Минтрансу совместно с муниципалитетами поручено оценить ущерб и подготовить документы для финансирования восстановления дорог и улиц. Средства на эти цели также будут заложены в бюджет региона.
Восстановление уникальных песчаных дюн в районе Анапы, поврежденных выбросом мазута.
Также есть серьезные опасения по поводу предстоящего туристического сезона. Предсказать, сколько людей откажутся от поездки на Черноморское побережье в этом году и как это ударит по сборам курортов, мало кто решается.
В конце декабря «Известия» со ссылкой на вице-президента Альянса туристических агентств Алексана Мкртчяна сообщили, что 90% бронирований в отелях Анапы отменили. Но очень быстро ТАСС (государственное СМИ) со ссылкой на вице-президента АТОР по внутреннему туризму Сергея Ромашкина заявили, что отмена бронирований туров в Анапу на новогодние праздники составляет всего 1-2%.
Юридические последствия
Было возбуждено два уголовных дела. Изначально оба были по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (статья 263 УК РФ). Однако дело по «Волгонефти-212» позже переквалифицировали на более тяжкий состав (часть 2 статьи 263 УК РФ) в связи с гибелью члена экипажа.
Капитана танкера «Волганефть-212» арестовали на два месяца. За гибель одного из членов экипажа (часть 2 статьи 263 УК РФ) ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Капитан «Волганефти-239» отправлен под домашний арест, также на два месяца, ему грозит до двух лет лишения свободы (часть 1 статьи 263 УК РФ). Оба проведут под стражей до 17 февраля.
По итогам расследования крушения танкеров Пермская госинспекция труда наложила штраф на ООО «Кама шиппинг» за необучение экипажа танкера нормам охраны труда и оказанию первой помощи.
В Минтрансе России рассказали, что оба судна находились в проливе без лицензии на перевоз опасных грузов внутренним водным и морским транспортом. Танкеры «Вологонефть» нарушили сезонные ограничение на плавание в акватории.
Глава Минприроды РФ Александр Козлов заявил, что собственники судов возьмут на себя ответственность по подъему и утилизации аварийных танкеров, а также возместят экологический ущерб. Что касается потенциальных убытков для курортов — об этом пока речи не идет.
Кроме того, следователи планируют оценить действия экипажа в сложных метеоусловиях, проверить состояние самих танкеров и качество их обслуживания. Они, в частности, проверят, как и когда суда были приобретены, на каких условиях и где проходили ремонт.
Также 24 декабря глава СК России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по информации о недостаточности мер по ликвидации загрязнения акватории Черного моря.