
Так выглядел первый вариант
Проект «Новый Краснодар» — масштабный план строительства современного района на северо-востоке краевой столицы. Он задумывался как «город в городе», чтобы разгрузить исторический центр и стать новым административно-деловым центром региона. Его возведение планировали начать в 2025 году, а закончить к 2043 году.
И всё же спустя более шести лет обсуждений, смены концепций и громких презентаций район остается на стадии макетов и обещаний. Портал 93.RU вспоминает, каким должен был стать «Новый Краснодар», как развивалась его судьба и почему амбициозный проект так и не сдвинулся с места.


Характеристики планируемого района
«Новый Краснодар» должен был занять 1500 гектаров на северо-востоке города (между поселками Знаменский и Лорис) в 18 километрах от центра. Он рассчитывал вместить в себя около 200 тысяч человек. Планировалось, что там появится 5,5 миллиона квадратных метров жилья и 1 миллион — коммерции. По оценкам, в районе появилось бы 80 тысяч рабочих мест.
Этажность зданий рассчитывали сделать средней — 6–9 этажей. Но и без высоток 12–18 этажей тоже не обошлось бы. Общая протяженность дорог и велодорожек составила бы 150 километров. А еще там хотели посадить не менее 112 тысяч деревьев.
В районе планировали: 22 школы на 31,5 тысячи мест, 39 детских садов на 19,5 тысячи мест, 9 поликлиник на 4,5 тысячи мест. Также должны быть 5 физкультурно-оздоровительных комплексов, по 3 крытых плавательных бассейна и футбольных манежа, стадион, 2 крупных парка, скверы, бульвары.
Вот что еще хотели построить в «Новом Краснодаре»:
Культурные и общественные объекты
3 театра, музей современного искусства, цирк, конгресс-холл;
здание для Кубанского казачьего хора, дом культуры, дом детского творчества, ЗАГС;
культурная пешеходная улица с кафе и театрами.



Спортивные и развлекательные объекты
2 спортивно-событийных комплекса с ледовыми аренами и стадионами;
аквапарк, торговый комплекс с кинотеатром.
Образовательный кластер
Университетский кампус;
музыкальный колледж, детская школа-интернат искусств и казачьей культуры, учреждение дополнительного образования в области художественной и эстетической культуры.
По задумке район должен был стать административным кварталом для краевых органов власти. Там должны быть деловые кварталы с высотными зданиями, выставочный центр, технопарк.
Медицинская инфраструктура
Медицинский кластер с онкоцентром. Его, кстати, запланировали еще в 2018 году, а власти обещали «не экономить на здоровье» и открыть больницу к 2026-му. Но строить центр так и не начали;
центр реабилитации и социального обслуживания.


Транспортная инфраструктура
Транспортно-пересадочный узел, совмещенный с торговым или офисным центром;
трамвайное кольцо внутри района, максимальное расстояние до остановки — 300–400 метров;
планируемая ветка скоростного подземного трамвая (метро) до исторического центра — по улице Красной через улицу 40-летия Победы, потом линия идет в районе Плодородного, затем через поселок Знаменский и конечной точкой является новый аэропорт Краснодара;
6 станций городской электрички с пересадочными узлами;
перенос трассы М-4 «Дон» с новым коридором;
новая трасса от улицы Тихорецкой до аэропорта с тремя развязками;
трамвайное, троллейбусное и пожарное депо.
Для такого большого района потребуется большая ЖКХ-инфраструктура. Например, новый водозабор (110 тысяч кубометров/сутки), новые очистные сооружения или реконструкция существующих (80 тысяч кубометров/сутки), 5 подстанций и переустройство линий.
В планах не обошлось и без архитектурного стиля с едиными цветами, регулировке первых этажей и ширины тротуаров, комбинированных парковок (подземных, плоскостных, многоуровневых).


От больших обещаний до реальности
11 марта 2019 года. На тот момент мэр Евгений Первышов представил планы развития северо-восточной части Краснодара. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев оценил концепцию. Территорию передали из федеральной в муниципальную собственность.
14 октября 2021 года. НИИ Перспективного градостроительства представил вице-губернатору Андрею Алексеенко архитектурно-планировочную концепцию. Предложено разделение на жилые, рекреационные, производственные и общественно-деловые зоны.
4 февраля 2022 года. Новый мэр Краснодара Андрей Алексеенко сообщил, что НИИ ПГ завершит концепцию к весне. Однако сроки сдвинулись из-за неуказанных проблем (отметим, что 24 февраля 2022 года началась СВО).


Октябрь 2023 года. Администрация Краснодара объявила о завершении концепции и показала первый макет района, рассчитанного на 187 тысяч жителей.
Февраль
Апрель 2024 года. Ожидалось завершение проекта планировки, но оно не состоялось. Руководитель департамента по архитектуре и строительству Краснодарского края Илья Поздняков сообщил, что готова лишь концепция. Обсуждается модель единого застройщика для комплексного развития территории (КРТ). Число жителей сокращено до 220 тысяч, соцобъектов — до 36 детсадов, 22 школ, 8 поликлиник.


29 мая 2024 года. Поздняков заявил на конференции, что концепция завершена, и выразил надежду на начало реализации в 2024 году. Уточнены объемы: 5,5 миллиона квадратных метров жилья, 800 тысяч квадратных метров коммерческих площадей, 36 детсадов, 22 школы, 8 поликлиник. Подтверждена идея трамвайного кольца и ветки до центра.
10 июня 2024 года. Поздняков сообщил, что реализация проекта займет около 20 лет. Каждый квартал будет прорабатываться отдельно, а строительство пройдет через аукционы лотов. Подчеркнута идея единого архитектурного стиля с рекомендациями по цветам.
Конец января 2025 года. Институт градостроительства Краснодара показал визуализацию района. В проекте: транспортно-посадочный узел, административный квартал, вдохновленный Невской ратушей, культурная улица и кольцеобразный ТЦ.


19 февраля 2025 года. Поздняков сообщил, что прорабатываются механизмы реализации. Число жителей вновь скорректировано до 200 тысяч, соцобъектов — 39 детсадов, 22 школы, 9 поликлиник. Упомянуты знаковые объекты: театры, музей, цирк, медицинский кластер, аквапарк, технопарк.
6 июня 2025 года. Поздняков признал, что из-за роста цен на строительство и масштабности проекта (множество социальных и спортивных объектов) точные сроки реализации назвать невозможно. Часть планов, вероятно, придется «зарезервировать» на будущее. Аналогичная ситуация с веткой подземного трамвая.


Почему «Новый Краснодар» так и не стал реальностью?
Проект «Новый Краснодар» задумывался как амбициозный шаг к разгрузке исторического центра и созданию современного района с развитой инфраструктурой. Однако за шесть с лишним лет он не продвинулся дальше концепций и макетов. Одна из главных причин — отсутствие финансов. Власти так и не определились, за какие деньги реализовать проект. Идея единого застройщика звучала вполне логично, но в Краснодаре нет подобного опыта.
Еще одна трудность — сложная инфраструктура. Сейчас район — это большое поле. Для жизни там нужны не только дороги, но и новые водозаборы, очистные сооружения и подстанции. Потому что те, что есть сейчас, уже перегружены. А это еще больше денег и времени.
Официальная причина — рост цен на строительство, о котором упомянул Поздняков в 2025 году. Получается, что изначальные расчеты оказались неактуальными. А масштаб соцобъектов оказался неподъемным в нынешних условиях.
Стоит отметить, что власти очень часто меняли численность будущих жителей. Сначала от 187 до 330 тысяч жителей, потом снова до 200 тысяч. Также изменялось и количество планируемых соцобъектов. Всё это создает впечатление несогласованности. Кроме того, урбанисты и жители указывали, что приоритет новому району в ущерб существующим, недоукомплектованным, вызывает вопросы.

Синим цветом выделена ветка от трамвайного депо, красным — новая линия, которую хотят построить
А что в итоге: «Новый Краснодар» будет или нет?
К июню 2025 года масштабный проект «Новый Краснодар» можно смело назвать символом больших амбиций и бюрократических проволочек. Идея создать деловой и культурный центр с жильем для 200 тысяч человек, трамвайным кольцом и зелеными парками вдохновляет, но отсутствие прогресса на местности — лишь поля, трасса М-4 и редкие трубы — говорит о многом.
Пройдет ли еще 20 лет, прежде чем здесь появится новый город или проект тихо свернут, покажет время. Пока же «Новый Краснодар» — это макет, который продолжает обрастать обещаниями.