
У города еще есть шанс на пешеходный центр
Сегодня о проекте «Семь улиц» помнят скорее, как о городской легенде, хотя прошло всего четыре года с попыток его реализовать. Смысл заключался в том, чтобы сделать исторический центр пешеходным и туристическим. Идею продвигала главный архитектор города Наталья Машталир, известная новаторскими идеями.
Однако что-то пошло не так уже на попытках преобразить самую первую улицу из семи. Несмотря на громкие презентации и поддержку части экспертов, проект так и не реализовали в полной мере. Что стояло за этой идеей, почему она вызвала столько споров и насколько она подходила Краснодару? 93.RU разбираются в истории, деталях и судьбе «Семи улиц».
История и разработка проекта
Идея «Семи улиц» родилась в период, когда Наталья Машталир занимала пост главного архитектора Краснодара (с сентября 2018 года по ноябрь 2021 года). Её назначение сопровождалось надеждами на обновление облика города, страдающего от хаотичной застройки, пробок и недостатка пешеходных зон.
В декабре 2020 года на заседании Городского совета по дорожному хозяйству и транспорту Наталья Машталир представила концепцию, охватывающую семь центральных улиц: Пашковскую, Карасунскую, Чапаева, Рашпилевскую, Красноармейскую, Красную и Коммунаров.
Вот как это выглядело:
Пашковская от Рашпилевской до Красноармейской;
Карасунская от Рашпилевской до Красноармейской;
Чапаева от Рашпилевской до Красноармейской;
Рашпилевская от Гимназической до Длинной;
Красноармейская от Гимназической до Длинной;
Красная от Советской до Длинной;
Коммунаров от Ленина до Длинной.
Так планировалось организовать пешую зону
Проект разрабатывался совместно с департаментом транспорта и другими специалистами. Его основу составило транспортное моделирование, которое показало, что сужение проезжей части на этих улицах не приведёт к значительным потерям для автомобилистов.
— Мы решили, что нужно дать импульс к развитию исторического центра. С помощью транспортного моделирования просчитали, насколько изменятся параметры движения потоков. Пришли к выводу, что, если мы немного сузим автомобильное полотно, мы для автомобилистов практически ничего не потеряем, — объясняла Машталир.
Целью было создание «мягкой реновации» центра города, где приоритет отдавался бы пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Среди ожидаемых эффектов заявлялись рост на 40% количества заведений на семи улицах и повышение привлекательности пеших прогулок и велосипедов.
Кроме того, планировалось высадить около 120 новых деревьев и 600 кустарников. А площади для озеленения, пешеходов и летних кафе увечились бы на 420, 720 и 224 квадратных метра соответственно.


В июне 2021 года в беседе с урбанистом Аркадием Гершманом Машталир подчёркивала:
— Есть всего два места, куда приезжают гости: парк «Краснодар» и улица Красная. Когда гости сворачивают с Красной, они видят не самую приятную картину. Они понимают, что невозможно передвигаться пешком и на машинах из-за большого трафика и пробок. И мы решили, что необходимо мягко реновировать исторический центр и изменить транспортную политику.
22 марта 2021 года в городской администрации презентовали эскизы экспериментальной реконструкции улицы Чапаева в рамках проекта «Семь улиц». Тогдашний мэр Краснодара Евгений Первышов поддержал инициативу.
— Мне в целом нравится концепция пешеходного центра города. Предприниматели смогут оборудовать летние кафе и магазины, а также лучше следить за историческими зданиями, — говорил он в апреле 2021 года.
Детали проекта
Концепция «Семи улиц» включала несколько ключевых изменений:


Сужение проезжей части. На выбранных улицах планировалось сократить ширину дорог до одной полосы с организацией одностороннего движения. Это должно было освободить место для пешеходов и велосипедистов.
Расширение тротуаров. Увеличение пешеходных зон с высадкой деревьев и установкой уличной мебели для создания комфортной среды.
Велодорожки. Появление выделенных полос для велосипедистов, приподнятых над уровнем проезжей части для безопасности.
Ликвидация парковок. Уменьшение числа парковочных мест в центре в пользу пешеходных пространств.
Инфраструктура для бизнеса. Расширение зон для летних кафе, что, по задумке, привлекло бы туристов и оживило исторический квартал.
Пилотный участок на улице Чапаева стал первым шагом. Там в 2021 году проезжую часть сузили, установили бордюры, выложили тротуары плиткой и обустроили велодорожку (правда, не приподнятую, а огороженную высоким бордюром). Наталья Машталир отмечала, что тестовый режим нужен для выявления слабых мест:
— Улицы были выбраны не случайно, а после долгого математического моделирования. Тестовый режим позволяет понять, что работает, а что нет. Здорово было бы, если бы «Семь улиц» как раковая опухоль расползлась бы по всему городу Краснодару и люди бы начали уделять внимание главным вещам.
Полностью реализовать проект собирались в 2022 году.
Реальность
Пожалуй, первыми, кто выразил недовольство сужением автомобильной части улицы стали сами автолюбители. По их мнению, в центре и так было трудно проехать, а реконструкция последующих улиц и вовсе усилит пробки.


То ли в знак протеста, то ли из-за менталитета и отсутствия культуры многие оставляли свои машины припаркованными прямо на велодорожке, несмотря на то, что она была огорожена — бордюр не помогал.
Общественное возмущение и непонимание росло и уже в июле 2021 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев приостановил проект.
— Сначала нужно выслушать мнение горожан и получить конструктивную критику. Я поддерживаю восстановление исторического центра, но важно понимать, насколько к этому готовы люди, — заявил он.
После этого публичные обсуждения фактически прекратились, а работы заморозили. Урбанист Мирослав Валькович назвал решение губернатора политическим в преддверии выборов в Госдуму. А блогер Илья Варламов раскритиковал действия главы региона, отметив, что у проекта — большой потенциал.
В ноябре 2021 года Наталья Машталир уволилась с поста главного архитектора по собственному желанию.


Её уход совпал с перестановками в администрации города, Евгения Первышова сменил Андрей Алексеенко и проект потерял своего главного идеолога. Тогда в ответ на запрос портала 93.RU мэрия не дала чёткого ответа о судьбе «Семи улиц», заявив лишь, что он находится «на стадии проработки». Дальнейшие планы так и не были озвучены.
— Все это можно реализовать. Как мы все видим, улицы эти, слава богу, на месте. Нет серьезного изменения в системе движения. То есть, ни количество полос не увеличено, ни что-то другое там не поменялось. То есть, да, можно сделать, — рассказал 93.RU директор архитектурного бюро в Краснодаре Алексей Тимофеев.
Впрочем, в феврале 2023 года глава администрации Краснодара Евгений Наумов заявил, что не видит перспектив реализации проекта «Семь улиц» и что приоритеты поменялись.
Что не так?
Помимо возможных проблем с пробками, парковой на велодорожке и общественного резонанса, были и экономические аспекты. Реализация «Семи улиц» требовала значительных вложений и координации с другими проектами, такими как платные парковки и развитие общественного транспорта.
Однако бюджет Краснодара в тот период был сосредоточен на строительстве ливневой канализации, о чём Наталья Машталир упоминала ещё в 2018 году:
— Мне сказали: в первый год твоей работы не будет денег ни на какое благоустройство.


Без финансирования проект остался на бумаге и упоминанием в новостях. Хотя в 2023 году власти попытались зачем-то частично вернуться к идее, начав активно организовывать на Чапаева еженедельные культурные мероприятия, перекрывая там автодвижение на выходных. Так мэрия хотела сделать улицу «краснодарским Арбатом». Инициатива продолжилась и летом 2024 года, однако не возымела большого ажиотажа.
— Проект этот сделан не на коленке, все-таки там расчеты производились, и эксперты этим занимались. Это довольно странно (что его отменили). С одной стороны, есть экспертное сообщество и готовый проект, а с другой некое голословное убеждение, — считает Тимофеев.
Краснодар не готов к «Семи улицам»?
Хотя во многих европейских городах пешеходный центр является стандартом, а экологичность и повышение туристического интереса при организации подобной зоны закономерны, эксперты считают, что опасения жителей тоже вполне логичны. Возможные пробки и масштаб изменений отпугнули многих.
— Может быть стоило директивно, как в Москве. Никто не спрашивал, когда Собянин реализовывал проект «Моя улица», он просто взял и реализовал, вот и все. Особо жителей не спрашивали. Всю столицу, центр весь покрыли гранитом, расширили тротуары и так далее. Никто, кстати, там особо не вопил, что будут пробки. Просто сделали и всё, точка. Может быть, стоило и так, — выразил мнение архитектор Алексей Тимофеев.


Кроме того, проект требовал синхронизации с платными парковками и велопрокатом, но эти системы в Краснодаре развиты недостаточно. Без них пешеходные зоны могли остаться изолированным экспериментом. Добавить к этому тот факт, что центр Краснодара — не только туристическая зона, но и деловой кластер. Офисные работники и чиновники, многие из которых приезжают из пригородов, зависят от личных авто, и их интересы не были полностью учтены.
— Я думаю, что главная проблема в том, что должен быть, скажем так, инициативный человек, двигатель внутри системы. Была в свое время Наталья Александровна, которая прекрасно проект инициировала и двигала, за что ей большое спасибо, но сейчас вот она перешла на другую работу и занимается другими делами. Двигатель исчез у проекта, поэтому, наверное, он застопорился, — говорит архитектор.
Идея «Семи улиц» была явно прогрессивной, но преждевременной для Краснодара. События показали, что город пока не готов к радикальному перераспределению пространства из-за пробок, слабого общественного транспорта и привычки жителей к машинам.
Для успеха проект нуждался не только в поэтапной реализации, но и широком обсуждении с горожанами и параллельном развитии транспортной инфраструктуры. Без этого он остался утопией, не соответствующей реальности миллионника. Возможно, в будущем Краснодар вернётся к подобным концепциям, но уже с учётом ошибок прошлого и большей готовностью жителей к переменам.