Два года назад портал 93.RU рассказывал о пассажирском самолете Ан-10, части которого хранятся в частном секторе в районе Парка 30-летия Победы. Подробнее о том, что это за модель самолета, почему он перестал летать и как оказался во дворе обычного жителя Краснодара, можно прочитать в нашей статье.
Идут годы, но части самолета продолжают вызывать интерес у местных жителей. Недавно возле них побывали местные блогеры. Рассказываем, что им удалось узнать.
Что за самолет?
Ан-10 — это советский среднемагистральный турбовинтовой пассажирский самолет. Свое название авиалайенр получил от первых двух букв фамилии разработчика — легендарного авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Первый опытный полет Ан‑10, с собственным именем «Украина», совершил 7 марта 1957 года. А к 1971 году «десятка» вышла на первое место по пассажирообороту в СССР, перевезя свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов. Всего было выпущено 108 самолетов серии. Причины такой популярности заключались в меньшем расходе топлива, большой вместимости пассажиров, неприхотливости в обслуживании и возможности взлета и посадки даже на грунтовую взлетно-посадочную полосу.
История «падения»
Спустя более чем десять лет эксплуатации серии произошла первая серьезная трагедия — авиакатастрофа под Ворошиловградом в 1971 году, погибли все 65 человек на борту. А спустя еще 13 месяцев катастрофа под Харьковом, уже с 122 погибшими. Основной причиной трагедии считается отрыв крыла самолета, вызванный усталостными трещинами. После этой крупнейшей в советской авиации авиакатастрофы эксплуатация АН-10 была прекращена.
Жизнь после «смерти»
Большинство ушедших на пенсию самолетов было пущено на слом, но одиннадцать экземпляров разошлись по городам СССР в качестве детских кинотеатров, кафе и авиапамятников. Но и их со временем постигла печальная судьба быть сожженными или распиленными на металлолом. На сегодняшний день единственный целый экземпляр выставляется в качестве музейного экспоната в Московской области, еще девять уничтожены.
Одним из городов, куда после списания попал Ан-10, оказался Краснодар. «Пенсионер» с бортовым номером «СССР-11192» был установлен в Первомайской роще, где работал в качестве детского кинотеатра «Аннушка», пока в 1987 году его, приговоренного к утилизации, не выкупил и не отвез к себе на участок краснодарец по имени Александр. Так и лежит самолет долгие десятилетия под охраной своего верного хозяина, но всё же медленно разграбляемый вандалами.
Человек с военной выправкой
Гонимые любопытством, мы приехали лично посмотреть на останки авиалайнера. Тогда-то мы и встретили его хозяина. По стройной не по годам фигуре в выглаженном военном мундире с начищенными до блеска сапогами стало понятно, что человек — бывший военный.
Да он и сам нам признался, что в молодые годы служил в разведке. Самолет приобрел для того, чтобы сделать из его корпуса тримаран. Тримаран — это лодка, состоящая из основного корпуса и двух меньших «поплавков». Александр считает, что прочный толстый алюминий, из которого сейчас сделан фюзеляж (корпус) самолета, отлично обеспечит целостность днища лодки при возможных столкновениях с морским дном.
Кроме фюзеляжа самолета, распиленного на три большие части, на участке у Александра хранится еще множество другой техники, несколько ЗИЛов, пассажирский автобус ЛАЗ-699, УАЗ-«буханка».
У многих такое соседство вызывает недовольство. Мужчину (несмотря на солидный возраст дедушкой его язык не поворачивается назвать) старательно «выкуривают» из дома соседи. Ему обрезали газовую трубу, разбили окна в доме, так что Новый год пришлось встречать со сквозняком.
А однажды, не без участия соседей, пришло письмо из администрации, в котором пенсионеру назначили штраф в несколько десятков тысяч рублей за то, что самолет в прошлые годы занимал небольшой участок административной земли.
Перед нами пенсионер храбрится, говорит, и не такое переживал, но грустные глаза да и торчащая из кармана пачка успокоительных таблеток говорят, как нелегко ему дается это противостояние.
Мечта хозяина самолета
Самолет, да и другую технику давно можно было бы сдать на металлолом. Но Александр этого делать категорически не хочет. За долгие десятилетия он «прикипел» к технике и согласен продать ее только человеку, готовому подарить ей вторую жизнь. Сделать бы из авиалайнера музейный экспонат или переоборудовать в кафе, мечтает Александр.
Гонимый соседями, пенсионер решил продать свой участок с домом и перебраться к морю. Уже даже купил участок, планирует строить дом. Самолет и туристический автобус он собирается перевозить с собой. Мы с ребятами переглянулись, пряча удивленные глаза.
Я спросила про дальнейшие планы на технику. Александр ответил, что первоначальный план не изменился, и из корпуса самолета рассчитывает сделать тримаран, а автобусу планирует вернуть ход, чтобы тот мог перевозить туристов. Это его мечта. А без мечты, как сказал Александр, нет смысла жить. Я посмотрела в его полные жизнью глаза и поняла, насколько этот 80-летний бывший разведчик с прекрасной памятью и военной выправкой прав.
А вы знали про этот самолет?