В Краснодаре недалеко от Парка 30-летия Победы можно найти части старого пассажирского самолета Ан-10. Они лежат в частном секторе, прямо во дворе одного из домов, расположенного на первой линии у реки. Пройти туда можно, если гулять вдоль тропы здоровья и дальше — в сторону выезда из города. Более точные координаты давать не будем, потому что найти такое самостоятельно всегда интереснее.
Журналисты 93.RU еще зимой побывали в этом месте и исследовали части Ан-10. Что это за модель самолета? Почему он перестал летать и как оказался во дворе обычного жителя Краснодара? Рассказываем.
Проблемы с конструкцией
Что такое Ан-10? Это советский среднемагистральный турбовинтовой самолет. Первый полет на лайнере под именем «Украина», который выпустили на Киевском авиазаводе в Святошине, прошел 7 марта 1957 года.
Первые годы у Ан-10 было много проблем с конструкцией, в особенности с крыльями, поэтому самолет постоянно дорабатывали. В 1971-м лайнер потерпел крушение возле Ворошиловграда (современный Луганск). Рейс летел из Куйбышева (Самара) в Одессу. При заходе на посадку в Луганске у самолета оторвало крыло, погибли 65 человек.
Самая серьезная авиакатастрофа случилась 18 мая 1972 года под Харьковом. Рейс «Аэрофлота», который летел из Москвы, разрушился в воздухе. Погибли 122 человека, находившихся на борту.
В 1973 году, после катастрофы под Харьковом, самолеты окончательно сняли с эксплуатации. После этого 11 судов установили в разных городах СССР как памятники, детские кафе и тиры. До наших дней сохранился лишь один целый Ан-10 — он находится в музее ВВС в Монино.
Что за самолет в Краснодаре?
Одним из городов, куда после списания попал Ан-10, оказался Краснодар. Борт с номером «СССР-11192» установили сначала в Первомайской роще, внутри обустроили детский кинотеатр «Аннушка». Многие краснодарцы увидели в нём свои первые фильмы, а фотографии на его фоне заполнили альбомы местных жителей. Самолет стал одним из символов рощи, но в конце 1980-х его решили утилизировать. Каким-то образом его смог сохранить краснодарец Александр Ужва.
Мужчина перевез разобранный самолет в свой частный дом в районе Затона. С тех пор останки лайнера лежат на участке под открытым небом. Несколько лет назад издание «Югополис» писало:
— Хозяин дома очень не рад «гостям» в этом самолете. Что от него узнали: что он приобрел этот самолет во времена перестройки и собирался из него делать катамараны, но потом всё закрутилось-завертелось, и самолет так и остался лежать возле дома, — написали краснодарцы на форумах.
Ужва «договорился» забрать себе самолет в 1987 году, но с кем именно — не признался. Судно привезли к нему на участок на КАМАЗе, с тех пор оно более 30 лет лежит во дворе.
По данным из открытых источников, Ан-10 на 100 пассажирских мест, который находится в Краснодаре, эксплуатировало Северо-Кавказское территориальное управление гражданского флота. Его зарегистрировали 19 июля 1960-го.
Когда-то он летал по всему Советскому Союзу, а сейчас просто лежит под открытым небом. Иногда сюда забредают люди — кто-то рассматривает необычные артефакты, а кто-то ищет укромное место, чтобы выпить. Все мало-мальски ценные детали самолета давно растащены, части фюзеляжа покрыты граффити, в том, что когда-то было салоном, лежат пустые бутылки и чувствуется неприятный запах. Но любопытных краснодарцев это не пугает. Редкие посетители с удовольствием исследуют части самолета и фотографируются.