В Краснодаре продолжается история со строительством подземного пешеходного перехода на улице Красных Партизан, в районе ККБ № 2. Власти планировали, что подземник будет готов к концу апреля 2023 года. Но строить его начали на месяц позже, да и сами работы далеко не ушли.
Изначально сама идея строительства вызвала большой резонанс — краснодарские урбанисты в один голос твердили, что сама идея строительства подземного перехода в городе ошибочна. Тогда как чиновники называли переход «жизненно необходимым».
И вот, когда стройка началась, под землей нашли неучтенные коммуникации. С тех пор работа встала. Также встала и улица Красных Партизан, потому что ее пришлось сузить на время земельных работ. К слову, сейчас вынужденному затишью рады разве что жители ближайших пятиэтажек. Ранее они жаловались, что из-за появления тяжелой техники их квартиры буквально ходят ходуном, а по стенам домов пошли трещины.
Почему работы остановились?
Как писал интернет-портал 93.RU, контракт почти на 110 миллионов рублей на строительство подземного перехода на Красных Партизан заключили еще в 2022 году с ООО «Альмастрой». Компании выплатили аванс в размере 93 миллиона рублей, но завершить работы она не смогла. Пешеходный переход должны были закончить в конце апреля 2023-го. К сентябрю объект был готов всего на 13%, а к концу ноября — на 20%. Власти Краснодара объяснили 93.RU, что во время строительства появилась необходимость переустройства инженерных коммуникаций. Проект, которым занималось OOO «Юг-Проект Изыскания» за 2,3 миллиона рублей, отправили на доработку.
Сам контракт с «Альмастрой» расторгли в одностороннем порядке. Вице-мэр Владимир Архипов говорил, что после расторжения контракта нужно провести экспертизу и принять те работы, которые были выполнены. Все остальные деньги, полученные авансом, необходимо вернуть в бюджет. Сейчас эти средства чиновники возвращают через суд.
В ноябре прошлого года возбудили уголовное дело из-за мошеннических действий (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при строительстве подземника. В прокуратуре считают, что неустановленные лица в «Альмастрой» получили аванс, но не окончили работы в срок, причинив городу имущественный вред. Также свою проверку начинал и следственный комитет, но по статье о халатности (ст. 293 УК РФ).
После этого долгие месяцы никаких работ не проводилось. В марте 2024 года на сайте госзакупок появился второй по счету лот на строительство подземного перехода. Его цена чуть меньше прежней — 108,8 миллиона рублей. В проекте говорится, что полностью объект должен быть готов к 7 ноября.
Почему всё пошло не так?
В разговоре с журналистом портала 93.RU начальник управления закупок города Сергей Мартынов рассказал, что прошлые торги по выбору компании проводили по принципу аукциона. Если простыми словами, то побеждает тот, кто предложит наименьшую сумму. Да и в принципе на торги зашла лишь одна компания. Аукцион в итоге признали несостоявшимся, но контракт заключили. Это стандартная практика, которая не противоречит законодательству.
— Контракт заключается, да, конечно, потому что не было основания не заключать его с единственным претендентом, — пояснил Мартынов.
Саму закупку размещала и проводила «Дирекция государственных закупок» — это подразделение краевой администрации, заказчиком выступал городской центр мониторинга дорожного движения (контракт заключает непосредственно заказчик). После расторжения контракта заказчик подал заявление (на это дается три дня с момента расторжения контракта) в антимонопольную службу.
— В ФАС было подано заявление на включение «Альмастрой» в реестр недобросовестных поставщиков. Но Федеральная антимонопольная служба отказала. Поэтому было подано заявление в суд, чтобы обжаловать это решение. И еще в суде находится дело по возвращению аванса, — сказал Мартынов.
Согласно документам из картотеки арбитражных дел, ООО «Альмастрой» подало в краевой арбитраж иск о признании недействительным одностороннего расторжения контракта центром мониторинга дорожного движения. Сейчас по этому делу продолжается суд. ЦМДТ со своей стороны направило иск к УФАС, которое отказалось включать «Альмастрой» в реестр недобросовестных поставщиков. Разбирательство по этому делу приостановлено, потому что ООО сейчас опротестовывает расторжение контракта.
Кроме того, в арбитраже рассматривается еще один иск — о взыскании с «Альмастрой» аванса в размере 93 миллионов 261 тысячи рублей. Еще центр мониторинга дорожного движения требует взыскать с компании 600 тысяч штрафа и 11,7 миллиона рублей в качестве неустойки.
Напомним, что ООО «Альмастрой» учредили в мае 2018 года. Стройка подземника должна была стать первым крупным госконтрактом компании с момента ее появления. До 2022 года выручка организации не поднималась выше 40 миллионов рублей. После подписания контракта она взлетела до 100 миллионов. При этом по итогам того же 2022 года она задекларировала убыток на 2 миллиона. Актив компании вырос до 168 миллионов. Вероятно, сюда входит сумма аванса от администрации. Согласно бухгалтерскому балансу на конец 2022 года, 94,7 миллиона рублей являются запасами компании. Это активы, которые фирма использует при выполнении работ.
Почему компанию без опыта работ допустили до крупной стройки?
Причины, по которым крупный подряд выиграла компания без опыта госзакупок, на самом деле две.
Первая — сама процедура определения подрядчика проходила в виде аукциона. Это когда обезличенные участники подают свои ценовые предложения. Кто покажет наименьшую сумму исполнения контракта, тот и выиграл. Но фактически у организатора торгов, дирекции госзакупок края, не было выбора. «Альмастрой» была единственным участником.
Вторая причина — законных оснований не заключать контракт с условной сомнительной фирмой нет, если ее нет в черном списке поставщиков.
— Мы же не видим, кто принимает участие в аукционе до финального этапа. Да и как мы можем сказать, благонадежный поставщик или нет. Ее нет в черных списках. Эти данные обычно проверяет заказчик. Другое дело — это конкурсная процедура. Здесь уже имеет значение опыт. Компании уже играют в открытую. Проверяются прошлые контракты, причем контракты учитываются по тематике предстоящих работ. По итогам проверки компании получают условные «баллы». Кто больше баллов получит, тот и побеждает. Это если простым языком, — говорит Сергей Мартынов.
Что с новым контрактом?
Сейчас в системе госзакупок находится новый контракт на строительство подземного перехода, поставщика по которому еще не определили. Его проведут по итогам конкурса — это процедура, где поставщик определяется по условной балльной системе, а не с помощью аукциона. При этом среди дополнительных требований к поставщику — наличие опыта в строительной сфере.
Заявки на аукцион подаются до 15 апреля, однако определение поставщика, по данным на 9 апреля, приостановлено по жалобе предыдущего подрядчика, с которым администрация расторгла договор.
В жалобе «Альмастрой» заявляет о непригодности проектно-сметной документации, на основании которой заказчик предлагает строить подземный переход новому исполнителю, возлагая на того корректировку проектно-сметной документации.
Проектно-сметная документация (ПСД) — комплект документов, которые раскрывают суть строительного проекта и содержат обоснование его стоимости, реализуемости и целесообразности.
— Непригодность рассматриваемой проектно-сметной документации полностью исключает корректное выполнение работ потенциальным подрядчиком, — говорится в тексте жалобы.
При этом, как утверждается в письме, корректировка документации для определения новой сметной стоимости не завершена, положительного заключения «Краснодаркрайэкспертизы» не получено.
В ходе строительства компания выполняла работы, параллельно корректируя техническую документацию. Таким образом были выполнены работы по первому этапу. Но ко второму приступить не смогла из-за отсутствия проектной документации по переносу сетей канализации, водоснабжения, газоснабжения.
Напомним, что прошлый срыв сроков власти объяснили тем, что во время строительства выяснилось, что нужно переустроить инженерные коммуникации. Компания, которая занималась проектированием, — OOO «Юг-Проект Изыскания» — за свои деньги выполнила «корректировку проектных решений». Контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту с OOO «Юг-Проект Изыскания» был заключен еще в декабре 2018 года, компании заплатили 2,3 миллиона рублей.
По данным на 11 апреля, жалоба признана необоснованной, приостановка размещения конкурса снята.
Проектную документацию всегда утверждает заказчик, а исполнитель ее согласовывает. До своего утверждения проектной документации необходимо обязательно пройти государственную экспертизу.
Ранее портал 93.RU писал, что краснодарские урбанисты еще перед началом стройки заявили, что этот переход не нужен городу. Общественник Мирослав Валькович называл строительство не просто глупостью, а наплевательским отношением к интересам жителей. Тем более что на улице Красных Партизан много пенсионеров, беременных женщин и людей с инвалидностью.
— Конкретно этот участок — концентрация маломобильных групп населения: пожилых и беременных, из-за близости роддома и больницы, пациентов, в том числе с проблемами опорно-двигательного аппарата, — писал Валькович.
Мэр Краснодара пояснял, что подземный переход в этом районе города «давно напрашивался» и что «подземник должны построить четко по графику», потому что «другого варианта здесь быть не может».
Пока чиновники разбираются с нерадивым подрядчиком в судах, стройка подземного перехода не двигается. Как и пробка на улице Красных Партизан, вызванная этой самой стройкой.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».