20idei
СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

«Для меня "Типография" — сердце Краснодара». Как Минюст сделал иноагентом культурное достояние города

Портал 93.RU вспоминает путь краснодарской «Типографии»: от лауреата национальной премии до иностранного агента

ds

Выставочный зал «Типографии»: 2020 и 2022 год

Поделиться

АНО Краснодарский центр современного искусства «Типография» внесен в реестр НКО-иноагентов 6 мая 2022 года.

«Типография» появилась в Краснодаре десять лет назад и стала единственной площадкой в городе, которая последовательно занималась развитием и популяризацией современного искусства и культуры.

Институция получала различные престижные награды и премии, там выставлялись работы художников со всего мира. В мае 2022 года «Типографию» отметили снова — Минюст объявил центр иностранным агентом и вынудил закрыться.

С чего всё началось


— Много лет назад я заинтересовался объявлением в социальных сетях о проведении выставки на территории бывшего завода ЗИП, которую организовали краснодарские художники, — вспоминает в беседе с 93.RU предприниматель и меценат Николай Мороз.

Речь идет об арт-группировке ЗИП, основанной в Краснодаре в 2009 году художниками Эльдаром Ганеевым, Евгением Римкевичем, а также братьями Василием и Степаном Субботиными. В 2011 году группировка ЗИП организовала Краснодарский институт современного искусства (КИСИ).

Выставка «Краснодар: Линии на плоскости. История KИСИ», Москва (2013 год)

Выставка «Краснодар: Линии на плоскости. История KИСИ», Москва (2013 год)

Поделиться

Мороз познакомился с художниками и предложил им открыть в центре города общественное пространство, чтобы поддерживать и развивать современную культуру.

— Мне было интересно общаться с прогрессивными молодыми людьми, которые вносили свой вклад в историю искусств, выражаясь свойственными только им художественными жестами. Они создавали проекты, альтернативные тем, что можно было увидеть в краевых музеях и выставочных залах, которые как под копирку транслировали пейзажи, натюрморты, ремесло народных умельцев.

Так в 2012 году в здании бывшей типографии «Советская Кубань» на улице Рашпилевской появилась «Типография». Спустя год совладельцем центра стал краснодарский предприниматель и гендиректор интернет-портала Юга.ру Евгений Руденко.

— Мы встретились с Евгением Руденко — человеком, поддерживающим начинания творческих, влюбленных в свое дело людей, рассказали о проекте. Он принял решение о поддержке «Типографии» и проникся идеей развития культурной площадки.

В последующие годы в качестве патронов центра подключились другие бизнесмены. Стать патроном «Типографии» мог любой желающий, но определяли повестку только сами художники, — говорит Николай Мороз.

Патроны «Типографии»

Патроны «Типографии»

Поделиться

Культурное достояние города, президентские гранты и международное признание


В 2015 году «Типография» получила статус центра современного искусства. Спустя год мэр Краснодара Владимир Евланов посетил арт-пространство и назвал «Типографию» одним из культурных достояний города.

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow в 2017 году назвала «Типографию» институцией года, а арт-группировка ЗИП получила самую значимую награду в России в своей сфере — Премию Кандинского.

По предложению уже другого мэра Краснодара, Евгения Первышова, «Типография» разработала каталог арт-объектов для благоустройства города. В рамках этого проекта на улицах города появились современные скульптуры — Draped Data Владимира Омутова в Чистяковской роще, «Столпы» Виктора Линского в Вишняковском сквере и «Точка» Михаила Смаглюка в Юбилейном микрорайоне.

Draped Data, «Столпы» и «Точка»

Draped Data, «Столпы» и «Точка»

Поделиться

В 2019-м «Типография» выиграла президентский грант на проект «Кураторские курсы» — краснодарскому центру выделили 500 тысяч рублей на реализацию задуманного, еще 200 тысяч привлекли на условиях софинансирования.

Летом того же года «Типография» объявила, что из-за повышения арендной платы переедет на новое место. В итоге арт-пространство открылось на первом этаже здания на улице Зиповской, 5 (корпус 33), рядом с «Экспоцентром».

Новая локация приобрела популярность среди краснодарцев. Оценил ее и мэр кубанской столицы Евгений Первышов, объявивший, что в Краснодаре снова пройдет конкурс на создание новых городских скульптур, а реализованные ранее с «Типографией» проекты назвал «визитной карточкой» города.

Евгений Первышов на встрече с художниками и скульпторами в «Типографии»

Евгений Первышов на встрече с художниками и скульпторами в «Типографии»

Поделиться

В декабре 2021 года «Типография» вошла в шорт-лист номинации «Креаполис года» первой Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards.

2022 год: спецоперация, приостановка, иноагентство


24 февраля 2022 года, в день, когда Россия начала «специальную военную операцию» на территории Украины, «Типография» выступила с заявлением в соцсетях, охарактеризовав происходящее словами «ужасно и недопустимо».

Центр отменил почти все запланированные события, а 7 марта сообщил, что изменит формат работы, перестав проводить на время спецоперации выставки и другие публичные события, а работа над всеми проектами будет остановлена.

На территории пространства продолжили работу кофейня, коворкинг, книжный и благотворительный магазины. Кроме того, в «Типографию» переехал офис благотворительной организации «Открытая среда», которая помогает семьям людей с аутизмом.

В «Типографии» можно было приобрести украшения, открытки, одежду, поддержав благотворительность

В «Типографии» можно было приобрести украшения, открытки, одежду, поддержав благотворительность

Поделиться

Вечером 6 мая Минюст внес «Типографию» в реестр НКО-иноагентов. Об этом решении совладельцы центра и директор узнали из новостей.

— Мне позвонил Степа Субботин, спросил, как у меня дела. Я начала рассказывать, а потом он сказал, что у него плохие новости — нас сделали иноагентами. Узнал он об этом из новостей, — рассказала 93.RU директор «Типографии» Елена Ищенко. — До сих пор мы не получили никакого официального подтверждения. С чем это (получение статуса иноагента) может быть связано? С чем угодно. Если говорить про иностранное финансирование, то прямого иностранного финансирования у нас в течение прошлого года просто не было.

Так, в 2021 году «Типография» совместно с Гёте-Институтом проводила в Краснодаре Pop-Up-фестиваль немецкой культуры и немецкого языка, но Гёте-Институт имеет российский ИНН, отмечает Ищенко.

Фестиваль длился десять дней, в рамках мероприятия проводились выставки, лекции и перформансы

Фестиваль длился десять дней, в рамках мероприятия проводились выставки, лекции и перформансы

Поделиться

Как «Типография» осталась без пространства


После того как стало известно о новом статусе, состоялось собрание учредителей, попечителей и художников «Типографии», на котором было принято решение освободить помещение.

— На самом деле с освобождением помещения сложная история. Сначала мы решили приостановить свою выставочно-художественную деятельность, потому что началась [слово, которое запрещает употреблять СМИ Роскомнадзор] и ситуация резко изменилась.

В стране наступила кризисная ситуация, в которой обычно поддержка инициатив и институций, подобных «Типографии», падает — снижаются взносы пожертвований, практически перестает существовать фандрайзинг, объясняет Ищенко.

— И в целом я не представляю, как сейчас можно просить у кого-то деньги на современное искусство, когда они могут быть гораздо нужнее где-то еще.

Уже в марте встал вопрос о том, как платить за аренду пространства (а это — почти 300 тысяч рублей в месяц). Сначала центр договорился с арендодателем отдать помещение, где раньше проходили выставки, под склад.

Директор «Типографии» грустно шутит, что оборудовать склад в помещении для выставок — тоже своего рода выставка

Директор «Типографии» грустно шутит, что оборудовать склад в помещении для выставок — тоже своего рода выставка

Поделиться

Когда стало известно о статусе иноагента, стало понятно, что придется приложить колоссальные усилия, чтобы сохранить помещение. Поэтому было решено освободить его, говорит Ищенко.

— Стоит сказать, что статус иноагента это не просто отчеты. Это клеймо, которое пугает людей от официального сотрудничества, появления где-то вашего имени. Особенно сейчас.

«Судьба привела в Краснодар»


Елена Ищенко познакомилась с «Типографией» примерно в 2013–2014 году, следила за тем, что делают группировка ЗИП и КИСИ. Тогда девушка писала и редактировала тексты для независимого журнала о современном искусстве России. Затем Ищенко работала в музее «Гараж» и вместе с коллегой занималась проектом «Открытые системы», который был посвящен исследованию различных самоорганизованных инициатив современного искусства.

Тогда Степан Субботин позвал ее показать эту выставку в «Типографии». Так, в июне 2016 года Елена сделала свой первый проект в краснодарском центре.

Проект музея «Гараж» «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» в краснодарской «Типографии»

Проект музея «Гараж» «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» в краснодарской «Типографии»

Поделиться

— Потом я ушла из музея «Гараж» и на самом деле не хотела нигде работать, хотела заниматься независимыми проектами. Но судьба снова привела меня в Краснодар.

Юридически директором центра Елена стала в прошлом году, а до этого, с ноября 2017 года, была куратором «Типографии». За эти почти пять лет был ряд сложностей в работе, но основной из них Ищенко называет неравенство в России, которое «отражается и на культурных институциях».

— В России, к сожалению, практически нет институций среднего размера. Есть институции-гиганты (например, государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина), которые подминают под себя множество других музеев и инициатив. С другой стороны, есть небольшие региональные музеи государственные, у которых вообще нет бюджета на выставки.

«Типография», по словам Ищенко, в этом плане была «такой странной историей, которых не так много по России»: это самоорганизованная институция, у которой не один учредитель, а круг патронов

«Типография», по словам Ищенко, в этом плане была «такой странной историей, которых не так много по России»: это самоорганизованная институция, у которой не один учредитель, а круг патронов

Поделиться

Мост между современным искусством и людьми


«Типография» также выступала площадкой аукциона MOST — единственного в Краснодарском крае аукциона современного искусства, который создали в 2014 году Олег Гончаров, Роман Левицкий и Наталья Таракановская.

— Мне представилось невозможным заниматься современным искусством и не поддерживать «Типографию», — объясняет бизнесмен Роман Левицкий.

Основное дело Левицкого, креативное агентство Ruport, до недавних пор базировалось в Краснодаре. Ему казалось, что институции, подобные «Типографии», украшают и популяризируют город среди творческой интеллигенции. Статус иноагента не поставит крест на развитии современного искусства в городе, считает бизнесмен.

— Современное искусство — это не сферический конь в вакууме. Это люди. Поставить на них крест можно, только похоронив. Да и то не на каждом — много среди них людей нерелигиозных. Ну и до этого дело не дойдет, я надеюсь. Так что эту неприятность мы переживем.

Место силы


Предприниматели и дизайнеры Степан Бугаев и Варвара Чеснокова стали патронами «Типографии» в начале 2018 года — когда Бугаев познакомился со Степаном Субботиным и решил с женой поддержать деятельность группировки ЗИП.

— Ни о каких инвестициях в этих процессах не может быть и речи, это возможность внести свой вклад в развитие искусства и конкретного пространства системно, — объяснили они.

По словам Степана Бугаева, краснодарская «Типография» была наглядной демонстрацией того, что в регионах возможно развитие и необязательно всем устремляться в Москву и Питер, чтобы реализовать что-то…

— Сейчас часто употребляют термин «место силы». Это так и есть в нашем случае. Мы после поездки в «Типографию» к ребятам приезжали вдохновленные, с новыми, так сказать, силами.

Поделиться

Новость о том, что центр получил статус иноагента, Бугаеву прислал практически сразу один его близкий друг и известный коллекционер.

— Мы очень расстроились. Это кажется какой-то ошибкой, и мы надеемся, что решение будет отменено. Кажется, что это усложнит работу центра в разы. Однако процессы развития искусства многогранны, и так просто их не остановить.

Всё равно что березу назвать иноагентом


Когда в 2012 году «Типография» открылась в здании на улице Рашпилевской, пермский уличный художник Алексей Илькаев (известный теперь как Sad Face) разрисовал одну из стен там грустными лицами. Работа была создана им под впечатлением от случившегося тогда наводнения в Крымске.

Летняя арт-школа для детей в «Типографии», 2014 год

Летняя арт-школа для детей в «Типографии», 2014 год

Поделиться

После переезда центра в новое место Евгений Руденко пригласил художника продолжить историю и изобразить граффити во внутреннем дворике арт-пространства.

Илькаев рассказал 93.RU, что давно знаком с группировкой ЗИП и всегда уважительно к ним относился: «Все-таки благое дело — развивать культуру». По его мнению, признание центра иноагентом — шаг к деградации современного искусства.

— Вообще, как по мне, назвать «Типографию» иноагентом — всё равно что березу назвать иноагентом. Потому что те, кто развивает «Типографию», и основные меценаты, насколько мне известно, — коренные кубанцы.

Граффити Sad Face во дворе «Типографии»

Граффити Sad Face во дворе «Типографии»

Поделиться

Выросло само собой нечто совершенно прекрасное


Владимир Колесников — современный российский художник родом из Краснодара. Его работы находятся в собрании Капиталл-групп, в коллекциях Пьера Броше, Умара Джабраилова, Владимира Некрасова и других частных коллекциях.

О «Типографии» он узнал задолго до ее открытия, когда Николай Мороз поделился планами создать культурный центр в городе и пригласил Колесникова зайти и посмотреть выбранное им помещение.

Колесников признается, что чувствовал себя одним из «крестных» «Типографии»: там прошли две его персональные выставки, также художник участвовал во многих групповых экспозициях.

Выставка Владимира Колесникова и Дмитрия Кочановича «Школа Х», 2018 год

Выставка Владимира Колесникова и Дмитрия Кочановича «Школа Х», 2018 год

Поделиться

Объясняя уникальность и важность «Типографии», Колесников привел высказывание в соцсетях искусствоведа и арт-критика Анны Толстовой: «В городе само собой, без всякой административной и финансовой помощи выросло нечто совершенно прекрасное, современно-культурное и молодежное».

Он также метафорично объяснил, как решение Минюста отразится на развитии современного искусства в городе.

— Представьте, что Сергей Галицкий публично озвучил свое отношение к нынешней политике руководства страны. И футбольный клуб «Краснодар» закрывают. Парк сносят бульдозерами. Как это отразится? Будем болеть за «Кубань», а гулять в Первомайской роще. Примерно так же и с «Типографией».

Непоправимый ущерб


— «Типография» — это уникальное место, где чувствовалась связь с мировым искусством, так как выставки были сделаны на высоком профессиональном уровне. «Типография» сотрудничала с «Открытой средой», занималась благотворительностью, организовывала ярмарки и свопы — это уникальная деятельность, которой мало кто занимался в таком масштабе, — считает Елена Колесникова.

Художница познакомилась с центром в 2016 году, когда стала обучаться на курсах КИСИ. Затем она начала участвовать в выставках, а в 2020-м в центре открылась ее персональная выставка, посвященная жилым гаражам.

Выставка «Кооператив "Восход"» Елены Колесниковой

Выставка «Кооператив "Восход"» Елены Колесниковой

Поделиться

Елена отмечает, что в «Типографии» смогли реализоваться многие художники и художницы с юга России и из других регионов страны, а зрители — увидеть не только картины, но и перформансы, инсталляции, видео-арт.

— То, что «Типография» получила статус иноагента, очень сильно меня расстроило. Столько сил и труда талантливых молодых людей на протяжении десяти лет оказалось загублено. Это, безусловно, нанесет непоправимый ущерб не только современному искусству в городе, но и культурной жизни в целом.

Открытая среда в «Типографии»


Портал 93.RU рассказывал о благотворительной организации «Открытая среда», которая помогает семьям людей с аутизмом адаптироваться в обществе. Все первые собрания и мероприятия организации проходили в ЦСИ «Типография», когда центр еще был в здании на Рашпилевской.

— Ребята сильно поддержали проект на старте, и все эти годы («Открытая среда» появилась в Краснодаре четыре года назад. — Прим. ред.) мы были и остаемся хорошими друзьями и партнерами, — рассказывает PR-специалист благотворительной организации Тигран Баратов. — Мероприятия для волонтеров, творческие занятия для людей с аутизмом, конференции и лекции в поддержку «Открытой среды» — малая часть того, что проходило на площадке ЦСИ «Типография».

Благотворительные детские чтения в «Типографии»

Благотворительные детские чтения в «Типографии»

Поделиться

В начале этого года организация столкнулась с финансовыми трудностями и начала искать новое помещение для занятий подопечных и работы фонда. Тогда команда «Типографии» пригласила их к себе. В марте «Открытая среда» переехала в библиотеку центра.

— Сейчас мы снова ищем новое помещение для работы «Открытой среды» и деньги на его аренду. А еще мы надеемся, что, хотя пока и не понимаем, как это может произойти, «Типография» вернется в каком-то виде. Вклад команды ЦСИ в инклюзию и культуру невозможно переоценить, — рассказал Баратов.

«Для меня "Типография" — это сердце Краснодара»


Центр действительно внес огромный вклад в развитие инклюзии в Краснодаре. Так, в декабре 2021 года выставку «Как навсегда исчезнуть и никогда не быть найденной» адаптировали для слабовидящих и слепых людей.

Благодаря сурдопереводчику Артуру Голофееву экскурсия проводилась на русском жестовом языке

Благодаря сурдопереводчику Артуру Голофееву экскурсия проводилась на русском жестовом языке

Поделиться

— Для меня «Типография» — это сердце Краснодара, место, которое объединяет людей, смыслы и пути. Выставки тут посещало огромное количество людей с абсолютно разными представлениями о жизни и искусстве. Медиация — это такой инструмент, с помощью которого можно было донести почти любому то, что хотел сказать автор, это невероятный опыт, который почти невозможно получить где-то еще, — объясняет Дая Святенко — слабовидящая девушка и волонтерка «Открытой среды», которая проработала в «Типографии» больше года медиаторкой и вела разные выставки.

В жизнь девушки «Типография» вошла в 2014 году, но особенно тесно Святенко взаимодействовала с центром последние два года. Новость о закрытии она восприняла очень болезненно.

«"Типография" — это не место в пространстве, а люди, которые его наполняют»


Одно из последних мероприятий, которое прошло в «Типографии», — благотворительный музыкальный фестиваль «Арчи» в поддержку приюта для животных «Краснодог». Его организаторы — двое молодых людей, Соня Жукова и Даниил Вальц. На фестивале удалось собрать 90 тысяч рублей, 80 из которых направили на помощь «Краснодогу», а остальной суммой закрыли часть организационных расходов.

— В наших планах было еще несколько полезных проектов, площадкой для проведения которых снова должна была стать «Типография»: образовательная программа о музыке, новый благотворительный фестиваль. Они обязательно состоятся в будущем, возможно, уже немного другом, — говорит Соня.

Благотворительный фестиваль в «Типографии» в поддержку «Краснодога»

Благотворительный фестиваль в «Типографии» в поддержку «Краснодога»

Поделиться

Даниил добавляет, что, когда решил проводить фестиваль «Арчи», понял, что единственное место, которое сможет привлечь столько людей, — это «Типография».

— Потому что на самом деле каждый, кто туда приходит, хочет быть частью чего-то большого. И в этом сила «Типографии» — это не место в пространстве, а люди, которые его наполняют, идея.

Как поддержать «Типографию»?


Центр будет открыт как минимум до 22 мая. Там работает кафе «Буфет» (с 10:00 до 18:00 по будням и с 12:00 до 18:00 по выходным). Сама «Типография» открыта каждый день с 12:00 до 22:00.

Работы художников с аутизмом в «Типографии»

Работы художников с аутизмом в «Типографии»

Поделиться

Вы можете приобрести книги в магазине «Ката», поддержать художников, купив их работы и мерч, которые находятся на хранении в галерее RedGift. Помимо прочего, центр распродает свою мебель. Ее также можно купить.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter