В академическом театре им. Горького в Краснодаре состоялась необычная премьера. На малой сцене большие мастера показали спектакль «Из жизни ископаемых», поставленный главным режиссером Арсением Фогелевым. Каким получился этот своеобразный трибьют корифеям, увидела журналист Нина Шилоносова.
«Провалы в памяти»
Пять заслуженных артистов республики, семь заслуженных Кубани и один народный артист РСФСР — все они заняты в одной постановке. Семь одноактных пьес американского драматурга Фредерика Строппеля (перевод и адаптация О. Варшавер и Т. Тульчинской) — словно подарок краснодарской труппе, в составе которой замечательные возрастные актеры, мало занятые после карантина.
Жанр можно определить по-телевизионному — драмеди, гибрид комедии и драмы. Собственно, название сборника пьес Строппеля по-английски звучит как Senior Moments, что можно перевести как идиому «провалы в памяти». В каждой миниатюре есть и смешное, и печальное, связанное с особенностями немолодых людей.
Жизнь таки прекрасна, и жизнь таки несправедлива, говорила Муле (Самуилу) Рабиновичу его мама. «Фантомные боли» — самая жесткая и неоднозначная новелла, в которой блистают Станислав Гронский и Анатолий Горгуль. Двое мужчин в возрасте за 90 узнают друг друга в доме престарелых. Оба были в Краковском гетто и Освенциме. Один как еврей-изгой, другой как немец-нацист. В ответ на обвинения в убийствах близких Пол (Пауль) защищается тем, что «просто выполнял приказы», и тоже нападает на Самуила: тот «спасал свою шкуру», играя в лагерном оркестре для фашистов… В итоге «примиряются», поедая пирожные, — «надо жить сегодняшним днем».
Остальные миниатюры повеселее, хотя тоже крутятся около темы смерти. Но главнее — любовь. И ревность. И секс. Шутки на грани фола звучат часто. Но какими еще они могут быть, например, в устах бывшей проститутки? Громкая Санди (Ирина Хруль — яркая и уморительно смешная) дает бесстыжие советы скромной Вильме (Татьяна Водопьянова). Сцена смотрин на кладбище («Благословение») сыграна Тамарой Родькиной и Евгением Жениховым очень точно психологически и даже не кажется абсурдной.
«Сарказм… оргазм... невроз... альбатрос... спазм... миазм... Маразм!» — последняя грустная новелла, конечно, не про болезни. Бывшие супруги — Инна Станевич и Анатолий Горгуль — забыли, что давно развелись, но живут воспоминаниями прежней жизни.
Родные интерьеры
Остальные ансамбли так же хороши — Ольга Светлова и Георгий Хадышьян, Тамара Корякова и Сергей Мочалов, Мария Грачева и Андрей Соломыков. И единственная, кто почти не произносит слов, но склеивает все сюжеты — клоунесса, она же Альфред — трогательная Ольга Вавилова. Остроумное решение Арсения Фогелева ввести «корифея-посредника» для корифеев.
Для мастеров этой сцены был приготовлен еще один подарок — в оформлении спектакля были использованы фигурные плиты из декора старых интерьеров театра (гляньте на потолок в большом фойе). Этот «совмод» напомнил, что несколько актеров играют здесь все 50 лет, со дня постройки здания (насколько им было удобно передвигаться по полу — вопрос). Мебель тоже была под стать. Сценограф — главный художник театра Иван Мальгин — придумал в целом простую и хорошо работающую декорацию. Она позволяла работать и с тенями, и с видеопроекцией.
Кстати, Senior Moments переводится еще и как «Важные моменты». В этом случае символично вдвойне. Дань уважения. Трибьют Заслуженным.
P. S. Может, после «Вассы Железновой» и «Из жизни ископаемых» перестанут говорить, что главреж Фогелев делает из Драмы второй «Один театр»?
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».