В июле выпустили «Зойкину квартиру» в краевом академическом и «Любовь и голуби» в муниципальном молодежном. В постановках двух драматургических шлягеров журналист Нина Шилоносова увидела общее — интерес … к кино.
Трагифарсу Михаила Булгакова почти сто лет, комедийной мелодраме Владимира Гуркина — 42. Обе пьесы активно идут на российских сценах. При этом первая не была полноценно экранизирована, а вторую сделал культовым кинофильмом режиссер Владимир Меньшов.
Хочется поудивляться выбору материала, но сейчас опустим эту тему (тем более, что выбор названий следующих премьер озадачит еще больше).
Нехорошая квартира-2
Социальную сатиру на «бывших», пытающихся выжить, или релоцироваться за пределы большевистской России, и советских коррумпированных начальников, развлекающихся в свободные времена НЭПа, автор называл трагической буффонадой. Постановщик краснодарской версии Геннадий Шапошников (главреж Ростовского театра драмы) выбрал жанр фантасмагории и решил, что его «Квартира» станет нехорошей. После нашумевшего недавно фильма «Мастер и Маргарита»?
Для этого, видимо, в спектакль вводятся персонажи из другого произведения Булгакова — свита Воланда (Кот Бегемот (Егор Любарец), Азазелло (Роман Бурдеев) и Коровьев (в программке — Коровин!) — Иван Романюк. Они, кстати, выглядят словно сошли с экрана из кинофильма Юрия Кары. Но их функция весьма скромна — в основном, открывают двери. Кто же здесь мессир, непонятно. С большой натяжкой можно решить, что это опасный прохвост Аметистов (Алексей Сухоручко). Но актер снова лихо играет …Остапа Бендера из репертуарных «12 стульев». Правда, получше одетого, как никак в этой квартире передовое А Т Е Л Ь Е. индпошива.
Однако, и сама Зойка (Юлия Романцова) и ее возлюбленный граф Павел Абольянинов (Михаил Дубовский) по воле режиссера выглядят как бледные тени Маргариты и Мастера, потому и особых претензий на неординарность не предъявляют. Хотя управдом Портупея уверен, что Зоя Денисовна Пельц знается с нечистой силой… (актер Виталий Стеблецов в роли управдома где-то рядом со своим Шариковым из спектакля «Собачье сердце»).
Запутались? Я тоже. Тем более, что и сценография недалеко ушла от тех же «12 стульев» по Ильфу и Петрову. Сначала «прозодежда» из ряда серых дверей, потом «финтифлюшки» из красного бархата, эстрады, страшными синими абажурами и неизменной пальмой. Ну и «модельщицы» в алом неглиже — аналогичном кордебалету в спектакле Цнобиладзе. Неужели дежавю не возникло у руководства театра? Есть отличия, конечно, — это действо идет всего два часа с антрактом. Но в том длинном спектакле хотя бы были смешные находки.
Отмечу выразительного китайца Херувима (Асир Шогенов), товарища Гуся (Юрий Волков — в одном из составов). Еще, пожалуй, Манюшка (Татьяна Башкова). Она соблазнительно хороша, (хотя и в жуткой спецодежде), но на деревенщину все-таки пока не тянет.
Итак, академический театр рекордами закончил 104-й сезон. В активе семь премьер, гастроли в Москве с необыкновенной «Анной Карениной» (высоко оцененной экспертами премии «Золотая Маска») … и три спектакля про времена НЭПа. И третий по Булгакову — в текущем репертуаре «Евангелие от Воланда» 1994 года до сих пор числится…
«Нормально»
По пути наименьшего сопротивления, на мой взгляд, пошла и Молодежка. Раньше театр не отличался интересом к заезженным названиям. Если и была популярная «Гроза», то с необычным решением — режиссерским и сценографическим.
А «занимать» у кинематографа уж точно не приходилось. Употребляю этот глагол, потому что приглашенный постановщик Александр Кладько, хоть и шел строго по тексту драматурга Владимира Гуркина, все-таки воспользовался наработками фильма, на мой взгляд.
Прежде всего в изображении характеров главных героев — Нади и Васи Кузякиных. Мне показалось, что замечательные Юлия Макарова и Алексей Алексеев довольно точно «сняли» экранную игру Нины Дорошиной и Александра Михайлова («Ёшкин кот!»).
Это грустно, по-моему. Макарова, при очевидной широте актерского диапазона, погружена в колею образов «простых женщин из народа» (а даже в эскизе «Служебного романа» ее секретарша Верочка как веселый праздник… Кстати, там и Юлия Романцова из театра драмы неожиданна в роли Калугиной — и хороша).
Порадовали баба Шура (Елена Дементьева) и дед Митяй (Дмитрий Морщаков) — с его россыпью шуточек-прибауточек «морского волка». Органичны дети Кузякиных — новые исполнители Анастасия Ковьярова, Владислав Гоголев и юная Варя Алёхина. Яркий образ полюбовницы Раисы Захаровны создала Оксана Трегубова.
Постановщиком введен сквозной герой — «деревенский баянист». Бог с ним, как говорится, что действие таки происходит в рабочем поселке и играет он на аккордеоне. Главнее, чтобы Ян Новиков больше попадал в ноты и не тащил внимание на себя. Посетивший премьеру новый руководитель муниципальной «Премьеры» джазмен Илья Филиппов, может, поспособствует лучшей реализации музыкальных номеров в спектакле?)
В целом история «о простых людях» получилась длинная, но «забавная», как и задумана автором. Никуда не делась и тема невозможности личного счастья советского человека без спокойствия во всемирном масштабе — «лишь бы не было войны». При довольно убогом речевом запасе («нормально») и скудном внешнем существовании — и сценография это подчеркивает — можно обнаружить настоящие чувства.
В репертуар театра к шукшинским «Чудикам» вошел еще один «народный спектакль», главное — беспроигрышный и беспроблемный.
…Ну а в новом сезоне театры снова обещают классику. В краевом главреж поставит пушкинского «Евгения Онегина». Надеюсь, не по киношной канве Андреасяна, и не на музыку Чайковского, как идущая в нашем Музыкальном театре опера. А вот Молодежный — вот сюрприз! — пообещал «Горе от ума» Грибоедова.
Будет в Краснодаре аж два Чацких! Можно, кстати, устраивать конкурсы — на самую лиричную в городе Татьяну Ларину, или самого брутального Скалозуба… «К лицу ль вам эти лица»?