
Так выглядит начало трамвайной линии. С левой стороны от стройки находится Западное депо
Западная трамвайная линия — это амбициозный проект, который активно анонсировали в Краснодаре больше четырех лет назад. Строительство в районе Западного депо стартовало в начале 2024-го, к лету того же года началась укладка первых рельс и шпал. Но затем сроки сдвинули на два года. В последние месяцы о масштабных планах довести трамвай до «Немецкой деревни», а тем более до «Баскет Холла», власти не вспоминают, а телеграм-канал концессионера «Новый трамвай Краснодара», где сообщалось о ходе стройки, неактивен с конца мая.
Полгода назад 93.RU побывали на стройплощадке трамвайной линии. Тогда ветка в буквальном смысле уперлась в гаражи и объекты коммерции. Сейчас мы вновь отправились на стройку, посмотрели, что изменилось за это время, и узнали у властей, на каком этапе сейчас работы.
Что со сроками?
Если в соцсетях и ресурсах администрации Западная трамвайная ветка скрыта от людей, то в жизни всё иначе. Посмотреть на замершую стройку может любой — сетчатый забор этому не мешает, да и вдоль уже проложенной рельсо-шпальной решетки то и дело ходят люди по соседним ж/д путям. Тут можно срезать путь, идя до остановок или в сторону магазинов.

Участок линии недалеко от депо
На заборе всё еще висит паспорт объекта по строительству трамвайной линии от Западного депо до улицы Московской. Начало работ — январь 2024 года. Окончание — декабрь 2026 года. Это был изначальный план.
Концессионное соглашение на строительство Западной трамвайной линии заключили власти Краснодара с компанией «Синара — ГТР Краснодар» в сентябре 2022-го. Общий объем инвестиций оценивали в 28,4 миллиарда рублей. Планировалось строительство 35,6 км трамвайных путей и закупка 100 трамваев.

В начале 2025 года местный депутат Александр Сафонов сообщил, что на одном из заседаний городской Думы обсудили, что «реалистичный срок строительства [только до „Немецкой деревни“] сдвинулся на конец 2026 года». При этом в официальном ответе на запрос 93.RU администрация Краснодара до сих пор утверждает, что «реализовать все этапы планируется до 31 декабря 2026 года». Для понимания, власти города считают, что к этому времени будет не только трамвайная линия до «Немецкой деревни», но и до «Баскет Холла», а оттуда до улицы Московской.
За почти два года с начала строительства от Западного депо в сторону Красных Партизан появилось чуть больше километра трамвайных путей. В 2025 году в планах у «Синары» была прокладка еще 9,8 километра, о чем говорили 93.RU представили проекта. Но это пока так и осталось в планах.
«Синара — ГТР Краснодар» — входит в АО «Группа Синара». Это многоотраслевой холдинг из Екатеринбурга. На конец 2024 года убыток «Синара — ГТР Краснодар» составил 77,8 миллиона рублей.
«Вы оцените нормально — люди согласятся»
Путь новой трамвайной линии изначально был разделен гаражным кооперативом на улице Азовской, 13/2. Это также хорошо видно на карте. Было решено прокладывать пути дальше, обойдя гаражи, а позднее вернуться к этому участку. Концессионер ждал, когда мэрия выкупит землю под гаражами и передаст компании для прокладки путей. Но до сих пор этого так и не произошло.

Красным мы выделили те самые гаражи, которые идут по пути трамвайной ветки
93.RU поговорили с Дмитрием, владельцем шиномонтажки в этом гаражном кооперативе. Мужчина ремонтирует здесь машины уже 30 лет. По его словам, всего на участке, который нужен для стройки ветки, находится около 200 гаражей, земля у людей в долевой собственности. Это также подтверждает выписка из ЕГРН, более того, вид разрешенного использования — для эксплуатации гаражей боксового типа.
«В марте приходил оценщик, считал по квадратным метрам. Естественно, занизили стоимость и на землю, и на постройку. Это же администрация. Мой гараж двухэтажный площадью около 40 квадратов посчитали на 1,3 миллиона. Тут рядом гаражи продают и то дороже. Я живу в ЖК „Тургенев“, у меня парковочное место стоит 2 миллиона, так это без собственности, мне за гараж что дадут? Пол парковочного места? Меня это не устраивает. Вы оцените нормально — люди согласятся», — говорит Дмитрий.

Справа на фото как раз гаражный кооператив. Прямо пройти трамвайная ветка не может, потому что там ж/д пути
На сервисе по покупке недвижимости 93.RU посмотрели предложения по продаже гаражей в Славянском микрорайоне, недалеко от строящейся ветки. Средняя цена за 20 квадратов — 1,3–2 миллиона рублей.
По словам собственника земли, судебный процесс еще не начался, но «мэрия присылает исковые письма». Боясь, что его недвижимость могут поджечь, а «такие слухи ходили», Дмитрий установил камеры видеонаблюдения.
Многих владельцев гаражей не устраивают те суммы, что предложила администрация. По федеральному закону, отчет об оценке недвижимости действителен 6 месяцев с даты его создания, то есть сейчас администрация должна провести повторную оценку. Но когда это будет — неясно.
При этом еще летом 2025 года 93.RU в администрации Краснодара заявили, что «инициирована процедура изъятия» участков в гаражном кооперативе.
Продолжение следует?
Сразу за гаражным кооперативом вновь видно установленную рельсо-шпальную решетку. Она доходит почти до Красных Партизан, но в нескольких сотнях метров обрывается.

Участок линии сразу за гаражным кооперативом
Раньше стройка упиралась в коммерческую постройку на Красных Партизан, 67/3, но ее уже снесли. Передали ли этот участок земли концессионеру — неизвестно, пока представители «Нового трамвая Краснодара» запросы СМИ не принимают. В администрации ранее утверждали, что предоставить участок в аренду смогут в августе.

Так всё выглядело в апреле 2025 года

А вот что осталось от постройки к концу октября 2025 года
В любом случае строить ветку дальше по Красных Партизан «Синара» не может, пока администрация не зайдет на участок от Заполярной до Западного обхода, потому что вместе со строительством путей должна начаться реконструкция дорожного полотна за более чем 250 миллионов рублей. Пока контракт не заключили. Власти хотят это сделать до конца 2025 года.
Напомним, что в июне 2025 года стартовала долгожданная реконструкция Западного обхода почти за 3 миллиарда рублей. По плану во время расширения дороги до 6 полос на Западный обход зайдет и «Синара», чтобы проложить между полосами ветку до «Немецкой деревни». Ранее вице-мэр Владимир Архипов, отвечая на вопрос 93.RU, говорил, что концессионер зайдет на объект летом, но этого не произошло.

Основание остановочного пункта на новой линии
Уже в октябре в мэрии, отвечая на запрос 93.RU, рассказали, что ожидалось положительное заключение госэкспертизы по проекту строительства ветки от Западного депо до Немецкой деревни. 18 августа его получили. И теперь «Синара», как нам рассказали в администрации, может выходить на большой участок на Западном обходе. При этом ранее мэр города Евгений Наумов заявил, что там также продолжается работа по изъятию участков для передачи их концессионеру.
При этом в соцсетях стали обсуждать, что во время реконструкции Западного обхода обнаружили неучтенные коммуникации, и это в том числе может помешать строительству трамвайных путей. 93.RU задали по этому поводу вопрос администрации Краснодара, но в мэрии его проигнорировали.
Хотя строительство ветки всё еще стоит, другое обязательство по концессии — передача 100 новых трамваев — «движется». Последний раз мэр говорил о доставке еще 10 вагонов в августе, тогда же Наумов отметил, что до конца года поступит еще 30 трамваев. В прошлом году город уже принял от «Синары» 40 единиц транспорта, они уже ездят по крайцентру. Доедут ли они до «Баскет-холла» или хотя бы до «Немецкой деревни», не знает пока никто.

На этом трамвайная линия заканчивается



