
Укладку рельсошпальной решетки пока поставили на стоп
Грандиозный транспортный проект последних лет в Краснодаре — это строительство трамвайной ветки в районе Западного обхода. Первые новости о появлении трамваев в стремительно развивающемся районе города появились в 2022 году. Это стало одной из главных причин, почему цены на недвижимость здесь взлетели и продолжают расти. Изначально планировалось, что к концу 2024 года трамвайную ветку проведут до Немецкой деревни, а затем она дойдет до «Баскет-Холла» и к концу 2026-го линию соединят с улицей Московской. Но 2024-й подошел к концу, а работы так еще и не дошли даже до Западного обхода.
Что мешает строить дальше трамвайную ветку и когда ждать завершения работ — 93.RU узнали у концессионера и мэрии, а еще сами посмотрели, что сейчас происходит на стройке.
Предыстория
Еще в апреле 2021 года мэрия Краснодара сообщила, что начала проектирование новой трамвайной линии. А в сентябре 2022-го стало известно о заключении концессионного соглашения с компанией «Синара — ГТР Краснодар». Общий объем инвестиций оценивали в 28,4 миллиарда рублей. Планировалось строительство 35,6 км трамвайных путей и закупка 100 трамваев.
Работы разделили на 4 этапа:
Модернизация трамвайного узла в районе Московской (завершена осенью 2023 года);
строительство трамвайной линии от Западного депо до Немецкой деревни (планировалось завершить до конца 2024 года);
строительство трамвайной линии от Немецкой деревни до «Баскет-Холла» (по плану до конца 2025 года);
Строительство трамвайной линии от «Баскет-Холла» до Московской (по плану до конца 2026 года).

По данным системы «Контур.Фокус», компанию «Синара — ГТР Краснодар» учредили в июне 2022 года в Москве. До конца апреля 2023 года ее возглавлял бывший вице-мэр Краснодара Артем Доронин, потом гендиректором стал Игорь Васильев. Учредителем является ООО «Синара — ГТР» — входит в АО «Группа Синара». Это многоотраслевой холдинг из Екатеринбурга. На конец 2023 года убыток «Синара — ГТР Краснодар» составил 87,4 миллиона рублей.
Подготовка к стройке в районе Западного депо стартовала в декабре 2023 года. Мэрия передала концессионеру часть необходимых земельных участков, и начался снос гаражей, а после этого — замена грунта. Попутно проходило согласование и утверждение проектов планировки и межевания территории по строительству на конкретных участках.

Укладка рельсошпальной решетки. Фото сделано в июле 2024-го
Первые рельсы и шпалы появились в июле 2024 года на улице Круговой, причем будущая линия оказалась разделена гаражным кооперативом на Азовской, 13/2. Решено было вести укладку рельсошпальной решетки на той территории, что уже передана концессионеру, чтобы не терять время, пока мэрия изымает строения. Тем же летом в город начали поступать первые новые трамваи по концессионному соглашению. Около 40 из них уже ездят по Краснодару, правда, по старым маршрутам.
Еще летом у многих закрались сомнения, что к концу 2024 года успеют всё доделать, в том числе потому, что еще далеко не все участки власти передали концессионеру. В декабре представители проекта «Новый трамвай Краснодара» рассказали 93.RU, что всё еще продолжаются работы по этапу 2.1 — от Западного депо вдоль Круговой до Красных Партизан. Всего там должны проложить 2,3 километра путей и установить две остановки.

Красным на карте отмечено, где сейчас идут работы
А для старта работ на Западном обходе концессионер ждал мэрию, потому что изначально договорились, что стройка трамвайной ветки на этом участке будет идти параллельно с реконструкцией дороги, где по центру пойдет электротранспорт, а по обе стороны оборудуют по три полосы, велодорожки и тротуары. Власти обещали, что реконструкцию Западного обхода начнут в 2024-м, но к концу года в мэрии 93.RU уточнили, что сроки сдвинули из-за корректировки проектно-сметной документации.
Так будет выглядеть Западный обход после обновления
«Со стороны администрации тишина»
В середине января 2025 года общественник Сергей Бурцев опубликовал информацию о том самом гаражном кооперативе на Азовской, 13/2. Автор блога связался с владельцами гаражей, где сейчас работает автомастерская. По их словам, в суд на них еще никто не подавал.
«Наши гаражи сейчас нельзя продавать/покупать, они как бы под арестом. Но в суд никто не обращался. Из мэрии никто не приходил, чиновников не видели. Конкретных сумм нам никто еще не предлагал. Приходили непонятные оценщики, сказали, что стоимость выкупа может быть примерно 30 тысяч рублей за квадратный метр. Я им ответил, что по 35 тысяч [за квадратный метр сам готов] купить пять гаражей, чтоб они были узаконенные», — рассказал один из владельцев.

Те самые гаражи на улице Азовской, которые мешают стройке
Еще один собственник в соцсетях рассказал, что и земля, и капитальные гаражи оформлены в собственность, а оценщиками устно озвучены цены значительно ниже рыночной.
— За двухэтажный гараж обозначили сумму, за которую сейчас можно в городе купить максимум одноэтажный. И дальше со стороны администрации тишина… Если еще год пройдет, то с нынешней инфляцией за эти деньги можно будет максимум сколотить конуру для пса, — написал мужчина в телеграм-канале «Туподар».
Перенос сроков на два года
В феврале 2025-го 93.RU вновь связались с концессионером. На тот момент по этапу 2.1. проложили 1,4 километра трамвайных путей. От планов компания не отказалась и рассчитывала в 2025-м проложить 9,8 километра рельсошпальной решетки, всё еще ожидая старта работ по реконструкции дороги на Западном обходе и передачи нужных участков.
Тогда же местный депутат Александр Сафонов сообщил, что на одном из заседаний городской Думы обсудили, что «реалистичный срок строительства сдвинулся на конец 2026 года».

Работы продолжаются в районе Западного депо
В феврале случилось еще одно важное событие — мэрия запустила конкурс на поиск подрядчика, который займется долгожданным расширением Западного обхода. Начальная цена — 2 миллиарда 667 миллионов рублей. В проекте контракта говорится, что работы нужно завершить летом 2027 года. Тут сразу возникает вопрос, как тогда собираются запускать трамваи посреди дороги в конце 2026-го. Можем только догадываться, что власти рассчитывают на ускоренные темпы работ. Но конкурс закончился ничем — никто так и не подал заявку на участие.
Что сейчас с трамвайной веткой на Западном обходе?
Журналисты 93.RU побывали на стройке. Она до сих пор разделена гаражным кооперативом на Азовской, 13/2, где продолжает работать автомастерская.
На объекте мы встречаем рабочих, но их не так много, как летом 2024-го, впрочем, работа по укладке рельсошпальной решетки остановлена. У концессионера есть достаточно ресурсов и кадров, чтобы быстро строить, но как… Продолжению строительства мешает не один, а уже два комплекса строений — на Азовской, 13/2 и на Красных Партизан, 67.

Работы на объекте ведутся, но не так активно, как раньше
— В настоящий момент проводятся работы на нулевом пикете [участок у Западного депо. — Прим. ред.] протяженностью 100 метров. Эти работы охватывают устройство земляного полотна, укладку верхнего строения пути и монтаж стрелочных переводов. Несмотря на задержку в передаче земельных участков концедентом, мы активно ведем работы на уже полученных участках. Однако дальнейшая прокладка трамвайного пути по этапам 2.1 и 2.2 временно приостановлена из-за наличия на нашем пути земельного участка с коммерческими объектами. Как только этот участок будет изъят и передан нам, работы будут возобновлены, — рассказали 93.RU представители проекта «Новый трамвай Краснодара».

Вид на гаражный кооператив на Азовской, 13/2
По данным концессионера, по этапу 2.1. — от Западного депо до Красных Партизан — мэрия передала 20 участков из 22.
93.RU также обратились в мэрию, чтобы узнать, что с изъятием тех самых двух участков, из-за которых сейчас активные строительные работы находятся на стопе. В администрации нам рассказали, что на Азовской, 13/2 «в настоящее время проводится оценка долей собственников изымаемого имущества в целях определения размера возмещения в соответствии с земельным законодательством». То есть, до суда дело еще не дошло и до конца неясно, когда это произойдет.

Будущая трамвайная остановка
Что касается участка на Красных Партизан, 67, то постановление «об изъятии для муниципальных нужд» было выпущено еще летом 2024-го, но что сейчас с его исполнением — в мэрии не уточнили. Никаких работ по демонтажу на начало апреля не ведется.

Препятствие № 2 — здания на Красных Партизан, 67
Мы также узнали у мэрии, какие планы по повторному поиску подрядчика, который займется реконструкцией автомобильной дороги на Западном обходе от гипермаркета «Лента» и до Немецкой деревни. В пресс-службе 93.RU уточнили, что второй конкурс планируется провести в апреле этого года.
Получается, что сейчас существуют две серьезные проблемы, которые мешают строительству трамвайной линии — непереданные участки и неначатая реконструкция Западного обхода — и их разрешение зависит от действий администрации.