Одна из главных планируемых к строительству трамвайных веток Краснодара, согласно новой версии Генплана, опубликованного не так давно, пройдет на северо-востоке города — через микрорайон Россинского. Корреспондент 93.RU посетил самые потенциально проблемные участки будущей линии.
Ранее ГК «Инсити» заявила о начале разработки проекта по строительству трамвайной линии к строящемуся микрорайону Образцово (по соседству с Россинского). При этом в работах задействованы также компании «НВМ» и «ССК».
Специализированным проектным институтом разрабатывается проект ветки от улицы Московской по улице Петра Метальникова, Топольковому переулку, улице 2-я Ямальская, бульвару Адмирала Пустошкина, улицам Дорожной и Мирошниченко.
Уже определен подрядчик по проектированию, проводятся проектно-изыскательные работы. Окончание проектирования и получение положительной экспертизы запланировано на середину 2025 года, после чего станет возможно начало строительства.
Трамвайную ветку оценили в шесть миллиардов рублей. Деньги планируют привлечь со стороны частных инвесторов при участии мэрии. Протяженность ветки изначально обозначили в восемь километров. Но, судя по новой карте, в будущем трамвай пойдет намного дальше.
Линия, ведущая от конечной на улице Петра Метальникова, пройдет через Топольковый переулок и улицу 2-ую Ямальскую мимо Образцово. Затем будет большое кольцо, которое окружит микрорайоны Россинского и Любимово, поселок Краснодарский и земли, которые пока еще не застроены, но там планируется еще один микрорайон
В частности, трамвай хотят пустить по улицам Командорской, Батуринской и Дорожной (остальные пока не имеют названий). Есть ответвление к поселку Российский на севере. От кольца в восточную сторону трамвай будет ехать к поселку Индустриальному, на юг — в Губернский и Восточно-Кругликовский.
Что не так?
Проблемы начинаются уже на Метальникова, где находится конечная с кольцом. Это очень широкий участок, дорога — многополосная. Однако есть ли место для трамвая? На карте будущая трамвайная линия, идя от кольца, явно срезает угол и идет по правой стороне Метальникова на восток — в сторону Россинского. Сомнительно, что ее пустят пересекать оживленную улицу, чтобы трамвай шел по ее левой стороне, там, где для него есть место (хотя всё равно придется сносить много инфраструктуры).
Тем более на перекрестке, близком к кольцу, сюда будет проходить другая трамвайная линия, идущая от развязок, расположенных на Ростовском шоссе. И ей также удобнее будет проходить именно по правой части Метальникова. Но сейчас там, в жилой зоне, места нет совсем — тротуар, давно обустроенные торговые места.
Следующий участок еще проблемнее — Топольковый переулок. Здесь всего две полосы с движением в одну сторону — сторону Российской и Метальникова. По левой стороне переулка проходят газовые трубы над землей. Справа — частные дома и небольшие торговые точки.
И если на Метальникова можно пожертвовать одной полосой для прокладки трамвайного пути, то Топольковый — слишком популярная среди водителей дорога, чтобы отдавать целую полосу под рельсы. Здесь итак регулярно собираются большие пробки, особенно по утрам, перед Российской. Люди здесь едут с Россинского и других соседних микрорайонов в центр. С появлением и заселением Образцово машин станет еще больше.
Если предположить, что ряд частных домов справа снесут ради трамвая, то на следующем участке — 2-й Ямальской улице — может быть уже полегче, хотя здесь тоже есть газовая труба, но ее можно «обойти». Территория Образцово явно подразумевает достаточно пространства для трамвая, хотя здесь левая сторона явно свободнее. Впрочем, данный участок автодороги явно в будущем могут расширить, учитывая нынешний серьезный поток, и тогда общественному транспорту на рельсах станет теснее.
Поворот не туда
Дойдя до микрорайона Россинского, трамвайная ветка разделяется: направо — по Командорской и налево — по «Камчатской» (только сейчас на картах такой улицы нет, это всё еще та же Командорская). Левое направление — это в сторону поселка Российского через коттеджные поселки. Сегодня там нет даже асфальтированной дороги, но необходимые просторы имеются. А вот Командорская потребует серьезного ремонта.
Здесь на всём протяжении улицы вплоть до улицы Россинского проходит ухоженный бульвар им. Ушакова. Его при всём желании не позволят испортить местные жители. А вот рядом с ним организованы автопарковки для соседних домов. Они достаточно большие, но всегда заполнены не более чем на треть.
Местные рассказывают, что всё из-за цен — по три тысячи рублей за место под открытым небом (стилобаты во дворах стоят также, но там хотя бы есть укрытие). Лишь немногие согласны тратить такую сумму и потому оставляют машины у себя под окнами. Поэтому при прокладке трамвайной линии этой территорией вполне могут пожертвовать, учитывая, что ей редко кто пользуется.
Дойдя до перекрестка с улицей Россинского, настанет время для крайне неудобной развязки, потому что здесь, согласно Генплану, трамвай должен будет сначала пересечь двухполосную Россинского, а затем широкую Батуринскую, вдоль которой и пойдет далее, мимо поселка Краснодарского.
Движение на этом перекрестке уже сегодня крайне нервное, и местные пешеходы часто жалуются на водителей, которые игнорируют красный светофор. И хотя на Батуринской с доступным пространством всё неплохо, Командорскую придется «перелопачивать» так, что местным уже не по себе. Вдобавок там проходят крупные инженерные сети, с ремонтом которых при появлении трамвайной линии будет еще труднее.
Планы vs. реальность
Объединяя всё вышесказанное, уже можно твердо сказать, что прокладка данной ветки потребует не только серьезных денежных вливаний, но и очень сложных инженерных и градостроительных решений. В зоне особого риска — переулок Топольковый и Командорская.
С другой стороны, жители этой части города уже давно имеют обширные претензии к частным автобусам, которые являются единственным (и весьма нерегулярным) общественным транспортом для связи с центром.
Совсем недавно стало известно о подорожании проезда на местных маршрутах до 55 рублей. К тому же водители этих маршрутов явно презирают GPS и расписание — полагаться на эти автобусы в будние дни сложно. А их количества катастрофически не хватает.
Так что, возможно, жители Россинского и соседних микрорайонов смогут потерпеть неудобства ради более удобного трамвая. Осталось только его дождаться.