«Я б в кондукторы пошел, пусть меня научат». Похоже, в Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении могут скоро начать выпускать агитки в духе советских стишков, провозглашающих важность не самых «мейнстримных» профессий. В троллейбусном депо № 1 прошел блог-тур под девизом, что называется, прямо в лоб — «Популяризация профессии водителя троллейбуса».
Десяток журналистов встретил сам начальник депо Алексей Белущенко, который, встав на фоне электробусов (троллейбусов с запасом автономного хода), рассказал о том, как же хороши эти машины и как славно управлять ими. Речь шла о троллейбусах производства Беларуси, а именно «Белкоммунмаш».
Колеса крутятся
Именно эти модели вышли на продленный до Немецкой деревни маршрут № 4 в июне 2023 года. Напомним, до этого власти Краснодара заключили два контракта на поставку 60 троллейбусов. Общая сумма превысила 2,4 миллиарда рублей. Так, в рамках первого контракта стоимостью 827,2 миллиона в лизинг приобрели 22 низкопольных троллейбуса. А по второму — 38 троллейбусов за 1,6 миллиарда.
В первом депо эксплуатируется 21 единица из 60 поставленных, остальные 39 — в депо номер 2 на улице Селезнева. При этом на данный момент на маршрут № 4 выходят 14 единиц с интервалом 10–11 минут. Запас автономного хода такой машины — 20 км (на маршруте сети нет на протяжении 15,6 км).
На слухи о том, что якобы на этом маршруте выпускаются старые троллейбусы, Белущенко возразил, что такое технически невозможно, поскольку контактная сеть на 40% протяженности маршрута отсутствует. И даже троллейбусы «Трансальфа» нельзя туда поставить, потому что их автономный ход не дотягивает до нужных показателей.
Между тем впоследствии на белорусских троллейбусах придется однажды менять аккумуляторы. Кто будет за это платить? По словам начальника депо, завод-изготовитель дает гарантию на батареи на 10 лет. Он надеется, что спустя это время аккумуляторы отслужат свой срок и их благополучно заменят.
Что касается преимуществ электробуса, то здесь указали на кондиционеры повышенной мощности — 40 кВт (в других регионах — 16 кВт). Низкий пол, аппарели (откидная часть для пассажиров в колясках), эргономичные сиденья, дополнительные розетки для гаджетов, затемненные окна — прямо рай для пассажиров. Для водителя — регулируемый руль, мягкие сиденья, лучший обзор через зеркала.
В чем подвох?
Атмосфера в депо была настолько радужной, что вскоре гости задумались — что тогда не так? Белущенко юлить не стал, а прямо признался — работать никто не хочет.
— Сумасшедший дефицит. Ситуация стабильно ухудшается. Да, уровень зарплаты недостаточен. И это работа не из легких. Для водителей — это постоянное внимание за рулем, особенно в условиях пробок. Кондукторы нередко встречаются с непростыми пассажирами. Профессии малопопулярны. Молодежь выбирает доставку вместо этого. Не хотят получать полезную профессию, — заявил глава депо.
По его словам, в декабре прошло второе повышение зарплаты. Сейчас средняя ЗП кондукторов — 53 тысячи рублей, водителей — 75 тысяч рублей. Если же водитель отрабатывает побольше, то вообще может дотянуть до порядка 100 тысяч. При этом на сайте КТТУ в разделе о работе средняя зарплата водителя в троллейбусном депо указывалась в 30–34 тысячи рублей. Кондуктора — 24–26 тысячи.
Заместитель директора департамента информационной политики администрации Краснодара Наталья Лукашевич на следующий день поспешила уточнить, что там «указана устаревшая информация», которую «обновят после завершения разработки нового сайта». А вот актуальные данные о вакансиях и зарплате сотрудников можно найти только в телеграме МЦУ Краснодара или по звонку в КТТУ.
В телеграме действительно есть пост-объявление от 1 февраля с вышеупомянутыми зарплатами. Почему его нет на странице КТТУ и тем более сайте — неясно. При этом учитывая, что повышение ЗП произошло еще в сентябре, выглядит странно, что сообщили об этом только спустя полгода, да еще накануне блог-тура.
Интересно, что в августе прошлого года директор департамента КТТУ Александр Грачев говорил, что водитель трамвая в среднем зарабатывает 38 тысяч рублей, а кондуктор — 27 тысяч рублей. И мол, с сентября работникам пообещали платить по 46 тысяч и 31 тысячу рублей соответственно. А тем временем на сайте КТТУ троллейбусные депо № 1 и 2 искали водителей автобусов, обещая им среднюю зарплату от 30 000 до 36 000 рублей. То есть тогда тоже ждали обновления сайта?
Да и выходит, что сентябрьское повышение превзошло все мыслимые ожидания — с 38 до 75 тысяч разом. Невольно возникает вопрос, почему раньше молчали?
Так, для души
Впрочем, водители подтвердили — именно столько и получают. Валерий имеет стаж почти 8 лет и ездит как раз на новеньком троллейбусе. Позитивный молодой человек не стал ничего опровергать и радостно заявил, что доволен тем, сколько получает.
— ЗП у всех разная — зависит от того, сколько накатаешь часов. Может выйти и 60, и 80, и 90, а то и 100. Причем уже за вычетом налогов. Соцпакет есть, все больничные оплачиваются. Уходишь в отпуск на 42 дня, он оплачивается полностью. Можно разбить его на год и отдыхать по неделе.
Начальство вторит: есть оплачиваемый отпуск, больничные, полный соцпакет, имеется профсоюз, который вовлекает в различные мероприятия. Каждую неделю группы собираются отдохнуть на море, погулять в Гуамском ущелье. Для персонала построили волейбольную площадку за счет предприятия, где проводят турниры. Есть даже бильярдная.
Может, режим работы сложный? Валерий рассказал, что каждый день у водителя разный график. Можно выехать в 7, а заехать в 8 вечера. Можно — в пять утра, а в 11 дня вернуться. Стандартная смена — от 10 до 12 часов. На обед — 30 минут, он проходит на станции. Знойным южным летом у него работает кондиционер.
— Приезжаю, выхожу, обедаю, зарядку делаю. Этого времени хватает, чтобы отдохнуть.
При этом за все года Валерий лишь раз столкнулся с неадекватным человеком, который слушал громкую музыку и не реагировал на замечания других пассажиров. Кстати, обучение на водителя у него длилось 8 месяцев, на базе КТТУ. И, похоже, это явно не экстремальная подготовка супербойцов, поскольку среди водителей есть и миниатюрные девушки — Светлана, сидя за широким рулем, подтвердила, что не испытывает физических неудобств на новом транспорте.
— Нужна общая стратегия повышения значимости этих профессий. В Советском Союзе водитель всегда получал зарплату наравне с руководителем предприятия, а то и гораздо больше. Водитель — это человек труда. Это важно, престижно. В этом направлении нужно двигаться всем. Только усилий КТТУ мало, — считает Белущенко.
Об уровне своей зарплаты в качестве главы депо он напоминать не стал.
Передайте за билет
А вот у кондукторов рабочее место — поскромнее, хотя и достаточно комфортное. Под сиденьем — обогреватель, кондиционер дует. Надежда работает в этой профессии уже 26 лет, из которых 22 года провела в Ижевске, где получила особый значок за заслуги, который носит до сих пор. В 2019-м она переехала в Краснодар, где тут же поступила на службу в КТТУ.
— Смена идет по 7–8 часов. Обед — в зависимости от расписания. Я работаю три дня первые смены, три дня — вторые, два дня выходных. Обед — тут же, в депо. Есть микроволновка, холодильник, чайник, кофейный аппарат.
По ее словам, молодые приходят сюда поработать в основном только на летние каникулы.
— Кто-то уходит после этого, но некоторые остаются. Тут ведь не каторжный труд от рассвета до заката. После смены я занимаюсь танцами. Мы выступаем каждые выходные, готовим костюмы, проводим встречи. Поскольку живу одна, есть много свободного времени. Люблю плести мандалы — обереги, популярные в Южной Америке.
Многие уже давно предрекают, что в кондукторы идти бесперспективно. Мол, в столице уже давно специальными терминалами пользуются. Тот же Грачев в прошлом году сказал, что в Краснодаре такую систему тестировали несколько лет назад. Но самостоятельно оплачивали проезд единицы. И вот в очередной раз мечты о технологичном будущем растоптали суровой реальностью.
— У нас есть пара маршрутов, где пассажиров обслуживают без кондуктора. Но на такой машине соблюдать безопасность и работать без кондуктора — крайне негативно, на мой взгляд. В Москве граждане сознательно самостоятельно оплачивают проезд. У нас же, думаю, к этому придем безусловно. Но на данный момент у нас работают кондукторы, чтобы обеспечить полноту выручки, что крайне важно для предприятия, — резюмировал Белущенко.
А мы напомним, что в начале февраля в Краснодаре обещали запустить новый троллейбусный маршрут от ж/д вокзала до Восточки, но не вышло. Ведь чтобы это сделать, КТТУ следовало доукомплектовать штат водителей и кондукторов. Недокомплект по водителям троллейбусов — 240 человек (48% от штата). Похоже, это могло стать причиной срочного поиска новых кадров в 2024 году.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».