В 60 км от Краснодара скоро должен появиться новый мусоросортировочный комплекс с полигоном. Местные жители выступают против стройки, но считают, что власти давно за них всё решили и оформили документы на строительство задним числом. Районные же чиновники отвечают, что беспокоиться не о чем, ведь пока полигон существует только на уровне идеи. Разбираемся, насколько честно оформлялись документы и почему против полигона выступили жители других регионов России и даже местные монахи с казаками.
Хутор, которого нет
Участок под будущий полигон площадью 35,1 га находится в 11,5 км от Тимашевска. С южной стороны его окружают несколько населенных пунктов: станица Роговская, а также хутора Карла Маркса и Некрасова.
Журналист 93.RU встретился с роговчанами и жителями хутора Некрасова. Они рассказали, что узнали о полигоне в феврале. Кубанцы не хотят видеть «пакеты на деревьях, ловить крыс и запахи в своих домах». К тому же вокруг участка расположены поля с пшеницей, а по границе будущего полигона проходит балка (небольшой канал. — Прим. ред.), которая через реку Кирпили впадает в Азовское море. У местных жителей нет водопровода, и они беспокоятся, что объект отравит воду в их колодцах.
В феврале главе районной администрации Андрею Палию пришлось приехать в станицу и провести собрание. По его итогам власти выпустили ролик, в котором, как утверждают роговчане, «перевернули всё с ног на голову». Абсолютно все на встрече критиковали идею строительства, однако слова слушателей вырвали из контекста и вывернули так, будто они согласны соседствовать с полигоном. И действительно, в ролике жители будто бы и не против строительства — при условии того, что полигон будут возводить с учетом современных европейских технологий.
Но это не так — станичники не верят в то, что на их земле может появиться экологически безопасный комплекс, и приводят в пример другие кубанские свалки. Власти же отвечают, что роговчане просто запутались и «не видят разницы между свалкой и переработкой мусора». Они уверяют, что даже если полигон построят, то рядом с ним будет современный мусороперерабатывающий завод с сортировкой отходов. К тому же, как утверждает администрация, существующий Тимашевский полигон переполнен, а близость к городу новой площадки позволит платить не так много за вывоз мусора.
Интересно, что и в Министерстве ТЭК, и в районной администрации сообщили редакции, что от полигона до ближайшего населенного пункта, станицы Роговской, будет целых 8 километров. Только чиновники забыли учесть хутор Некрасова, который находится всего в 2,5 километра.
— Этого хутора юридически, я так понял, не существует. Я живу на улице Восточной на хуторе Некрасова, а прописан в станице Роговской на улице Восточной. В 2012 году я менял паспорт, и тогда меня прописали в станице Роговской. Вот те, кого я знаю, все прописаны в Роговской, — рассказал местный житель Коля.
За несколько месяцев жители собрали 13 тысяч подписей против полигона. Подписи кубанцы направили в администрацию президента, прокуратуру и другие ведомства.
Есть государственные вопросы, а есть церковные
Но проблемы с экологией — не самое главное. Больше всего люди обеспокоены тем, что полигон «осквернит святое место». Дело в том, что всего в 1,2 километра от места будущего строительства находится подворье, принадлежащее Тимашевскому мужскому Свято-Духову монастырю. На этом подворье в небольшой церкви похоронен основатель монастыря, схиархимандрит старец Георгий. Строительство комплекса около могилы прихожане и станичники называют прямым оскорблением чувств верующих. По их словам, это то же самое, что «поставить мусорный бак в двух метрах от могилы отца».
Они считают, что так влиятельные люди борются с Богом:
— Это война против Христа. Враг рода человеческого старался всегда духовность уничтожить. Георгий строил монастырь и делал здесь духовный центр. Чтобы не было духовного центра, нужно что сделать? Нужно клоаку эту построить. Те, кто собирается делать этот плацдарм, борются против духовности, против Христа, против православия. За этим очень сильные люди стоят, — рассуждает житель Тимашевска Евгений.
В пресс-службе администрации района, комментируя недовольство жителей, сказали, что «есть государственные вопросы, а есть церковные»:
— Надо же компромисс искать. Эти люди хотят себе и работу, и чтобы экология была.
Отметим, что, согласно документам, количество новых рабочих мест будет довольно скромным — всего 22.
Чудо, которое не могут объяснить врачи
Чтобы увидеть могилу старца Георгия, надо проехать по грунтовой дороге вбок от хутора Некрасова. Десять минут вдоль пшеничных полей — и мы оказываемся на ухоженном монастырском подворье. Здесь монахи выращивают пшеницу, содержат скот, яблоневый сад, виноградники и теплицы. Перед церковью с могилой цветет клумба, неподалеку мычат коровы и шумит колосящееся поле. Поставить казака рядом, и будет каноничная открытка с плодородной кубанской земли.
Схиархимандрит Георгий основал мужской Свято-Духов монастырь в 1991 году. Он же восстановил Марие-Магдалинский женский монастырь в станице Роговской, который возвели еще в середине XIX века. Местные говорят, что батюшка мог исцелять самые сильные хвори, а дар такой силы, как у него, встречается на Земле раз в тысячу лет. Раньше к нему приезжали сотни и тысячи людей из разных уголков страны. Встречались и иностранцы — из Японии, Германии, Беларуси, Бельгии. Георгий умер 10 лет назад, но его до сих пор почитают и помнят те, кто ездил к нему с проблемами, которые не могли решить даже самые сильные медики.
Краснодарка Татьяна рассказывает, что в 2000-х у ее матери за полгода случилось несколько инфарктов. После этого у пенсионерки началась гангрена — ноги «сгнили до колена и почернели». Остановить разложение можно было только операцией, но проводить ее медики запретили: говорили, пациентка не перенесет наркоз. Женщина узнала об отце Георгии, по его просьбе к больной краснодарке, находившейся без сознания, приехали семеро монахов и провели соборование (таинство, избавляющее от грехов и недугов. — Прим. ред.). Спустя пару недель кости и кожа побелели и зажили. По словам Татьяны, в ее дом один за другим приходили врачи, чтобы своими глазами увидеть «чудо». Раньше Татьяна не считала себя верующей, но этот тот случай изменил в ее жизни всё. Мать краснодарки прожила еще 10 лет.
Еще один прихожанин, Руфин, рассказал журналисту, что в 21 год у него появились проблемы «по мужской части», а боли были такие, от которых «холодный пот и орать хотелось». После курса лечения у Георгия боли прекратились. А его 85-летний отец после очередной операции заболел коронавирусом. Все родственники были уверены, что пожилой мужчина уже «не вылезет», но Руфин попросил батюшку на могиле, и через два-три дня его отец выздоровел.
Местные говорят, что к Георгию записывались за месяцы до приезда. А сам батюшка принимал людей по 18 часов в сутки. В своей приемной он читал молитвы над людьми и просил Господа о том, чтобы он «ослабил их немощи». Так прошла вся жизнь схиархимандрита. Батюшка не раз наказывал прихожанам, чтобы после смерти все ходили на его могилу «как к живому». И паломники действительно продолжают сюда приезжать — на надгробии они оставляют записки с просьбами о помощи. Но этой весной они оставили тут не только свои письма, но и подписи против полигона. Паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска и Воронежа тоже не хотят, чтобы около их святыни «строили скверну».
Казаки и монахи против полигона
Идея властей с полигоном не нравится и местным церковным служителям. В письме губернатору Вениамину Кондратьеву (копия есть в распоряжении редакции) настоятель монастыря архимандрит Иоанн просил перенести планируемое место строительства в другое место. Он также указал, что балка, вдоль которой должен появиться объект, впадает в монастырский пруд, где монахи выращивают рыбу (монахи не едят мясо, и рыба — один из основных элементов в их рационе. — Прим. ред.).
От источника корреспонденту 93.RU стало известно, что накануне приезда журналиста монахам запретили говорить о полигоне. Поэтому пообщаться с ними на эту тему не удалось. Однако по данным краевых властей, руководство региона провело ряд встреч со служителями монастыря, после которых решило изучить альтернативные места размещения полигона.
Интересно, что за земли вступились и казаки. Так, участники Старо-Пашковского станичного казачьего общества опубликовали открытое обращение к главе и просили «не допустить акт кощунства» (на момент публикации видеообращение закрыли для общего доступа, но материал против свалки остался на сайте общества). А казаки других организаций поддержали фотофлешмоб против полигона.
Что касается местных казаков, то они сначала поддержали общее недовольство, а затем неожиданно замолчали, говорят роговчане. Местные думают, что на них надавила власть. Атаман Роговского казачьего сообщества Геннадий Танага отказался давать комментарий журналисту 93.RU.
Как рассказывает Эльвина, участница Роговского общественного совета, это не единственный случай давления. Сразу после того, как женщина стала активно распространять информацию о строительстве полигона, в помещение ее бывшего магазина в центре Роговской пришли с проверкой Роспотребнадзор, полиция и представители администрации. Кроме того, сейчас общественному совету Роговской не дают проводить встречи в местном Доме культуры. В тот момент, когда там хотят собраться, внезапно начинается детское мероприятие, говорит она.
Неудобья или неудобно?
До земли, на которой планируется полигон, ехать всего пять минут от подворья. Часть участка занимает пустырь с бурьяном, еще половина — пшеница, посеянная четко по линии.
Ранее глава района Андрей Палий в ответ на критику выбора места не раз утверждал, что оно является неудобьем (негодной для посевов землей). То же самое редакции 93.RU ответили и в Министерстве ТЭК и ЖКХ: участок «не использовался под выращивание сельскохозяйственных структур, не был востребован». В администрации района журналисту 93.RU отказали во встрече по поводу территории, но по телефону еще раз указали, что никакой пшеницы там нет.
— Какое же это неудобье! Вы посмотрите, здесь пшеница и плодородный чернозем глубиной в 1,5 метра, а нам пытаются наврать. Что, у нас своих глаз нет? — сетуют местные.
Вдоль одной из сторон участка видна длинная рытвина, заросшая камышом. Это и есть балка. Воды за слоем болотной травы не видно, но земля около нее куда мягче, чем посреди пустыря. В Министерстве ТЭК и ЖКХ не ответили на вопрос о том, почему полигон решили строить около балки, но уточнили, что поменять категорию участка с сельскохозяйственной на промышленную (это нужно для размещения полигона) решили «на основании заключений соответствующих органов исполнительной власти». Согласно которым участок не находится в особо охраняемой зоне.
Между тем Минприроды России в ответ на обращение местного жителя отметило, что Водный кодекс РФ запрещает размещать полигоны в границах водоохранных зон. С учетом этого ведомство в апреле отправило «многочисленные обращения в администрацию Краснодарского края для рассмотрения, принятия мер».
Во время осмотра участка нас заметил работающий неподалеку тракторист. Приезд журналиста ему явно не понравился: потребовал убрать камеру и убираться восвояси. Освещение проблемы, по его словам, ничего не даст, потому ему «чихать на полигон» и свою подпись против него он не ставил.
Афера по-тимашевски?
Тимашевцы уверены, что по закону полигона в этом месте не может быть никаким образом. Они считают, что власти организовали аферу и обвели всех местных жителей вокруг пальца. Найти концы или скорее корни этой истории оказалось непросто, но мы изучили все документы и выяснили, каким путем оформлялся план по строительству полигона.
Чтобы на определенном участке получилось построить полигон, он должен находиться в категории промышленных земель. В случае если он таковым не является, начинается довольно долгая процедура по переводу из одной категории в другую, проходящая несколько стадий и длящаяся зачастую не один год.
Участок под Тимашевском, на котором запланировали полигон, находился в категории сельскохозяйственных земель. Он числился в составе земельных долей бывших колхозников и был невостребованным, и в 2014 году администрация Роговского сельского поселения отсудила часть этой земли и зарегистрировала его в госреестре как 23:31:101000:1615.
Уже в сентябре 2015 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев распоряжением № 411 (документа нет на сайте администрации, но его фото есть в распоряжении редакции) перевел участок из категории сельскохозяйственных земель в категорию промышленных для размещения Тимашевского межмуниципального полигона с участком предварительной сортировки. Этому должны были предшествовать общественные обсуждения, но их не было, рассказывает активист и муж депутата Роговского сельского поселения Пётр Меркулов. Также он думает, что администрация Кубани совершила перевод без согласия собственника (ст. 2 ФЗ № 172). По закону Совет депутатов как представительный орган станицы должен был подать заявление в администрацию края и инициировать смену назначения земли, однако вышло всё наоборот — власти выполнили перевод самостоятельно.
А позже, в 2016 году, перед депутатами поселения встал вопрос о передаче земли в собственность края. Часть депутатов была против, но, как предполагает Меркулов, потом их «запрессовали»:
— Приезжал глава района, обрабатывали в кабинетах.
В итоге только один проголосовал против (супруга Меркулова) и еще два человека воздержались. Так земля стала краевой.
Задним числом
В администрации Тимашевского района удивляются тому, что жители начали выражать недовольство только сейчас. По словам чиновников, о площадке для отходов заговорили задолго до 2021 года, а именно — в 2012 году при разработке генплана Роговского сельского поселения. В 2013 году идею согласовали во время общественных слушаний, а информацию об этом даже публиковали в официальном СМИ, местной «Роговчанке». Словом, всё было на поверхности и максимально гласно, утверждают власти.
Жители же говорят, что никаких слушаний по полигону не было, а номер газеты, в котором якобы есть информация об общественных обсуждениях, не выдают в местной библиотеке — «потерялся». Но самое главное: на карте генплана от 2013 года, который удалось найти, действительно нет информации о полигоне. В документе участок никак не выделен и окрашен тем же цветом, что и окружающие его сельскохозяйственные земли.
Также в распоряжении редакции оказалась карта правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Роговского сельского поселения. Не ранее 2019 года на нее внезапно нанесли полигон на участке 23:31:101000:1615. Законность этого действия под вопросом: согласно Градостроительному кодексу РФ (п. 2 ч. 1 ст. 34) и самим правилам землепользования и застройки (п. 2 ч. 1 ст. 23), ПЗЗ должны соответствовать генплану. Это значит, что перед тем как оказаться на карте ПЗЗ, полигон должен был появиться в генплане, а значит, и пройти через слушания. Но в генплане, как мы помним, этого объекта нет. Местные жители думают, что это может свидетельствовать о том, что полигон узаконивают задним числом.
Так быть полигону или не быть?
Судя по всему, краевые власти настроены на строительство полигона вполне серьезно. Об этом может говорить тот факт, что в 2020 году Министерство ТЭК и ЖКХ региона внесло участок под полигон в территориальную схему обращения с отходами. Указывалось, что объем загрузки полигона будет доходить до 200 000 тонн в год, а мусоросортировочного комплекса (МСК) — до 50 000 тонн.
В телефонном разговоре с пресс-службой Тимашевского района журналист 93.RU указала на то, что местным жителям не нравится идея со складированием такого большого количества отходов. Представитель Елена ответила, что это неправда и что оставлять там ничего не будут, а только перерабатывать и сортировать. Когда же журналист обратила внимание на то, что это указано в документе Министерства ТЭК, она ответила: «Сразу видно, как поверхностно вы разбираетесь в вопросе», и иных аргументов не привела.
Кстати, согласно тем же бумагам от Минтэк, комплекс под Тимашевском уже есть: в документах предполагаемый год строительства МСК указан как 2020-й, а полигона — 2021-й. Такая поспешность может быть связана с тем, что край провалил мусорную реформу, о чем в 2019 году говорил заместитель главы Российского экологического оператора (головной компании по управлению отходами) Алексей Макрушин в Совете Федерации. Администрация региона не успела перейти на новую систему обращения с отходами и теперь нагоняет сроки. Федеральные власти наказали, что к 2024 году в России должны перерабатывать 36% бытового мусора. Это означает, что весь идущий на полигон мусор должен предварительно пройти множество современных и дорогостоящих этапов обработки — от сортировки до компостирования. Сейчас же на Кубани большинство отходов по-прежнему отправляется на полигон необработанным.
Судя по документам, оказавшимся у редакции, инвестором проекта будет «Мусороуборочная компания» (занимается вывозом мусора из Краснодара). В июне 2020 года она подписала совместно с краевыми властями протокол о намерении по строительству. В планах у компании выделить на комплекс, в котором будут сортировать, компостировать и размещать отходы, 960 миллионов рублей. Срок реализации объекта указан как 2020–2024 годы.
И власти края, и руководство района неоднократно заявляли общественности, что пока полигон существует только в порядке идеи — нет даже проекта будущего объекта. Чиновники уверяют, что перед тем как принять решение о строительстве, они проведут экологическую экспертизу и примут во внимание все возможные факторы угрозы окружающей среде.
Между тем тимашевцы и роговчане недоумевают, почему, если экологических исследований не проводилось, полигон уже есть на бумаге. Журналист 93.RU изучил законодательство в этой части и выяснил, что правда частично на стороне властей: экологическая экспертиза действительно не проводится, пока проекта полигона нет (ст. 3 ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе»).
Однако это не говорит о том, что власти могут задумать площадку для ТКО где угодно. Так, перед созданием проектной документации необходимо провести гидрологические, геологические и другие исследования земли (ст. 12 ФЗ № 89 и ст. 47 ГрК РФ). Кроме того, «на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации» объекта необходимо проводить оценку воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 32 ФЗ №7 Об охране окружающей среды и ч. 5.1-й главы V приказа Госкомэкологии РФ № 372 (потеряет силу 1 сентября 2021 года в связи с вступлением в силу приказа Минприроды России № 999 от 1.12.2020). Насколько известно редакции 93.RU, такие анализы властями не проводились.
Послесловие
Местные жители считают, что вопрос со строительством полигона притормозили до выборов в Госдуму России. 18 июня исполнится 10 лет со дня смерти батюшки, и они ожидают приезд большого количества гостей на службы. Станичники и тимашевцы говорят, что, если власти не предпримут мер и не запретят строительство полигона, следующий сбор с приезжими будет уже протестным.