
Некоторые способы уборки мазута адаптируют под нынешние реалии
Исполнительный директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Александр Родин 30 января рассказал о ключевых задачах и сложностях в ликвидации последствий разлива мазута в Черном море. Главной целью, по его словам, является устранение источника загрязнения нефтепродуктами из воды до наступления лета.
Он отметил несколько основных проблем:
недостаток опыта работы с тяжелыми фракциями углеводородов как у Морспасслужбы, так и в мировой практике;
сложные погодные условия зимнего сезона, включая холодную воду и переменчивую погоду, затрудняют проведение практических работ;
необходимость разработки новых технологий «на ходу» как для практических работ, так и для мониторинга и прогнозирования ситуации;
ограниченность прогнозов распространения загрязнения в море периодом до 10 суток из-за невозможности достоверного прогнозирования ветровых нагрузок на более длительный срок.
Эксперт уверен, что нужно успеть убрать мазут до лета
Родин подчеркнул, что главной загадкой остается поведение мазута в летний период, что делает критически важным устранение источника загрязнения из воды до начала летнего сезона.
Эксперт также отметил, что технологии ликвидации последствий разлива тяжелых фракций мазута, оказавшегося в море после кораблекрушения, в мире практически отсутствуют, что дополнительно осложняет работы по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Ранее Морспасслужба заявила, что разлив нефтепродуктов в Керченском проливе — это первая в мире авария с «тяжелым» топочным мазутом марки М100. Такой мазут имеет особые свойства: он застывает при температуре 25 °C, по плотности близок к воде, и в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды.
— В мире нет испытанных технологий по его удалению из толщи воды. Поэтому основной способ — сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает в прибрежную зону, — сообщили в Морспасслужбе.
Однако существуют некоторые методы борьбы с разливами нефтепродуктов, которые могут быть адаптированы для работы с тяжелым мазутом:
использование сорбентов и биопрепаратов;
применение окисляющих бактерий, особенно эффективное в теплых водах;
механические и термические методы очистки.
Ранее в Анапе возвели 7,5 километра защитной насыпи от выбросов мазута.