Даже если вы читаете десятки новостей о мошенниках и уверены, что вас не проведут — это не гарантирует, что вы не попадетесь на очередную новую схему развода. О своем опыте общения с «представителями МТС и Центробанка» и «трех стадиях понимания» в этой колонке рассказывает журналистка 93.RU Екатерина Железнова, которую почти удалось развести с помощью разных уловок.
Часть 1. Менеджер МТС
16 мая во время рабочего дня мне позвонили с незнакомого номера. Из-за своей профессии я всегда отвечаю, иногда проверяю телефон через программы, но в этот раз у меня не было на это времени. Попутно решая задачи на работе, я ответила на звонок:
— Здравствуйте, [имя], я представляю оператора сотовой связи МТС, у вашей сим-карты истек срок годности, в ближайшее время она будет заблокирована. Желаете продлить обслуживание?
Моей сим-карте уже больше 10 лет, и я подумала, что это звучит логично. Конечно, я ответила да, после чего мне сказали, что на мой номер придет проверочный код. Сообщение пришло от МТС Банка. В переписке я посмотрела, что с этого номера «письма» мне приходят уже как два года минимум, и поэтому поверила в происходящее.
Затем девушка, которую я попросила представиться и назвать номер сотрудника, сказала мне сообщить код и кроме как ей его больше нельзя никому сообщать. И… я это сделала. После нескольких любезных фраз Анастасия (так ее якобы звали) сказала, что все вопросы урегулированы, лично подходить в отделение мне не нужно и «до свидания».
Часть 2. Сотрудник службы безопасности МТС
Уже через три минуты мне позвонили с другого номера. Я опять взяла трубку. На этот раз со мной говорил уже Артем из службы безопасности МТС.
— Здравствуйте, вы [имя], правильно? Сейчас нам поступила заявка на кредит и перевод некому Ершову с вашего лицевого счета. Скажите, вы проводили эту операцию?
Я ответила, что ничего подобного не делала, но ранее мне звонила сотрудница МТС. Артем, который также полностью представился и назвал номер сотрудника, заявил, что я сообщила код, благодаря которому мошенники оформили кредит и сейчас на рассмотрении находится операция по переводу средств мужчине, с которым я не знакома.
Тут отмечу, что никаких продуктов МТС Банка у меня нет. Ни карты, ни кредитов.
— Есть единый лицевой счет у каждого, и к вашему получили доступ злоумышленники, и это не зависит от того, есть ли у вас карта МТС Банка. Скорее всего, вы попались на недобросовестных сотрудников банка, которые получили доступ к вашему счету через код. <…> Я не прошу у вас номер карты или пин-код, вы сообщили код мошенникам, а сейчас мы хотим помочь, вам понятно это?
Далее последовали вопросы о том, каким банком я пользуюсь, куда приходит моя зарплата, есть ли у меня кредиты и кредитные карты, как давно я была в банке и были ли у меня там ссоры с сотрудниками. И сколько денег на карте сейчас, чтобы в случае списания мне могли вернуть средства.
Периодически Артем просил не класть трубку, а затем, заполнив заявку о мошеннических действиях, переключил меня на «сотрудника Центробанка».
Часть 3. Финансовой представитель Центробанка
Итак, я уже поняла, что сообщила код мошенникам. Но тот факт, что у меня не спросили данные по карте, счету или паспорту, подкупил, и я подумала, вдруг это правда, поэтому продолжала разговор.
Меня переадресовали на Центробанк. Там уже со мной говорил Роман, который также назвал номер сотрудника.
— Нам поступила заявка о мошеннических действиях в ваш адрес. Нам необходимо получить информацию о произошедшем, чтобы предотвратить перевод денежных средств.
В разговоре я спросила, почему моим вопросом занимается Центробанк, если он не работает напрямую с физлицами. Мне Роман пояснил, что действительно, не работает, но в случае поступившей заявки о мошенничестве — ЦБ подключается к урегулированию вопроса.
Далее я повторила всё, что со мной произошло за последние минуты, и после этого любезный Роман уточнил еще раз, не было ли у меня кредитных карт, кредитов, каким банком пользуюсь, были ли конфликты с кем-то из сотрудников банковской сферы и по какому адресу я прописана.
— Я вам советую обратиться в следком. Написать заявление, мы также передадим данные в ФСБ, с вами сейчас свяжется сотрудник. Только не кладите трубку, иначе мы вправе отклонить заявку о мошенничестве. Также на ваш номер телефона мы вышлем необходимые документы, чтобы урегулировать ситуацию.
Тут у меня уже появились большие сомнения, потому что вряд ли это полномочия ФСБ, да и номер был слишком странный. Я сбросила, начала пробивать телефонные номера, что мне звонили. По одному из них никакой информации не было, а другие собрали десятки отзывов «это мошенники, не ведитесь».
Часть 4. Защищаем себя, насколько это возможно
Я позвонила на горячую линию Центробанка, где мне пояснили, что сотрудники никак не могут решать подобные вопросы и тем более отправлять что-либо в мессенджерах или на почту.
Следующим моим шагом стал звонок в МТС. Там сказали, что от них какие-либо звонки проходят только по номеру 0890. В МТС Банке никаких кредитов и переводов у меня нет. Также я зашла в личный кабинет, проверила, что у меня нет там паспортных данных. Быстро удалила карту, с помощью которой пополняла баланс и заблокировала ее вместе со счетом уже в банке.
На всякий случай поменяла пароль на «Госуслугах», почте. К счастью, никаких денег у меня так и не списали. Но я проговорила с мошенниками 30 минут, и им хватит этого времени, чтобы подделать мой голос и звонить родным и знакомым, представляясь мной. Поэтому я написала всем близким и сказала в случае чего задавать проверочные вопросы, на которые знают ответы только мое окружение. Так они смогут понять, что общаются с мошенниками.
И да, теперь я знаю, что единого лицевого счета не существует, сим-карты бессрочны, а Центробанк такими вопросами не занимается.
Подробнее о том, какие схемы используют мошенники и как не попасть на их уловки, читайте в этом материале.