В Краснодаре 19 октября начались общественные обсуждения по проекту нового Генплана города. С сегодняшнего дня и до 25 октября горожане могут оставить свои замечания. Изменений в новом едином документе очень много, а времени на его изучение жителям дали очень мало.
Генплан решили изменить, по данным администрации, потому что в прошлом документе были неточности. Его объединят с Правилами землепользования и застройки. Это большой массив документов с планами по развитию города на ближайшие несколько десятков лет (если за эти годы не примут новый документ). Как изменятся категории земель, где пройдет общественный транспорт, построят соцобъекты и дороги, можно посмотреть на картах по ссылке.
Журналисты портала 93.RU, местные жители и общественники с момента опубликования проекта и до сегодняшнего дня изучали старый и новый Генпланы. К сожалению, мы не успели обработать весь массив информации, но всё-таки самые значимые перемены мы постарались охватить.
Рассказываем и показываем, что может измениться в жизни Краснодара, чтобы вам легче было ориентироваться и оставлять свои замечания.
- ЮМР: храм на зеленой зоне и дорога через дома
- ФМР: пропала зеленая зона
- Западный обход и окрестности: вместо парка — высотки
- Сады Калинина: остались без детской площадки и детсада
- ГМР: Южный скоростной периметр в силе
- Восточно-Кругликовский микрорайон: без пруда, но с трамвайной веткой через дома
- Центр: пропал парк у стадиона «Динамо», появились планы по высоткам
- Район «Баскет-холла» остался без «Парка достижений»
- Дубинка: трамвайная ветка пойдет иначе
- Станица Елизаветинская: вместо домов и школ сельхозземля и мусоропереработка
- Поселок Краснолит: зона отдыха стала сельхозземлей
- Поселок Краснодарский: урезали зеленые зоны, добавили школы и садики
- Поселок Российский: меньше соцобъектов, больше сельсхоземель
- Пригород без земель
- Подземный трамвай от старого центра к аэропорту
ЮМР: храм на зеленой зоне и дорога через дома
В Юбилейном микрорайоне в августе размежевали зеленую зону, на которой обещали построить единую набережную от Рождественского парка до Тургеневского моста. Мы рассказывали об этом подробнее в сюжете.
Теперь часть зеленой зоны хотят сделать зоной общественной застройки. А категория изменится с парков и скверов на религиозные сооружения. Это значит ни что иное, как зарезервированное место под будущий храм.
Еще один момент, который взбудоражил жителей Юбилейного — дорога мимо ЖК «Новый город» в сторону станицы Елизаветинской. Справедливости ради, она была и Генплане 2020 года, но в 2023-м местные жители выиграли суд у администрации города. Как видим, власти от своей идеи не отказались.
ФМР: пропала зеленая зона
В действующем Генплане 2020 года на участке между улицами Гагарина, Каляева и Урицкого планировалось сделать зеленую зону (на карте обозначено бирюзовым цветом со штрихом). Но уже в новом проекте этого года от планируемого парка или сквера остался лишь маленький «островок», остальную территорию хотят перевезти под инженерную инфраструктуру (темно-серый цвет).
Западный обход и окрестности: вместо парка — высотки
В районе Западного обхода значительные изменения ждут территорию недалеко от «Немецкой деревни». В микрорайоне «Догма парк» планировали сделать большую зеленую зону (бирюзовый цвет со штрихом), но по проекту нового единого документа почти всё отдали под жилую застройки высотками от 9 этажей и более (красный цвет со штрихом). Также там планируют построить школы, сады и спортобъекты, но медучреждения в новой версии документа нет.
Обновлено: В пресс-службе застройщика Dogma 93.RU рассказали, что на территории микрорайона появится, как и планировалось, большой сквер площадью более 7,3 гектара и бульвар площадью 1,4 гектара. Также между жилыми домами создадут зеленые зоны, которые будут равномерно распределены по району. Общая площадь благоустроенных зон, в том числе с детскими и спортплощадками, составит 25,5 гектара. Что касается медучреждения, то на территории планируется построить многофункциональный центр с частной клиникой, проектирование объекта уже завершено.
Еще один интересный участок в районе Западного обхода находится возле гипермаркета «Лента». Слева — новый генплан, на котором большой участок земли стал зоной для научно-исследовательской деятельности. Справа — старый генплан. Эта территория предназначалась под зону общественной застройки с большим социальным кластером: школами, садами, больницами и даже университетом.
Сады Калинина: остались без детской площадки и детсада
По Генплану-2020, на пресечении улицы Средней и Екатеринодарской рядом с храмом была зона застройки частными домами (желтый цвет), где также стоял значок детского сада. На самом же деле десятки лет этот участок площадью 50 соток эксплуатирует НЭСК, там складируют ненужное оборудование. При этом земля компании официально не принадлежит. В новом проекте Генплана эта территория уже значится как «зона инженерной инфраструктуры» (серый цвет), а планируемого детсада больше нет.
Ранее 93.RU писал, что жители Садов Калинина годами пишут обращения властям, в их микрорайоне нет ни одной просторной детской площадки, хотя там живет больше 800 детей. Участок, где играли ребята, ушел под коммерческую застройку. Местные активисты предложили властям рассмотреть для появления площадки тот самый участок, которым пользуется НЭСК, но, если Генплан примут в таком виде, — это уже станет невозможным. К слову, в проекте нового документа в микрорайоне так и не выделили место под детскую площадку.
ГМР: Южный скоростной периметр в силе
В новой версии генерального осталась информация о Южном скоростном периметре. Это дорога с эстакадами на уровне пятого этажа, которая должна пройти от улицы Воронежской до Бородинской — по территориям жилого массива в микрорайоне Гидрострой и нижней части Большого острова, который является особо охраняемой природной зоной.
В 2022 году мы писали, что жители выступили резко против строительства оживленной дороги в спальном районе, да еще и по зеленой зоне Большого острова. Но тут есть небольшой нюанс. На кадастровой карте в нижней части острова из территории ООПТ уже выведен участок земли, он отнесен к зоне ограниченного природопользования, это значит, что там можно строить в том числе дороги.
Восточно-Кругликовский микрорайон: без пруда, но с трамвайной веткой через дома
С территории ВНИИМК исключен пруд Круглик, для подхода к которому в 2020 году в Генплан вносили зеленую зону по его берегу. С 1960 по 2018 год пруд был любимым местом купания и отдыха местных жителей. Пруд находится на территории института, на данный момент огорожен колючей проволокой. Доступ на территорию ВНИИМК закрыт с 1 сентября 2024 года.
Исчезла автомобильная дорога местного значения между улицей Некрасова и Жлобы к пересечению улиц Передовой и Безлесной. В 2020 году это был пустырь, тогда его включили в Генплан как возможность улучшить дорожную ситуацию района. На данный момент на этой территории возводятся ИЖС.
Вместо завода МЖК на Тихорецкой возле Володарского будет зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более). По словам главы администрации Краснодара Евгения Наумова, завод — «мертвая промышленная зона», а новый ЖК даст больше рабочих мест.
Трамвайная линия в Восточно-Кругликовский микрорайон остается в том же варианте, который был в Генплане-2020: изъятия участков начинаются уже от перекрестка Красных Зорь и Достоевского, затем по Новосельскому и Калининскому, Дачной и 1 Мая.
Стоит напомнить, что разработчик Генплана НИИПГ в 2020 году провел трамвайную ветку иначе: по улице Жлобы без обширного изъятия и сноса домов — мотивировав это тем, что в истории Краснодара никогда так много не сносили. Но затем власти изменили решение, подробнее об этом мы писали в статье.
Центр: пропал парк у стадиона «Динамо», появились планы по высоткам
На улице Коммунаров, рядом с перекрестком с Одесской, куда-то подевалась зеленая зона около стадиона «Динамо». В 2023 году власти региона обещали, что на территории спортивного объекта «в ближайшее время появится парк».
Одно из самых заметных изменений в центре, которое бросается в глаза при сравнении старого и нового Генпланов Краснодара. Территория вокруг Всесвятского кладбища на улице Северной приобрела один цвет — бордовый (зона исторической застройки). Ранее там были вкрапления зоны специализированной застройки. Напомним, что эта территория входит в зону исторического поселения.
Кроме того, территорию под высотную застройку слева от кладбища расширили. Красным цветом выделены земли, где можно строить девятиэтажные здания и выше.
Район «Баскет-холла» остался без «Парка достижений»
В проекте нового Генплана Краснодара отсутствует территория под зеленую зону, где должен был появиться «Парк Достижений». Проект презентовали еще в 2022-м. Чиновники говорили, что он станет самым большим парком Кубани.
Но по новому проекту территория поменяла свой функционал: с зоны озелененных территорий общего пользования — на зону специализированной общественной застройки. Подробнее об этом мы рассказали в этом материале. По словам главы администрации Краснодара Евгения Наумова, во время разработки проекта возникли проблемы, но зеленая зона останется. Сейчас власти пытаются «максимально упростить процедуру строительства спортивных объектов в данной территории». Но основным препятствием для начала активных работ по проекту парка является дефицит финансирования.
Дубинка: трамвайная ветка пойдет иначе
По проекту нового Генплана в микрорайоне Дубинка изменили улицы, по которым будет проходить планируемая трамвайная ветка.
В старом Генплане линия проходила по улице Воронежской → 6-й Линии Поймы реки Кубань → Набережной → Ставропольской → Постовой → Захарова.
В новом проекте: по улице Воронежской → Адыгейской Набережной → Чехова → Ставропольской → Постовой → Захарова.
Станица Елизаветинская: вместо домов и школ сельхозземля и мусоропереработка
Сначала рассмотрим подъезд к станице Елизаветинской — территорию микрорайона Вавилова. Слева — Генплан 2020 года, вся оранжевая зона предназначалась под застройку среднеэтажными домами. Справа — проект нового генплана, где огромную территорию хотят перевести в сельхозземли.
Вместе с этим пропали школы, сады и другие объекты инфраструктуры. А еще на карте больше нет довольно большой зоны озеленения.
В самой станице Елизаветинской тоже есть изменения, причем очень существенные. Вместо зоны малоэтажной и общественно-деловой застройки там теперь будут производственная и сельскохозяйственная зоны.
Власти говорили, что в этом месте появится промышленный экокластер. Пока что неизвестно, что именно это значит, но местные жители переживают, что там постоят мусороперерабатывающий завод.
А еще с карты исчез мост, который планировали построить от Елизаветинской в Адыгею.
Поселок Краснолит: зона отдыха стала сельхозземлей
Поселок Краснолит, который находится недалеко от хутора Копанского, по новому проекту Генплана остается без зоны рекреационного значения (темно-зеленый цвет), которая была предусмотрена ранее. Сейчас этот участок значится по проекту как зона для сельскохозяйственного использования (бежевый цвет).
Согласно п. 1, 2 ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Поселок Краснодарский: урезали зеленые зоны, добавили школы и садики
В новой версии документа пропала зеленая зона между улицами Сорока и Краеведа Соловьева, теперь там многофункциональная общественно-деловая зона с четырьмя детсадами, школой и организацией дополнительного образования. Впрочем, рядом еще остается территория для большого парка, где вместо одного спортивного сооружения теперь ожидаются три.
А вот в районе Константиновской улицы, на юго-востоке от поселка Краснодарский — наоборот, вместо многофункциональной общественно-деловой зоны теперь планируется жилая высотная застройка со школой и детсадом.
Большую территорию на востоке от улицы Дорожной вместо частных домов теперь собираются отдать под малоэтажки. При этом значительную площадь от 2-й Ямальской на север вместо малоэтажной застройки почти полностью отдали под частные коттеджи.
Уменьшилась вдвое зеленая зона на еще не появившейся улице на юге от улицы Сорока — половину заняла общественно-деловая зона с детсадом и спортивным объектом.
Поселок Российский: меньше соцобъектов, больше сельсхоземель
Количество планируемых школ изменилось незначительно (18 в 2020 году против 17 в нынешнем документе). А вот число детсадов может вызвать у местных жителей тревогу: их на карте 40 (раньше было 56). Причем не сказать, что с момента принятия генплана в 2020 году на этой территории появился с десяток детсадов. Это не так. За последние четыре года открыли только два: филиал 169-го садика на улице Петра Метальникова, а непосредственно в Российском — детсад на улице Тверской. Подробнее — в нашей новости.
А еще в поселке Российском и соседнем Дружелюбном огромную территорию с жилой застройки перевели в сельхозземли. Вместе с землей пропали и планируемые детские сады, школы, спортивные объекты и учреждения дополнительного образования.
Пригород без земель
Краснодарские пригородные населенные пункты остались без части земель. Местами это выглядит пугающе. Земли, которые ранее были отнесены под ИЖС, с принятием нового Генплана станут сельхозземлями. В мэрии попросили не переживать, потому что, по словам главы администрации города Евгения Наумова, «резать по живому никто не будет».
Однако портал 93.RU уже получил десятки жалоб.
— Стоимость участков снизится в разы, люди понесут убытки, лишатся возможности строить дома. А в случае неиспользования земли по назначению в соответствии с ФЗ об обороте земель сельхозназначения участки будут изыматься в судебном порядке, — пишут жители.
Кроме того, некоторые жители, например, станицы Старокорсунской, уже сообщают, что их участки собираются изъять по суду.
Ранее мы подробнее рассказали о каждом из поселков, где жителей коснутся изменения, в этом материале.
Подземный трамвай от старого центра к аэропорту
Власти сразу заявили, что подземный трамвай — альтернативный «внеуличный» транспорт. Основное внимание будут уделять развитию обычных трамваев. К тому же эти проекты связаны между собой. Но, конечно же, всех горожан сразу взбудоражила новость о возможном аналоге «метро».
Ранее мы публиковали информацию, что в обновленном проекте Генплана Краснодара появилась информация о ветке подземного трамвая между Индустриальным и Плодородным. Уточняем, что эта ветка ведет к линии подземного трамвая, которая соединяет железнодорожный вокзал «Краснодар-1» с историческим центром, Новым Краснодаром и городским аэропортом.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во ВКонтакте.