Год назад Илья Чикаев, начальник отдела территориального планирования департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара, занял пост главного архитектора города. О точках притяжения, новом генплане, нереализованных проектах и роли спецоперации в этом он рассказал в эксклюзивном интервью 93.RU.
Маленькие вещи делают большие дела
— Год назад, вступая в должность, вы говорили, что глава города поставил задачу «совершенствовать визуальный облик города, создавать новые архитектурные формы, которые будут привлекать как горожан, так и туристов». Расскажите, удалось ли этого достичь.
— Мы сейчас пытаемся переосмыслить подход проектировщика и собственника. Проводим работу, в том числе разъяснительную, особенно в части социальных объектов, школ, детских садов. Мы общались, старались прививать новые принципы проектирования. Да, раньше пытались сделать архитектуру более функциональной, но мы пришли к тому, что она должна быть еще и привлекательной.
Еще мы начали вести телеграм-канал, там мы публикуем лучшие проектные решения школ, садиков, скоро начнем публиковать и коммерческие объекты. То есть мы проектировщиков уже и визуально настраиваем, даем им какие-то определенные паттерны визуальные и архитектурные. Есть интересные посты с теорией архитектуры.
Я вижу, что архитектурное сообщество идет навстречу, понимает, что мы вместе формируем общий облик города, его визуальную среду, поэтому любая мелочь должна быть выполнена с грамотным подходом и четким вниманием. Маленькие вещи делают большие дела.
— Также вы тогда говорили об установке малых архитектурных форм, которые будут «способствовать появлению новых достопримечательностей и точек притяжения»…
— Да, место мы определили, объявили конкурс. Мы его активно пиарили и в СМИ, и рассылали приглашения, и в инфраструктурное сообщество, и в университеты, сам лично даже в телефонном режиме приглашал. К сожалению, несмотря на это, в итоге за полгода было подано всего семь заявок. А когда нужно было подавать уже готовые работы, это сделали только три участника.
— А в каком месте должен был располагаться объект?
— Возле дворца спорта «Олимп». Мы хотели сделать там точку притяжения в виде какого-то абстрактного символа. Что-то из современных интересных материалов. То есть не бронзовая стандартная скульптура, а именно хотелось использовать металл, бетон, стекло. Несколько работ прислали, наша комиссия их рассмотрела — в целом они, к сожалению, не отвечали целям и задачам, поставленным конкурсом, поэтому пока мы конкурс прикрыли.
Забирать парковки не совсем логично
— На пустыре на углу Длинной и Красноармейской городские власти давно анонсировали появление новой «точки притяжения». Но пока она не появилась, там временно сделали парковку. От первоначальной идеи не отказались?
— На этом квартале же расположены еще и аварийные объекты, идет реставрация объекта культурного наследия. То есть пока это всё не завершится, пока детально не проработается эта концепция, которая была ранее представлена, то говорить об этом рано. Нужно это всё заново проработать, в том числе определить финансирование. Планы есть, естественно. Никто от них не отказывался, и там обязательно появится что-то интересное, красивое, классное, но пока это парковочное пространство.
— О проекте «Семь улиц» сейчас принято говорить в основном только плохое. Тем не менее на несколько процентов его реализовали, расширив тротуар на улице Чапаева и перекрывая ее на выходные. Это успешный опыт? Планируется его распространить на соседние улицы?
— Обновленная Чапаева сейчас это прекрасный опыт, особенно по выходным. Получилось отличное пространство — там проводятся различные шоу и мероприятия. Да, в том виде, в котором проект «Семь улиц» изначально предлагался, его, скорее всего, уже не будет. Но от идеи реализовать новое пешеходное направление с инфраструктурой и активностью для горожан никто не отказывается. Эти вопросы прорабатываются, но, как сами понимаете, у нас сейчас идет специальная военная операция. Пока этот процесс не закончится, к реализации мы не подойдем. Идеи есть, но пока они на стадии проработки.
— Несколько лет назад власти продвигали идею установки парклетов. Правильно мы понимаем, что идея не взлетела?
Что такое парклет?
Парклет — это небольшая зона отдыха, являющаяся продолжением тротуара. В основном парклеты устанавливаются на автомобильных парковках в один уровень с тротуаром. На платформе устанавливают столики, скамейки, качели, шезлонги и обустраиваются клумбы.
— Парклет всё-таки занимает много пространства и, как оказалось на практике, не сильно востребован в том виде, в котором изначально предполагался. А что более востребовано? Просто летники. Всё-таки парклет занимает парковочное пространство, а летнее кафе — только место около витрины здания. Люди отдыхают, общаются, не мешая пешеходам. При этом не сокращается парковочное пространство. То есть, по сути, все функции, которые возлагаются на парклет, реализуются в более удобном виде в летнем кафе. Забирать парковки там, где их и так сейчас не хватает, выглядит не совсем логично.
В силу СВО
— Две крайние полосы улицы Красной на участке от Советской до Комсомольской давно превратились в парковку, в то время как тротуары делят летние кафе и многочисленные пешеходы, гуляющие по центру. Нет планов внедрить опыт Чапаева и, сузив проезжую часть, расширить там тротуары?
— Думаю, сейчас такое невозможно в силу того, что существуют определенные ограничительные мероприятия, опять же в силу СВО. Так что перекрыть движение там не получится.
— Планировалось, что улица Чапаева будет важным звеном, которое соединит два масштабных проекта — зеленую зону вдоль 16 Карасунских озер и единую набережную, идущую от Юбилейного микрорайона до Тургеневского моста. Что с этими проектами происходит сейчас?
— Карасунские озёра никто не забывает. Департамент городского хозяйства в свое время заключил контракт с проектной организацией, которая оказалась не очень ответственной. Договор был расторгнут, и сейчас мы нашли нового, более ответственного и понимающего проектировщика. Работаем в этом направлении.
Что касается единой набережной, там требуется разработка документации по планировке территории. По определенным причинам она пока что приостановлена, но концептуальная идея есть. Это пешеходное направление, маршрут выходного дня, чтобы можно было выйти из спального микрорайона, пройти пешком до моста Поцелуев, пойти дальше в зеленую зону или к воде. Этот маршрут сможет объединить и закольцевать все основные точки притяжения в центре Краснодара.
Возвращаясь к аргументам, озвученным ранее, о реализации в ближайшее время речь пока не идет. Плюс немаловажный момент — нужно заинтересовать бизнес. Люди должны идти по маршруту, а вокруг них должна быть инфраструктура, а не просто перекрытая дорога. Должны быть подсветка, фасады, озеленение, скамейки, летники, малые архитектурные формы.
— В Краснодаре хотят изменить генплан, объединив его с правилами землепользования и застройки. Старый генплан приняли всего четыре года назад. Что же с ним оказалось не так?
— У нас генеральный план — это документ территориального планирования, который определяет стратегическое развитие города на 20 лет вперед. Он показывает, где какой тип застройки будет, где какие будут объекты, региональные и федеральные, где будут дороги, школы, садики и тому подобное. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты уже с конкретными предельными параметрами застройки объектов капитального строительства.
Получается, что это два разных документа и пользоваться ими тоже надо параллельно. Один документ чем удобен? Он всё включает: и генеральный план, и ПЗЗ. Удобство использования, исключение технических ошибок, упрощенное внесение изменений, это очень важный аспект.
Плюс важно, мы переосмысливаем баланс земель сельхозназначения и границы населенных пунктов. Определяем требования к архитектурно-градостроительному облику зданий и сооружений в целях формирования комфортной визуально-образной среды.
Один документ — это еще и экономия. Например, при изменении генплана, нужно отдельно вносить изменения в ПЗЗ, это двойная работа и два контракта оплачиваются отдельно. Новый единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования позволит этого избежать.
Не просто спальное место
— Несколько лет назад в Краснодаре приняли предмет охраны исторического поселения. Это помогло как-то привести в порядок исторический центр?
— Самое главное, что в центре города за это время не появилось ничего такого страшного, что бы дисгармонично располагалось в нашей исторической застройке и портило бы силуэт и композицию которая изначально была сформирована.
Если что-то новое появляется, то новый объект должен максимально органично и бережно вписываться в существующую застройку. Да, ограничение высоты сказывается на экономической целесообразности с точки зрения собственника, но мы работаем с застройщиками. И они сами борются за своего покупателя и создают не только доступное жилье, но и формируют концепцию благоустройства, придумывают интересные фасадные решения, создают дворовое пространство и ландшафт. Понимают, что нужна какая-то фишка, чтобы люди выбрали это место для жизни и купили здесь квартиры. Сейчас человек выбирает не просто спальное место, где дешевле, а покупает себе комфортную среду проживания. Соответственно, застройщики за это борются, выдумывают что-то интересное и концептуальное.
— Как вы думаете, архитектура Парка Галицкого подняла планку, к которой пытаются приблизиться в Краснодаре все, кто имеет отношение к архитектуре и благоустройству?
— Безусловно, это классный уровень благоустройства, но сравнивать его с муниципальными возможностями я бы не стал. Да и задача у нас первоначально стоит другая — хотя бы базово благоустроить территорию и придать ей нужный функционал. То есть либо мы сделаем один сквер «как у Галицкого», либо за те же деньги обустроим 10 мест попроще, но там будет достаточно аккуратно, красиво и люди не будут ходить по лужам и грязи.
Скамейки, плитка, фонари будут попроще, но свою функцию территория будет выполнять — люди будут отдыхать, мамочки с колясками гулять, сидеть в тени, дети будут играть и общаться. Да, хочется, чтобы в каждом районе была такая точка притяжения и тогда не нужно будет всем ехать куда-то из своего района, чтобы погулять в одном красивом и дорогом пространстве. Стремимся к тому, чтобы всё необходимое было у человека в пешей доступности: школа, зеленая зона, торговый центр, работа. Ну а если не пешком, то в пределах 15-минутной поездки на велосипеде.