Город интервью Сергей Поляков: «Где появляется скоростной интернет, там у людей начинается современная жизнь»

Сергей Поляков: «Где появляется скоростной интернет, там у людей начинается современная жизнь»

Влияет ли южный менталитет на скорость цифровизации

Сергей Поляков, директор Краснодарского филиала «Ростелекома»

Сергей Поляков, директор Краснодарского филиала «Ростелекома», самого крупного на юге России, рассказал о том, как благодаря «Слову пацана» (18+) увеличился спрос на Wink, влияет ли южный менталитет на скорость цифровизации и в каких домах Краснодарского края больше всего «умных квартир».

— «Ростелеком» идет в разные сегменты цифрового рынка: интернет, мобильная связь, системы безопасности, телемедицина, онлайн-образование, он же развивает платформу Wink, портал «Госуслуги», ведет видеотрансляции ЕГЭ, ставит кабины для 3D-паспортов и так далее. Это больше того, что принято называть экосистемой. Чем объяснить охват иногда довольно несхожих услуг?

— Да, продуктовая линейка у нас, по сути, безграничная. Ведь цифровые сервисы постепенно закрывают столько потребностей и задач людей, сколько их возникает. Иногда даже не успеваешь отслеживать новинки компании на рынке (смеется). Но наша конечная цель остается неизменной: быть надежным цифровым партнером для государства, бизнеса и населения.

«Ростелеком» — это прежде всего колоссальная, самая большая в стране сеть оптических линий связи протяженностью более 3 миллионов километров. Не только магистральных, то есть между регионами, странами, континентами, но и распределительных — по городам и весям. Плюс — более 200 тысяч базовых станций мобильной связи, добавьте к этому многочисленные серверные и облачные центры обработки, управления и мониторинга данных. И сверху на эту инфраструктуру «садятся» многочисленные цифровые сервисы, разработки, услуги и технологии.

— Четыре года назад «Ростелеком» стал 100%-м владельцем компании Tele2, которая вошла в большую четверку федеральных операторов мобильной связи. За счет чего Tele2 конкурирует на рынке мобильной связи в Краснодарском крае и Адыгее, где всё казалось давно поделенным?

— Ну начнем с того, что такое Tele2. Когда я заканчивал политехнический университет в Перми, то подрабатывал монтажником базовых станций в компании, которая называлась «Уралсвязьинформ», это был лидер рынка по набору абонентской базы в регионе. Мобильные активы «Уралсвязьинформа» стали частью Tele2. Так же как здесь, на юге, в состав Tele2 в 2007–2008 годах были интегрированы успешные игроки: «Адыгейская сотовая связь» и «Телеком Евразия». Так что компания Tele2 создавалась на базе участников рынка, у которых изначально были сильные позиции.

А с учетом темпов развития Tele2, я думаю, в обозримом будущем этот мобильный оператор станет номером два по доле рынка в Краснодарском крае.

Чем Tele2 привлекателен? Он предлагает не только сим-карту, а еще продает в комплекте интернет по оптическим технологиям «Ростелекома», онлайн-платформу Wink и другие сервисы. Мы называем это конвергентным предложением, когда в одном пакете — набор ключевых услуг. При этом мы умеем не только предложить, но и удержать клиента за счет постоянного развития технической базы и сервисов «Ростелекома».

— Сейчас главный технологический тренд в мире — искусственный интеллект (ИИ). «Ростелеком» создает свой ИИ?

— Мы используем ИИ собственной разработки уже несколько лет. Например, искусственный интеллект помогает прогнозировать спрос на услуги связи, в корпоративной политике — чутко работать с персоналом. Виртуальные помощники внедрены во многих наших сервисах.

Сейчас «Ростелеком» готовит к запуску платформу «Лукоморье» на основе собственного ИИ генеративного типа. Эта платформа объединит инструменты для управления разработкой софта, чтобы можно было проходить весь жизненный цикл производства программных решений с помощью отечественного ИИ.

ИИ будет применяться во всё большем количестве продуктов и проектов. Например, в информационной безопасности он уже незаменим, потому что атаки на наши сети тоже делаются не руками, а с помощью ИИ. И отражать их мы научились так же.

— Соцсети и СМИ обсуждают сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+), премьера состоялась в ноябре 2023 года на видеосервисе «Ростелекома» Wink. Успех сериала привел к скачку подключений к Wink?

— Месяц к месяцу число подключений увеличилось, конечно. По нашему филиалу с ноября на декабрь 2023 года рост составил 42%. Можно ли сказать, что это из-за сериала «Слово пацана»? Думаю, с большой долей вероятности это так. Но у нас и до этого был высокий спрос на Wink, сервис предлагает не только свой оригинальный контент, но и онлайн-телевидение, и большую библиотеку фильмов.

Сейчас тренд на создание яркого отечественного медиапродукта. Такие сериалы, как «Плакса», «Слово пацана», — лидеры рейтинга и наши флагманы. «Слово пацана» стал самым популярным сериалом в России через две недели после премьеры.

— Сериал вам понравился?

— Вообще, я мало смотрю сериалы, потому что их хочется смотреть до конца, а времени на это нет. Свободные часы провожу с женой и детьми. Но я слежу за процессами на медийном рынке. «Слово пацана» — хороший продукт с правильным названием и глубоким смыслом. С коммерческой точки зрения он свою задачу выполнил — его все посмотрели. Кроме того, сериал спровоцировал обсуждение в обществе, а это является одним из показателей талантливого и актуального произведения.

— Люди всё чаще обращаются к технологиям, которые дают возможность следить за своей квартирой через смартфон. Платформа «Ростелеком Ключ» предлагает такое решение. Можно ли говорить, что сервисы по удаленному управлению домом — уже серьезный рынок в Краснодарском крае?

— Этот рынок только формируется. Про Краснодар, например, мы знаем, что в нем — около 600 тысяч домохозяйств в многоквартирных домах. У «Ростелекома Ключ» для этого сегмента разработаны умные видеокамеры, шлагбаумы, мобильное приложение, автоматические счетчики коммунальных услуг и так далее. Однако застройщики и управляющие компании пока готовы устанавливать современные сервисы в основном в новостройках, потому что в старом фонде есть типовые домофоны прежнего поколения, действующие по простому принципу «открыл-закрыл». Рынок таких домофонов большой — это компании, которые исторически находятся в тех или других домах. Еще недавно они занимали 100% рынка. Собираемость оплаты у них большая — около 86%. Но свою услугу эти компании не развивают.

Понятно, что сейчас тренд на умные сервисы, однако директору управляющей компании важно, чтобы не падала собираемость. А завести в дом нового партнера — значит идти в коммуникацию с жильцами, убеждать, в том числе тех, для кого новое означает плохое. Надо искать подходы. Не все готовы. Поэтому в старый фонд Краснодара цифровые услуги приходят не так быстро, как мы их создаем.

А в новостройках девелоперы стремятся предлагать что-то сверх обычного набора, ищут передовую конфигурацию безопасности и удобства, чтобы привлечь новых клиентов. Поэтому «Ростелеком Ключ» легко заходит в новые дома. Мы за четыре года с момента запуска платформы подключили к ней больше 34 тысяч квартир в Краснодарском крае. Но этот умный сервис еще пока только набирает популярность, считаю, он может развиваться более масштабно.

Отношение к безопасности жилья похоже на отношение к информационной безопасности. Некоторые люди считают, что кибермошенничество, атаки на сайты, на базы данных их никогда не коснутся. Правильно мыслить, что тебя это точно коснется, весь вопрос, сколько ущерба удастся предотвратить теми или иными способами.

— Может быть, на Кубани спрос на инновации тормозит местный менталитет, консерватизм?

— Я бы не говорил, что мы такие консервативные. Все цифровые сервисы «Ростелекома» развиваются здесь год к году быстро, иногда даже опережая наши планы. Сказалось и то, что имидж своих услуг компания подняла достаточно серьезно.

Но консерватизм у людей есть, конечно. Сотовые компании, например, борются с фобиями, что якобы базовые станции облучают человека. А сотрудникам нашей техслужбы кто-то высказывает: вы за нами будете следить. И все-таки Краснодарский филиал сегодня на первом месте на юге по количеству абонентов: у нас около 700 тысяч клиентов оптического интернета.

— За счет чего дальше будет расти рынок телеком-услуг? Интернет и телефон, кажется, уже есть у всех.

— Массовый сегмент продолжит расти как по качеству услуг, так и количественно. С точки зрения интернета и мобильной связи мы хорошо понимаем и чувствуем рынок. В Краснодарском крае и Республике Адыгея у нас уже до двух тысяч объектов сотовой связи и больше двух тысяч километров оптических линий, и «Ростелеком» всё время строит новую инфраструктуру.

Специфика рынка телеком-услуг в Краснодаре (и в целом в Краснодарском крае и Адыгее) в том, что доля частного сектора здесь больше, чем доля многоэтажек. Поэтому мы идем в частный сектор.

Человек, который там живет, тоже хочет иметь стабильный быстрый интернет. Поэтому, когда появляется наше предложение, клиент с нами остается уже навсегда. В 2023 году мы создали возможность подключения к оптике для 106 тысяч домохозяйств в частном секторе. Нашей оптической инфраструктурой в Краснодарском крае и Республике Адыгея охвачено уже 63% частных домохозяйств.

В частном секторе просто не было ничего современного до нас. Федеральные провайдеры идут в многоэтажки, поэтому в многоквартирном доме всегда есть выбор поставщика услуг. А кто идет в частный сектор? Вложения требуются большие, магистрали тянуть непросто, а дом — на одну семью. В частный сегмент идут маленькие операторы с высокими тарифами. И «Ростелеком». Потому что мы социально ориентированная компания, и мы работаем вдолгую.

Где много людей, там выше цифровизация, — уверен Сергей Поляков

Сейчас эпоха импортозамещения, «Ростелеком» на нее реагирует: закупает отечественное оборудование, разрабатывает свой софт и технологии, чтобы быть стабильной компанией, которая ориентирована на клиента. При этом наши цены — среднерыночные.

— Произойдет ли культурный разрыв между жителями отдаленных хуторов и сел, где не всегда работает телефон, и жителями городов, где ИИ начинает управлять светофорами, а жители работают онлайн?

— Мне кажется, этот разрыв был сильнее раньше, он и сейчас есть, ведь тренд на урбанизацию не закончился, но мы знаем, как его преодолеть. Десять лет назад правительство России запустило программу «Устранение цифрового неравенства» (УЦН), ее исполнителем является «Ростелеком», сейчас идет уже второй этап — УЦН 2.0.

Выполняя задачи этого проекта, мы тянем оптику и ставим базовые станции в самых маленьких и отдаленных населенных пунктах. В горах, например. По пути заходим в поселения покрупнее.

А где появляется скоростной интернет и качественная мобильная связь, там у людей начинается современная жизнь: можно общаться, учиться, пользоваться государственными, банковскими, частными услугам, бизнес свой развивать.

В Краснодарском крае прекрасная демография, везде живут люди. Такие программы, как УЦН, делают разрыв между селом и городом почти не ощущаемым. И в нашем регионе он будет только уменьшаться, а плотность населения — увеличиваться. Где много людей, там выше цифровизация.

ПАО «Ростелеком», krasnodar.rt.ru

Реклама. Erid: 2SDnjdU1ad6

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем