Город В России запретят сжигать рисовую солому, и краснодарцы перестанут задыхаться от смога. Что? Да!

В России запретят сжигать рисовую солому, и краснодарцы перестанут задыхаться от смога. Что? Да!

Эта новость как глоток свежего воздуха для тех, у кого только недавно перестало першить в горле

Снято неделю назад, 25 октября, на южной окраине Яблоновского. Задымление такое, что не видно ближайших домов

Каждую осень краснодарцы задыхаются от запаха гари, и этот год не стал исключением. Традиционно экологи при городской администрации никаких загрязнений воздуха при этом не фиксируют, хотя международные датчики системы мониторинга показывают обратное. Например, вчера показатели мелких и твердых частиц (M2.5 и PM10) превысили норму в два-три раза.

В дни, когда на город опускается смог, в МЧС Кубани и Адыгеи говорят, что никаких заявок к ним не поступало, хотя люди выкладывают в соцсетях кадры горящих и дымящихся полей.

В 2017 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев узаконил сжигание рисовой соломы. С тех пор кубанцы каждую осень задыхаются от едкого запаха гари. Подробнее об этой ситуации и ее опасности для экологии мы рассказывали в этой статье.

Редакции 93.RU стало интересно, есть ли хоть какая-то надежда, что когда-нибудь ситуация изменится? Кажется, что да!

Ветер перемен

В начале августа этого года общественная организация «Гражданская инициатива против экопреступности» сообщила, что вице-премьер Виктория Абрамченко поручила синхронизировать сроки введения запрета на сжигание соломы и определения наилучших технологий ее переработки.

— Виктория Абрамченко поручила разработать нормативные изменения, предусматривающие запрет сжигания рисовой соломы. На проблему выбросов от сжигания неоднократно обращали внимание жители ряда субъектов и общественные организации. В то же время сельхозпроизводителям необходимы технологические решения для альтернативного способа утилизации — без сжигания, — пояснили «Известиям» в аппарате вице-премьера.

Прошлой осенью экоактивисты призвали россиян написать обращения в Правительство с требованием запретить рисовый пал. После этого Виктория Абрамченко поручила внести изменения в Правила противопожарного режима и убрать лазейку, позволяющую сжигать солому прямо на поле. Соответствующий проект был подготовлен, но Минсельхоз, Минэкономразвития, а также Российский союз промышленников и предпринимателей его решили не поддерживать до тех пор, пока уполномоченные органы не определят альтернативные, экономически сопоставимые способы утилизации соломы, следует из ответа МЧС (копия есть в распоряжении редакции).

Принципиальное решение о запрете принято, но введут его только когда определят и узаконят наилучшие доступные технологии переработки рисовой соломы и решат вопрос с мерами господдержки рисоводов в этой части, пояснил 93.RU кубанский эколог и руководитель общественной организации «Гражданская инициатива против экопреступности» Дмитрий Шевченко.

Правда, когда именно это произойдет, никто не знает. Очередное совещание на эту тему пройдет в правительстве в середине ноября. На предыдущем же совещании, которое было летом, власти приняли решение организовать общественный контроль за сжиганием соломы в регионах производства риса. Поэтому сейчас экологи ездят по полям и фиксируют нарушения, чтобы передать информацию в правительство.

Жгут там, где нельзя

По словам Дмитрия Шевченко, экологи зафиксировали уже десятки нарушений. В Краснодарском крае они проехали Славянский, Красноармейский и Северский районы, также мониторят ситуацию и в Тахтамукайском районе Адыгеи. В общем, охватили почти все «классические рисосеющие районы».

— Нарушения какие? Да их множество. Если выделить наиболее грубые нарушения, то, например, в Славянском районе есть федеральный заказник «Приазовский», на его территории тоже есть сельхозугодья, где выращивают рис. Положение заказника запрещает вообще применение любых сельскохозяйственных палов, без оговорок про рисовую солому. Поэтому жечь там нельзя, но там жгут. Там расположено предприятие, которое имеет отношение к зятю Ткачева Баталову, и с ним никто не хочет связываться, даже выезжать никто не хочет. Хотя это прямое нарушение режима природного заказника, — отметил Дмитрий Шевченко.

Сжигание соломы в заказнике «Приазовский». Граница заказника на этом участке проходит по каналу: слева жечь законно, а справа — территория заказчика, где ничего жечь нельзя, включая рисовую солому. Но жгут по обоим берегам

А какие еще есть нарушения?

Если говорить о других нарушениях, то эколог напомнил, что жечь солому можно только в безветренную погоду. Это правило нарушается сплошь и рядом. Например, вчера, 1 ноября, был ветер, при этом в Тахтамукайском районе жгли солому, из-за чего Краснодар и накрыло сильным смогом, утверждает Шевченко.

В пресс-службе МЧС Адыгеи нам сообщили, что за сельскохозяйственные работы ведомство не отвечает — они находятся на контроле администрации.

К слову, эколог отмечает, что осенью на Кубани и в Адыгее ветреная погода бывает практически постоянно. Но это не мешает рисоводам продолжать пал.

— В Красноармейском районе возле Новомышастовской мы вообще фиксировали ветер порывами до 10–12 метров в секунду, при этом там совершенно без зазрения совести жгли солому, — отметил Дмитрий Шевченко.

Кроме того, есть и другая группа нарушений. Когда вместе с рисовой соломой сжигают огромное количество сухой растительности на дренажных каналах.

— Ее должны по правилам удалять, обкашивать и так далее, но ничего этого, конечно, не производится, потому что это затраты дополнительные: надо туда направлять трактор с косилкой, людей. Никому этого не хочется делать. Вот они вместе с соломой сжигают еще и сухую растительность болотную, это тоже распространенное нарушение. Зачастую даже бывает так, что солома лежит на поле не сожженная, но зато мы видим, что там прожигались каналы между рисовыми чеками, — пояснил эксперт.

Пример незаконного выжигания сухой растительности между рисовыми чеками

Эколог напомнил, что по правилам на полях во время сжигания соломы должны находиться сотрудники со средствами пожаротушения, чтобы контролировать этот процесс. Но этого в большинстве случаев нет. По словам Шевченко, ситуации, когда на поле дежурит водовозка, единичны.

«В основном просто поджигают и оставляют без присмотра. И они горят в том числе и в темное время суток, что тоже недопустимо»

Заказник «Приазовский». видно, что поля горят без присмотра — нет никакой техники и людей

И хоть точного ответа на вопрос, когда же нам станет легче дышать, никто не дает, есть надежда, что уже в следующем году ситуация может улучшиться. По словам Дмитрия Шевченко, такая вероятность есть, но она очень небольшая.

Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Работает уже больше 130 лет. Рассказываем, как мы сходили в первую в Краснодаре общественную баню
Екатерина Железнова
Журналист
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Первое место по стоямбе в нашей стране». Местный блогер назвал плюсы и минусы Краснодара для тех, кто всё еще думает переезжать
Анонимное мнение
Мнение
«Невероятный вид на горы». Краснодарка впервые отдохнула в Домбае — сколько стоит проживание и развлечения
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления