Город «Нас кинул застройщик, а теперь и чиновники». Краснодарских дольщиков обманули на миллионы рублей, а власти лишь разводят руками

«Нас кинул застройщик, а теперь и чиновники». Краснодарских дольщиков обманули на миллионы рублей, а власти лишь разводят руками

Многоквартирный дом в поселке Российском снесли по иску администрации города, а теперь людям отказываются платить компенсацию

Семья смотрит на снос дома

В 2014 году на улице Альпийской, 17 в краснодарском поселке Российском началась стройка ЖК «Лучший дом». Возводил его ЖСК «Удачный выбор». Сдать очередной многоквартирник, по счету это был уже 14-й дом, компания в Российском должна была спустя год. Затем сроки сдвинули на 2017 год. Как сказали тогда пайщикам, «из-за кризиса 2014 года подорожали материалы».

«Стройка стоит и потихоньку разрушается, застройщик кинул пайщиков». Это последнее сообщение на кубанском форуме, в теме которая посвящена ЖК. Оно было опубликовано 2 августа 2017 года.

В 2020 году дом, к тому моменту у него еще не было крыши, зато рабочие уже установили пластиковые окна на нижних этажах квартир, снесли. Собственники квартир говорят, что делали это очень аккуратно. Даже кирпичи складывали на стройплощадке небольшими рядами. Но затем эти кирпичи куда-то подевались.

Сам дом, который сначала разрешили строить краснодарские чиновники, признали незаконным. Сейчас 176 семей пострадавших пытаются получить компенсацию за вложенные в никуда деньги.

— Нам говорят: «Куда вы смотрели?» Мол, дом строили по подложным документам. Я хочу спросить, куда смотрели власти края и города, когда согласовывали сделки по материнским капиталам? В других регионах такое и представить сложно. Десятки семей, среди которых многодетные и инвалиды, просто кинули. Сначала застройщик, а теперь — чиновники, — говорит одна из пайщиц Элина.

Что за дом

В ноябре 2014 года департамент архитектуры и градостроительства администрации Краснодара выдал разрешение на строительство трехэтажного дома на улице Альпийской, 17. Изначальный проект предполагал, что там будет 24 квартиры, а общая площадь дома — 925 квадратных метров. Это разрешение подписал на тот момент директор департамента Игорь Мазурок.

Разрешение на строительство, выданное в 2014 году
Его подписал Игорь Мазурок

Пока дом строился, в нем уже начали продавать квартиры. Пайщики говорят, что не подозревали об афере, потому что рядом в этом же районе стояли еще 13 домов от этого же застройщика. Кроме того, расчеты по сделкам по покупке жилья по материнскому капиталу «проходили через Пенсионный фонд и соцслужбу». Они одобрялись без каких-либо проблем.

— В 2014 году мы приехали в Краснодар из Липецка. Продали дорогое жилье мужа в Тбилиси и начали искать квартиру. Сами в этот момент жили на съемной. Наткнулись на рекламу еще строящегося дома на Альпийской. Решили с семьей купить там квартиру на деньги, которые выручили с продажи той, что в Липецке. Мы продали там единственное жилье, чтобы переехать в Краснодар, — говорит Элина.

Она рассказывает, что изначально они искали ЖК «средней руки»: чтобы садик был рядом, школа, да и какая-никакая инфраструктура. Никаких излишеств. После покупки однокомнатной квартиры семья решила поменять ее с доплатой за счет маткапитала на двухкомнатную.

— Все-таки два ребенка: мальчик и девочка. Места нужно побольше, — объясняет женщина.

На глазах у собственников

В 2017 году, когда дом уже должны были сдать, застройщик собрал дольщиков и заявил, что «всё нормально и никаких проблем с работами нет». Чуть позже оказалось, что проблемы все-таки есть. Трехэтажный (по проекту) дом превратился в шестиэтажный.

По данным сервиса «Контур.Фокус», ЖСК «Удачный выбор» учредили 21 августа 2014 года. Председателем тогда был Виктор Белов (он получил шесть с половиной лет колонии за мошенничество с деньгами дольщиков), учредителями были в том числе Олег Мармеладзе и Наталья Михеева (на двоих они получили 11 лет колонии, но приговор отменили в апелляции). На Белова зарегистрированы еще 11 компаний, которые связаны со строительством и управлением домами. Практически все либо прекратили деятельность, либо исключены из ЕГРЮЛ.

— Это у вас распространенная практика, я так поняла. Когда дом заведомо строится не по проекту, а потом узаконивается через суд. Застройщик брал разрешение на строительство односекционного дома в три этажа, строил вместо этого шесть. Плюс, как это у вас называется, добавлял жилые мансарды и цоколь. Ну чердак и подвал. И люди там покупали квартиры, в том числе на маткапитал. Я впервые в жизни с таким столкнулась, если честно, — говорит Элина.

Всё это время, пока строился будущий недострой, семья жила на съемной квартире в Комсомольском микрорайоне. Местной прописки у них не было, это значит, что об устройстве детей в детский сад нечего было и думать.

В 2020 году многоквартирный дом снесли по иску администрации Краснодара. На стройплощадку приехала техника и начала разрушать кирпичные стены и перекрытия буквально на глазах у собственников квартир (которых застройщик сделал собственниками тоже через суд). К тому моменту готовность дома составляла около 70%. Причем на заборе, который окружал стройплощадку, появился баннер — «ведутся работы по благоустройству».

Насмешка чиновников

— Администрация подала в суд на снос нашего дома мотивируя тем, что якобы строительство велось без разрешительных документов на участке, предназначенном для малоэтажного строительства. Хотя разрешение на строительство было, его подписал Игорь Мазурок, — говорит Элина.

Причем в 2017 году Прикубанский районный суд признал этот дом безопасным для проживания. Но мэрия обжаловала это решение в вышестоящей инстанции.

Уже после сноса, в 2022 году, жильцов ближайших домов пригласили на общественные обсуждения «по вопросу установки спортивного и игрового оборудования на месте снесенного дома. Об этом было написано в факсограмме от 8 июля 2022 года, направленной руководителям УК от главы администрации Калининского сельского округа Романа Бегоцкого. Местные говорят, что это выглядело как насмешка со стороны чиновников.

Позже от идеи поставить там детскую площадку отказались

После сноса дома про семьи, которые там купили жилье, просто забыли. Дольщики неоднократно писали в разные инстанции, в том числе президенту России, в центральный аппарат СК и прокуратуру. Даже добивались личной встречи с губернатором. Но отовсюду приходили отписки. Эту кипу документов, говорит Элина, «можно под стол подкладывать, чтобы не шатался — это единственная практическая польза от этой стопки бумаг».

Воспитывает четырех детей

В 2014 году Анжела купила квартиру в строящемся доме на Альпийской, 17. Женщина говорит, что при покупке «сомнений у нее не было», потому что это не первый дом, который застройщик возводил в этом районе.

— Мы тогда переехали из Сочи в Краснодар. Из денег у меня был материнский капитал и подъемные от губернатора — это чуть больше 100 тысяч рублей. За эти деньги мы и купили квартиру. Мне на руки никаких денег не давали. После заключения договора купли-продажи соцзащита и Пенсионный фонд сами передавали деньги. Понимаете, это не одна инстанция проверяла документы, — говорит Анжела.

Квартира обошлась Анжеле в 500 тысяч рублей. Она была в цоколе, поэтому, объясняет женщина, такая цена. До окончания строительства многодетная семья ютилась по съемным квартирам. Причем иногда, говорит женщина, от хозяев съемных квартир приходилось прятать детей, потому иначе снять жилье не получалось. А в 2018 году семья узнала о сносе дома. Через два года стало ясно, что деньги, которые они потратили на жилье, никто возмещать не спешит.

— Никто этого не ожидал. У нас половина Краснодара строилась так. Почему с нашим домом появилась такая проблема, мы не понимаем. Уже после этого у моей старшей дочки, она инвалид, такая же ситуация в Сочи произошла. Дом просто снесли, — говорит женщина.

Сейчас Анжела, которая воспитывает четырех детей, живет в маминой квартире — тоже в цоколе.

Пенсионер и бывший летчик

Валерий рассказал журналисту 93.RU, что больше шести лет назад хотел купить квартиру, «чтобы она осталась сыну». Сам он вместе с другим «жил бы себе в своем доме в пригороде Краснодара».

Дом сносили на глазах у хозяев квартир

Валерий окончил училище в украинском городе Кременчуг. 14 лет он проработал пилотом, был командиром самолета, летал на внутренних направлениях в годы существования СССР. После того как он вышел на пенсию, вместе с детьми захотел немного «свободы». Поэтому решил купить «на первое время» студию для сына.

— Жили мы не так чтобы богато. После выхода на пенсию решил купить квартиру в Краснодаре. Получилось так, что вроде бы стройка началась, но, как вы знаете, дом снесли. Пошли аферы, обман. Куда смотрит губернатор, я не знаю. Почему не принял меры? Третий год я и еще больше сотни семей, среди которых есть инвалиды, пенсионеры, многодетные, пытаемся вернуть деньги. Это же натуральная афера, — разводит руками Валерий.

Многодетная мать

История Марины такая же, как и у десятков людей, которые поверили застройщику: решила купить жилье, увидела рекламу, проверила разрешение на строительство и заплатила за квартиру. Потом она узнала о сносе дома. Сейчас она задается тем же вопросом, что и собственники квартир снесенного дома: кто вернет потраченные деньги?

— Изначально все документы были в порядке с этим домом. Иначе как объяснить тот факт, что их проверяли при переводе платы за квартиру соцслужба и ПФР и не нашли нарушений. Ведь мы тоже покупали квартиру за счет маткапитала и губернаторских выплат (105 тысяч рублей, которые полагались семьям после рождения четвертого ребенка), — говорит женщина.

Сейчас она вместе с детьми живет на съемной квартире в Ставропольском крае. Фактически она одна воспитывает детей, потому что ее муж ушел на спецоперацию.

— Нам во всех ведомствах говорят, мол, хотели сэкономить, ну вот сэкономили. И добавляют, что своих денег мы не получим. Такое ощущение, что у людей, у которых нет миллионов на покупку нормального жилья в центре города, меньше прав. Мы вообще бесправные, получается? — говорит Марина.

Очень странные дела и действующие лица

Сейчас собственники квартир, а таковыми они стали по суду в 2017 году, когда администрация Краснодара первый раз подавала иск о сносе дома, но проиграла дело, требуют компенсацию от властей, разрешивших стройку. Кроме того, большинство дольщиков не знают, какой у них статус — они пострадавшие или свидетели.

В 2020 году в Прикубанском районном суде (это тот же год, когда дом признали незаконным) сообщали, что учредители ЖСК «Удачный выбор» и ЖСК «Лотос» Олег Мармеладзе и Наталья Михеева получили 11 лет на двоих за мошенничество при строительстве домов на Альпийской, 17 и Степной, 11.

Из приговора следует, что они обманули пайщиков на 147 миллионов рублей. То есть собирали деньги на стройку, заведомо зная, что дома закончить не получится. Так, Мармеладзе получил шесть лет колонии общего режима, а Михеева — пять лет (приговор отсрочили до того момента, пока ребенку женщины не исполнится 14 лет).

— Также судом в пользу потерпевших с Мармеладзе и Михеевой солидарно взысканы денежные суммы, указанные в договорах об участии в ЖСК, — говорится в пресс-релизе суда.

Приговор на тот момент в законную силу не вступил. В будущем окажется, что и не вступит.

Так выглядел снос дома

В декабре того же года приговор отменен в апелляции краснодарского арбитража. Фигурантам заменили меру пресечения — подписка о невыезде вместо СИЗО. А само дело направили на новое рассмотрение в Прикубанский суд.

В этом процессе не участвовал на тот момент председатель ЖСК «Удачный выбор» Виктор Белов. Пайщики говорят, что Белов выходил с ними на связь и отвечал на вопросы, когда останавливалась стройка на Альпийской, 17. Он же обещал, что квартиры у людей «обязательно будут» и строительство «вот-вот продолжится».

Дело в том, что он проходил по другому уголовному делу о мошенничестве, но уже в Темрюке и Славянске-на-Кубани. В ноябре 2020 года Темрюкский районный суд назначил Белову шесть с половиной лет колонии за обман дольщиков на 80 миллионов рублей. Получается, что втроем Белов, Мармеладзе и Михеева провернули аферу на 227 миллионов рублей.

— Спустя два года после того, как было заведено уголовное дело на нашего застройщика, мы обратились к заместителю прокурора по Краснодарскому краю Малкину. На приеме выяснилось, что у застройщика ничего не арестовано. Все активы мошенников были у них в свободном доступе, и это спустя два года после начала следствия, — говорит Элина.

Кроме того, их дом исключили из реестра проблемных объектов, который подписали прокурор Краснодарского края Сергей Табельский и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Здание числилось в перечне минимум с 2019 года, а потом исчезло из него.

— Почему его убрали? Да откуда мы знаем. Нет дома — нет проблем. Сейчас от нас отмахиваются абсолютно все. И чиновники, и следователи с прокуратурой. Жалобы бесконечно путешествуют по ведомствам. Толку от них нет. Единственное, что помогло обратить внимание на нашу проблему, — это обращение в московский СК. Но и после того, как Александр Бастрыкин провел оперативное совещание, ничего не поменялось, — говорит женщина.

Третий год пайщики просят организовать рабочую группу по их дому и выплатить компенсацию за снесенный дом. Многие уже и не верят, что удастся вернуть деньги. А некоторые собственники квартир уже умерли.

— Мы просим обратить наконец внимание на беспредел, который творится в Краснодарском крае. Нас буквально кинули. Сначала застройщик, а теперь и власти, — говорит Элина.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Работает уже больше 130 лет. Рассказываем, как мы сходили в первую в Краснодаре общественную баню
Екатерина Железнова
Журналист
Мнение
«Первое место по стоямбе в нашей стране». Местный блогер назвал плюсы и минусы Краснодара для тех, кто всё еще думает переезжать
Анонимное мнение
Мнение
«Летом на море не лечь». Сибирячка ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления