Город «Школы еще строятся, а автобусы уже забирают». В Краснодаре 2500 детей остались без школьных автобусов

«Школы еще строятся, а автобусы уже забирают». В Краснодаре 2500 детей остались без школьных автобусов

Объясняем, почему решение властей выглядит красиво лишь на словах

Толпы детей в ожидании школьных автобусов. Теперь подвоз отменили, и дети должны сами добираться на учебу

В Краснодаре с нового учебного года решили «оптимизировать» систему подвоза учеников. Власти объясняют это тем, что в разных микрорайонах города к 1 сентября откроют новые школы, поэтому школьные автобусы останутся лишь в пригороде.

— Мы проделали большую работу, детально проработали транспортные схемы. Во-первых, это связано с тем, что нам необходимо привести нашу систему в соответствие с федеральным законодательством — подвоз школьными автобусами остается только в пригороде. Во-вторых — в нашем городе развернуто масштабное социальное строительство. Ежегодно у нас вводится по 4–5 новых школ, и идет совершенно естественный процесс — отпадает необходимость в подвозе школьными автобусами, — объяснял директор департамента транспорта Андрей Белугин.

«Дети идут учиться в те школы, которые расположены рядом с их домами. Это удобно и безопасно»

Но на деле, как убедилась корреспондентка 93.RU, эта «оптимизация» многим школьникам и их родителям безопасности и удобств не принесет, а лишь вызовет лишнюю головную боль.

Что обещают власти

По задумке властей, дети, которые не будут переходить в новые школы, а останутся учиться в прежних, расположенных не в пешей доступности, смогут добираться туда без пересадок на городском общественном транспорте. Для этого скорректируют существующие маршруты и запустят новые, часть из которых будет работать по брутто-контрактам.

При брутто-контрактах пассажиры платят не частным компаниям, а мэрии. Власти в таком случае являются заказчиком перевозок и затем распределяют деньги между исполнителями. При такой системе платят не за количество пассажиров, а за пройденные километры. Подробнее о том, что такое брутто-контракты, можно прочитать в нашем материале.

На маршруты, которые будут работать по брутто-контрактам, обещают запустить низкопольные машины средней вместимости, оснащенные кондиционерами, которые будут ездить с интервалом 5–10 минут. Также школьникам выдадут бесплатные проездные на 50 поездок в месяц. Чтобы получить транспортные карты, родителям в августе нужно прийти в школы и написать заявление.

Здесь есть четыре нюанса: во-первых, по брутто-контрактам будет работать лишь часть маршрутов, а не все, то есть где-то останутся старые неудобные пазики; во-вторых, бесплатными проездными школьники смогут пользоваться не везде, а только в автобусах № 29, 32, 38, 56, 75, 78, 83 и троллейбусе № 4 (с прошлого года такой льготный проезд также действует на маршрутах № 91, 89 и 19); в-третьих, корректировка существующих маршрутов в районе Западного обхода для многих жителей оказалась просто-напросто неудобной; в-четвертых, 50 билетов на месяц детям может не хватить, если они, например, будут ездить с пересадками или учиться по субботам.

Предлагаемая схема движения маршрутов

Что говорят родители

Категорически против

Дети Евгении учились в школе № 99 в «Немецкой деревне» и ездили туда с улицы Средней. Из-за отмены подвоза женщины была вынуждена забрать документы из школы, хотя ее дети были категорически против, и перевести их в филиал школы № 102 на улице Конгрессной — это ближе и общественный транспорт (78-я маршрутка) идет непосредственно к школе.

Дети Ксении отучились в школе № 102 на Конгрессной уже год. И весь этот год, по словам женщины, был мучением — приходилось 8 километров возить детей в школу на машине, потому что в маршрутки они не вмещались или транспорт просто не приходил. Для младшей дочери Ксения нанимала водителя, чтобы он привез ребенка домой из школы, а старший сын добирался домой пешком по два часа — автобуса было невозможно дождаться либо он был переполнен.

Как дети ездят из школы в обычном городском транспорте

Добраться в школу дети Ксении могут либо с пересадкой — сесть сначала на 29-ю или 38-ю маршрутку, потом пройти 800 метров и сесть в 78-ю, либо без пересадок на 32-м автобусе. То, что 32-я маршрутка теперь будет ездить по брутто-контракту, не сильно успокаивает женщину.

— Основное, чем всех возмущают брутто-контракты, это то, что дети в них ездить будут стоя, без гарантий вместимости всех нуждающихся. Это огромные риски для наших детей, если автобус резко затормозит или в автобус кто-то врежется, то дети попадают, а это всевозможные травмы, начиная от ушибов и переломов, — объясняет Ксения.

Маме работать не получается

Дети Жанны прописаны в микрорайоне Сады Калинина. Власти предлагают им посещать новую школу в ЖК «Достояние» (филиал 97-й школы на улице Булгакова), строительство которой завершили в конце июля. Принять первых учеников учебное заведение должно 1 сентября, сейчас объект проходит финальные проверки перед сдачей.

Правда, эта школа находится вовсе не в шаговой доступности от дома, а в порядка трех километров. Поэтому сейчас двое детей Жанны — ученики 1-го и 8-го класса — ходят в школу № 106 на улице Марины Цветаевой. Еще один ребенок, шестиклассник, учится в школе № 68 в поселке Колосистом. В эти школы подвоз детей из Садов Калинина отменили.

— С подвозом детей некоторые моменты жизни были проще, потому что дети не опаздывали в школу и после второй смены безопасно возвращались домой. После отмены подвоза маме работать не получается, потому как за безопасность детей в маршрутках никто не отвечает, да и высадить могут без зазрения совести, — говорит Жанна.

Согласно постановлению главы Роспотребнадзора РФ Анны Поповой, расстояние от садиков и школ до жилых домов должно быть не более 500 метров, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности — 800 метров, для сельских поселений — до 1 километра.

Пешком 50 минут

Две дочери Анастасии, ученицы 3-го и 5-го классов, тоже ходят в школу № 106, которая раньше относилась к ним по прописке (они живут в ЖК «Лиговский»). Девочки два года добирались в школу на школьном автобусе, но теперь подвоз отменили, а вариант с общественным транспортом женщине кажется небезопасным, поэтому она вместе полуторагодовалым ребенком на руках будет сама возить дочек.

Как объясняют власти, теперь по прописке к «Лиговскому» относится другая школа — филиал 102-й на Конгрессной, и предлагают водить детей туда. Правда, она тоже не в шаговой доступности — пешком до нее идти 50 минут. Да и каждый раз детям менять школу, как только власти меняют закрепленное по прописке учебное заведение, — сомнительная затея.

— Ответ такой: у вас по прописке 102-я школа, в 106-ю вам не положено, меняйте школу. Так мы пошли в 106-ю по прописке, я что, должна детей каждый год в новую школу переводить, как только меняют закрепленные территории за школами? — говорит Анастасия.

Водят на грани преступления

Юлия живет в ЖК «Спортивная деревня», в этом году ее средний сын идет в первый класс в 106-ю школу, которая находится на расстоянии около 6 километров. Пешком дойти туда нереально, потому что никакой инфраструктуры для этого нет — нет ни тротуаров, ни освещения. На общественном транспорте младшеклассники ездить сами не смогут, а значит, «мамы будут пихаться с ними в маршрутки и не смогут устроиться на работу».

— Брутто-контракты и проездные не спасают прежде всего потому, что эта мера замещения школьного подвоза не может обеспечить главное — безопасность. Никто в этом транспорте не выделит ребенку отдельное сидячее место. Манеры вождения водителей на городском частном транспорте всем известны. Они водят на грани преступления, — считает Юлия.

Количество детей на остановке «Спортивная деревня»

Школа в шаговой доступности вблизи «Спортивной деревни» еще строится, ее обещают сдать в 2024 году. Юлия считает, что было бы лучше, чтобы администрация оставила подвоз еще хотя бы на год — пока сдадутся и смогут принять учеников новые школы. Теперь же мамам и папам придется выкручиваться — иметь регулярные проблемы с руководством и сражаться в маршрутках за все места. Скорее всего, стоячие.

Татьяна — мама будущей первоклассницы 106-й школы. Еще недавно ее дочь ходила в садик, а с сентября ей нужно будет самой добираться в школу на общественном транспорте. Татьяна с семьей живет на улице Лесопосадочной в Садах Калинина, 106-я школа — самая близкая к ним. По прописке ребенку предложили филиал 102-й школы на Конгрессной, но так как двое детей Татьяны, которые учатся в третьем классе, ходят в 106-ю, то и младшая дочь пойдет туда же.

— Мои дети весь прошлый год ездили на вахте в школу и обратно. Это было безопасно для детей. Я не переживала, что сейчас моего ребенка придавят или он упадет, так как все дети ехали в автобусе сидя и пристегнуты, — говорит Татьяна.

Невозможно совместить

Эллада живет в «Спортивной деревне», у нее трое детей, она работающая мама, муж месяцами постоянно в командировках и приезжает раз в несколько месяцев. Все дети Эллады учатся в начальных классах в 106-й школе: старшая перешла в 4-й класс, второй ребенок — в 3-й, третий в этом году идет в 1-й класс.

— Сейчас получается такая ситуация, что мне нельзя отпускать детей в общественном транспорте, мне нужно сопровождать их до школы. У меня большие сложности с тем, как я буду совмещать работу и сопровождение детей в школу и обратно. Учитывая то, что первый и третий ребенок будут учиться в первую смену, второй — во вторую. Это абсолютно будет невозможно совместить работу со всеми этими школьными вопросами. Нужно находить людей, платить за это деньги. Естественно, такой возможности нет, — говорит Эллада. — Самые удобные [маршруты к школе]: это 75-й, 120-й и 140-й, которые останавливаются после надземного пешеходного перехода на остановке. Детям нужно будет там выйти, вернуться, пройти по пешеходному переходу и пройти в школу. Соответственно, без сопровождения детей начальных классов мы не сможем отпустить.

Юлия живет на Западном обходе в совхозе «Солнечный» 2-е отделение. Она работающая мать, на которой сейчас держится весь семейный быт — муж женщины сейчас участвует в СВО. Ее дочь ходит в 68-ю школу, в этом году пойдет в пятый класс. После отмены школьного подвоза добираться она будет на 75-й маршрутке. Это единственный маршрут, который идет прямо к школе.

— Закончатся уроки, хотя бы возьмем один класс — 35 человек, и все идут на маршрутку. Это ж сколько нужно маршруток подогнать к школе, чтобы дети уехали! И это не один класс будет уезжать из школы, а вся. Даже взять не только наш район, а все по Западному обходу, все дети будут добираться только на одной этой 75-й маршрутке, — объясняет Юлия.

Школы в пешей доступности только в планах

Весной родителей начали оповещать, что школьный подвоз отменят. Для родителей устраивали собрания в школах и предупреждали, что нужно искать выход из ситуации. Им говорили, что в ЖК «Самолеты» строится новая школа, еще одна возводится неподалеку от «Спортивной деревни», скоро они откроются и все проблемы решатся.

Но пока строительство идет медленными темпами. Родители считают, что оно займет еще примерно год, в течение которого им придется как-то выкручиваться. Даже если школа в «Самолетах» откроется раньше, детям со «Спортивной деревни» придется идти до нее минут 15–20, говорит Эллада.

Школа в ЖК «Самолеты», май 2023 года

Новая школа на 1550 мест, которая будет в «шаговой доступности» к Садам Калинина, строится на улице Генерала Брусилова. Она должна принять учеников 1 сентября следующего года. В пресс-релизе администрации сообщалось, что на объекте работают более 100 человек и семь единиц техники, а глава города Евгений Наумов поручал подрядчику нарастить темпы работ, чтобы сократить отставание.

Я съездила на стройку вместе с местной жительницей Еленой днем в среду, 2 августа. Никого на объекте не было — работы не велись. Женщина говорит, что уже несколько раз ездила туда и постоянно видит такую картину.

Так выглядит школа на Брусилова, она еще не готова

Вице-мэр Краснодара Владимир Архипов заявлял, что новая школа поможет детям, живущим в этом районе, ходить на уроки пешком и не тратить время на дорогу. Но на деле туда можно будет проехать через Западный обход (это 5–6 километров) либо дойти пешком минут за 30–40.

— От церкви [храма Святителя Николая Мирликийского Чудотворца] до этой школы 1,5–2 километра, а если живут дальше — 2,5–3 километра. Это большое расстояние для детей с рюкзаками. Тем более что дорога не заасфальтирована, и во время дождей там будет грязь, тротуара пока также нет, — отмечает Елена.

Уже работающие школы находятся от Садов Калинина вовсе не близко: до 99-й и 106-й — около пяти километров, до 68-й и 102-й — около шести.

«Как пишут "в шаговой доступности", но у нас шаговой доступности нет»

— Нам говорят: открываются школы в шаговой доступности. Но в этом году в районе Западного обхода открывается только одна новая школа — в районе ЖК «Достояние» 97-я школа. До нее 5–6 километров. Какая это шаговая доступность? — добавляет Евгения. — Департамент транспорта рисует на картах две новые школы (в «Самолетах» и на Брусилова), но они еще строятся, а автобусы забирают уже сейчас. То есть красиво отчитываются, что открывается столько-то новых школ, а фактически открыта в этом году только одна.

Проблемы с остановками

С Еленой мы встречаемся в Садах Калинина на улице Средней возле храма Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Женщина рассказывает, что раньше здесь неподалеку останавливались школьные автобусы, которые возили детей в 68-ю и 106-ю школы. По утрам на остановке собиралось около 200 школьников.

Дети на остановке в Садах Калинина в ожидании школьного автобуса

Также там останавливалась 38-я маршрутка, на которой дети ездили, например, в «Баскет-холл» заниматься в спортивных секциях. Сын Елены учится в 99-й школе, прямого подвоза из Садов Калинина в школу не было, поэтому он на 38-й маршрутке доезжал до Западного обхода, переходил на параллельную остановку и садился на школьный автобус. По возращении он на этой маршрутке ездил в «Баскет-холл» на занятия по боксу.

Теперь маршрут общественного транспорта «оптимизировали» — его оттуда убрали и перекинули на другую сторону Средней. Как теперь сын будет добираться на занятия по боксу — Елене непонятно.

Оптимизация маршрутов общественного транспорта принесла лишь головную боль местным жителям

Галина живет в СНТ «Животновод» рядом с ЖК «Лиговский». Женщина рассказывает, что по пути следования от «Лиговского» и до Западного обхода нормальных крытых остановок просто нет: людям приходится выходить прямо на обочину, зачастую там нет даже знака остановки, а дети ждут транспорт под солнцем, дождем или снегом.

Женщина провезла меня по пути движения школьного автобуса, чтобы наглядно показать это. На одной из «остановок» к нам подходит мужчина, который держит здесь СТО. Услышав, что я журналист, тоже начинает жаловаться на эту ситуацию.

— У нас тут вообще ужас: дождь идет, дети стоят ждут. Я бетон для детей заливал, чтобы когда они на остановке стояли, [им удобней было] — говорит мужчина.

Остановок от «Лиговского» нет даже на схеме движения школьных автобусов

Лариса отдала ребенка в 68-ю школу, потому что в 99-й в «Немецкой деревне» было 42–45 первоклашек, а в их — всего 28. Сейчас ее дочь уже идет в 6-й класс. После отмены школьного подвоза девочке придется ездить на общественном транспорте. При этом в Колосистый, где находится 68-я школа, никакого маршрута по брутто-контракту не пустили — как была единственная 29-я маршрутка, которая ходит раз в час, так и будет.

«У нас в семь утра уезжал целый школьный автобус в 68-ю школу, сейчас как мы будем все помещаться?»

— Раньше у учителя задача была какая: урок закончился, она всех своих цыплят выводит на улицу и всех рассаживает по маршрутам. Всё — ребенок сел в свой [автобус], там сопровождающий говорит: «Вася, выходи, твоя остановка». Всё, что забывали дети, было у водителя, в школах в отделе потеряшек. Сейчас получается, что если нам 29-й маршрут даже по брутто-контракту не сделают, всё, что потеряется — потеряется. А ребенок маленький в набитом автобусе даже физически не сможет увидеть свою остановку, — говорит Лариса.

Теперь доехать до 68-й школы можно только на обычном пазике, который ходит очень редко

— За шесть лет нас уже юридически переписали за четырьмя школами, но мы остались в 68-й, потому что как можно ребенка каждый год приучать к новой? Нас прировняли к городу, да, мы город, у нас тарифы городские, но у нас условия не городские: у нас асфальт заканчивается ровно по дороге, чуть-чуть сворачиваем в наш район: в лучшем случае щебень, в худшем — грязь. У нас нет переходов, освещения, асфальта и тротуаров. Чтобы дойти до любой школы, нужно пройти поле и стройки, а у нас, извините, из-за этих строек увеличилось количество гастарбайтеров, — говорит Лариса.

Одни отписки

Итак, детей в общественном транспорте, хотя бы учеников началки, после «оптимизации» школьного подвоза в любом случае будут сопровождать родители. Как им работать при таком графике? Что делать, если семья многодетная и дети учатся в разные смены? Получается, это будет занимать у родителей колоссальное количество времени, работать в таких условиях практически нереально. Да и проездные выдадут только детям, а взрослым придется платить за себя отдельно. Речи про безопасность детей также совершенно не идет.

Те, кто решит возить детей на машинах, создадут дополнительную нагрузку на транспортную сеть, и проблема жутких пробок в городе только усугубится.

Все эти аргументы группа инициативных родителей озвучивала в своих обращениях, которых написала уже несчетное количество, озвучивала на личных приемах в администрации, но всё в пустую. Власти объясняют свое решение тем, что по закону школьные автобусы в черте города не положены (но ведь раньше это не было проблемой!).

Так, в прокуратуре Прикубанского округа заявили, что если место проживания обучающихся и место нахождения школ расположены в одном и том же населенном пункте Краснодара, то исключаются правовые основания для организации бесплатной перевозки обучающихся. Касательно постановления главы Роспотребнадзора, в прокуратуре заявили, что альтернатива в виде организации транспортного обслуживания предусмотрена только для школьников и детсадовцев в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот.

Похожий ответ прислали из Управления президента по работе с обращениями граждан и организаций, из департамента транспорта и краевого Минобра. В региональном Роспотребнадзоре также подтвердили, что транспортное обслуживание организуется только для учеников школ в сельской местности, а подвоз обучающихся городских школ требованиями санитарных правил и нормативов не регламентирован. В Минпросвещения ответили, что организация перевозки обучающихся в пределах муниципального образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.

Родители пытались добиться личной встречи с главой города, но с ними встретился только его зам

В городе Аксае Ростовской области прокурор через суд добился того, чтобы администрация организовала перевоз учеников до школы и обратно. «Суд <...> исходил из того, что обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения в сельской местности возлагается на учредителя образовательного учреждения не только между поселениями, но и между населенными пунктами одного поселения, в случае несоблюдения требования пешеходной доступности до образовательных организаций», — говорится в определении Четвертого кассационного суда, который согласился с решениями нижестоящих судов. Теперь дети в Аксае ездят 3 километра на школьном автобусе.

Элладе, многодетной матери и активистке, удалось попасть на личный прием к министру образования края Елене Воробьевой. Там ей стали говорить то, что до этого писали в ответах на обращения: никаких оснований для подвоза нет. Женщина попросила Воробьеву направить инициативу, чтобы внести поправки в законы, разрешающие школьный подвоз по городу, так как в Краснодаре маршрутки не соответствуют нормам безопасности. Министр пообещала, что сделает это. В свою очередь родители подготовили письмо с приложением всех полученных ответов от властей на 60 листах в администрацию президента, чтобы ускорить решение вопроса.

Родители настаивают, что им положены школьные автобусы согласно подпункту «в» пункта 5 постановления главы Краснодара № 5485: «расстояние от образовательных организаций превышает расстояние, предусмотренное постановлением главы Роспотребнадзора, <...> при условии отсутствия транспортной доступности образовательной организации либо места проживания обучающихся или при условии неудовлетворительной провозной способности маршрутов общественного транспорта, не обеспечивающей удовлетворение потребности населения в перевозках, в том числе обучающихся, подтвержденной обследованиями пассажиропотока, при отсутствии возможности по увеличению существующей провозной способности».

Также Эллада вместе с еще пятью родителями пыталась добиться встречи с главой Краснодара Евгением Наумовым, но их принял его заместитель Владимир Архипов.

«Для нас удивительно, что глава города, принимая решение об отмене подвоза, не находит времени встретиться с родителями и услышать их»

— Администрации нужно было спросить, продолжаем ли мы ходить в эти школы, если не продолжаем, то куда мы идем. Сначала с нами проработать. Если мы продолжаем ходить в эти школы, почему нам меняют условия, не спрашивая нас? Мы говорим нашу боль, но нам говорят: «Нет, вот вам общественный транспорт». Они не слышат нас, и получается очень много проблем, — говорит Эллада.

Пока родителей услышала только председатель комитета Госдумы России по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. Она обратилась к губернатору Кубани Вениамину Кондратьеву с просьбой вмешаться в ситуацию и оказать содействие в решении этой проблемы.

Сэкономили?

Раньше в школу № 68 на улице Звездной в поселке Колосистом детей из района Сады Калинина и улицы Пригородной возили школьными автобусами. С нового учебного года эти два маршрута убрали, оставив только маршрут, который идет в школу из поселка Копанского.

— Просто забрали у детей возможность добраться до школы на школьном автобусе, — сетует Евгения.

К слову, в этом году было бы 40 лет, как школьный автобус ездит к 68-й школе. К 99-й автобусы возили детей около 10 лет. К 106-й родители выбили подвоз, когда она открылась, — в 2020 году. Если брать эти три школы — 99-ю, 68-ю и 106-ю, то получается, что власти лишили около 2500 детей школьного автобуса, говорят родители.

«Оптимизацию» школьного подвоза можно было бы списать на желание властей сэкономить бюджетные средства, но изучив госконтракты кажется, что особой выгоды в этом нет. Судите сами — на новый учебный год власти готовы заключить контракт ценой свыше 692 миллионов рублей на подвоз детей в пригород.

До этого власти заключили несколько контактов на подобную услугу в 2021 году сроком на два года. Общая цена контрактов — 845,6 миллиона рублей. Но это на два учебных года, а не на один.

В том числе контракт на подвоз детей к школам № 106, 68, 99 и 79 был заключен с ИП Тамарой Святковской. За два года подрядчику заплатили 117,7 миллиона рублей. Или это слишком большие деньги за безопасность школьников?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем