За высотку с синими окнами, стоящую на улице Володи Головатого в Краснодаре, постоянно цепляется глаз, если ехать через Северные мосты. Когда-то сюда из соседней серой девятиэтажки хотел переехать проектный институт, который разрабатывал документацию и занимался инженерными изысканиями промышленных коммуникаций для крупных объектов нефтегазовой отрасли.
«ИнжГео» «засветился», в том числе, в «Силе Сибири», в «Южном потоке», в создании газопроводов в Китай, Турцию и Восточную Европу. Институт работал над проектированием нефтеналивного терминала «Шесхарис» в Новороссийском порту, нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан». Но потом потух.
— Это был настоящий рейдерский захват, по всем канонам. В один день пришли люди, которые просто отжали бизнес. А потом контора схлопнулась. Почему? Да потому что институт начали доить. В итоге получилось, что они сами же убили курицу, которая несет золотые яйца, — вспоминает один из бывших сотрудников «ИнжГео», Сергей.
Это немолодой мужчина, который начинал работу там с простого согласователя. Он побывал в командировках в разных уголках России и едва не пропустил момент смены руководства компании. В то время он был в очередной поездке.
После случившегося он вернулся в Краснодар и стал вместе с другим сотрудниками пытаться остановить захват. Он дежурил сутками в здании фирмы, выходил на митинги, но ничего у него не вышло.
Таких, как Сергей, в компании работало еще около 1,3 тысячи человек. Все они либо встретили печальный конец «ИнжГео», либо покинули эту тонущую лодку чуть раньше.
Мы решили узнать у администрации города, что сейчас творится со зданием «ИнжГео». Спойлер: ничего хорошего.
Памятник рейдерскому захвату
Если посмотреть на гугл-картах строение на улице Головатого, 585, то там будет написано «Памятник Великому разрушению "ИнжГео"». Так подписано здание, где находились офисы компании. Рядом высотка с синими окнами — новое здание конторы, где планировали сделать штаб-квартиру фирмы. Но сделать этого не удалось. Как раз на период завершения строительства выпали рейдерский захват и финансовые проблемы. Показатели стали ухудшаться как раз после смены власти. В 2016 году началось банкротство компании, спустя четыре года ЗАО признали несостоятельным. Сейчас имущество находится в залоге у АО «Газпромбанк». Его оценивают в 152 миллиона рублей.
Двенадцатиэтажное здание начали возводить в 2005 году, к 2008 году оно было почти готово к сдаче в эксплуатацию. Во время стройки собственник немного залез на территорию школы № 30. Чтобы не было проблем, контора оплатила строительство футбольного поля с искусственным покрытием рядом со зданием школы. Годами там играли в футбол местные школьники, сотрудники компании и их родственники. Но с упадком «ИнжГео» следить за полем стало некому. Покрытие начало трещать по швам и разошлось.
По данным мэрии, участок, на котором стоит недострой, всё еще входит в собственность обанкротившейся компании. Помимо офисного здания, там еще есть подземная парковка. Причем сам объект почти готов к вводу в эксплуатацию. Но есть один нюанс, даже два. Во-первых, чиновники ждут инвестора, который его достроит. Во-вторых, сделать это сложно, потому что подземные коммуникации не рассчитаны на такой объект.
— Здание не подключено к канализации. Существующая система на него просто не рассчитана. Поэтому его и не вводили в эксплуатацию. Там либо новые сети нужно строить, либо сносить его совсем, — рассказывает Сергей.
Девятиэтажное серое здание, из которого сотрудники так и не успели переехать и в котором дежурили ночами во время смены руководства, не пустует. Офисы там ушли под аренду другим компаниям.
— Я иногда хожу рядом с моей бывшей работой. Вспоминаю те дни. Началось всё с того, что одна крупная российская компания по транспортировке нефтепродуктов, у которой тогда не было филиалов проектировочных институтов, захотела себе такой. И вот «ИнжГео» очень хорошо подходило под эти параметры. На всё готовое они пришли. Жаль, что так вышло, — говорит Сергей.