В 25 километрах, у поселка Большие Салы раскинулось новое Ростовское кладбище. В черте города хоронить негде, поэтому в 2019 году открыли погост в Мясниковском районе. Корреспонденты 161.RU проверили, как изменилось кладбище за три года.
Долгая дорога на погост
Ростовское кладбище находится в Мясниковском районе. Добраться на личном авто до него несложно: если выехать на север через Обсерваторную, добраться можно за 20 минут. Поездка на такси обойдется в 300–500 рублей не в час пик.
Есть межмуниципальный маршрут № 452 до Больших Салов. Автобус стартует от Пригородного вокзала. У него 13 остановок, подсесть можно у ДГТУ, на площади Ленина, РГУПС и Неклиновской (тот самый северо-западный выезд из города на пути к Суворовскому). Дальше автобус идет через Красный Крым, где тоже можно подсесть. От Неклиновской дорога займет около 40 минут.
Из Ростова автобус отбывает по будням в 07:00, 08:30, 09:30, 11:00, 13:10, 14:30, 16:00, 17:00, 18:00 и 19:40. На пути обратно, из Больших Сал, будьте внимательны — самый поздний автобус выезжает в 17:50. По субботам из Ростова отбывает в 07:00, 09:30, 11:00, 13:10, 14:30, 16:30, 18:00, 19:40, самый поздний обратно — в 18:00. По воскресеньям и праздникам выезжает в 07:00, 10:30, 14:30, 18:00, обратно самый поздний в 16:30.
Тени не видать
Ростовское кладбище открыли «в помощь» Северному, где захоронений под завязку. Кладбище было рассчитано на 30 тысяч захоронений. Чиновники не исключали, что там будет храм и крематорий, а территорию обещали озеленить.
Июнь, 2022 год. Храма нет, толкового озеленения тоже. Вместо крематория — квартал для урн с прахом умерших. По центральной аллее недалеко от входа скромно тянется из земли одинокая туя. Зато раздолье у травы, которая пробивается через тротуарную плитку. Кажется, ее тут и не думают дергать.
Родственники умерших справляются сами. В боковых кварталах много «заброшек» — участки поросли сорняками. По периметру кладбище огорожено черным железным забором. Сразу за воротами стоит «Поклонный камень», на нем указан год открытия объекта.
Могилы и пустыри
Площадь Ростовского кладбища — около 33 гектаров. Для сравнения: площадь Северного кладбища — 400 гектаров. Оно разбито на 28 кварталов, которых, очевидно, недостаточно. Если в южной половине кладбища разбивка еще комфортна, то преобладающая часть северной половины поделена на два гигантских поля и четыре небольших сектора.
Примечательно, что при плотной разбивке на южной части, есть два крупных пустых поля без каких-либо троп — и приходится делать изрядный крюк, чтобы выйти к другим кварталам, ближе к концу южной половины кладбища. Пустоты уже заросли бурьяном, чертополохом и высокой травой — пробираться сквозь них проблематично.
Впрочем, основной проблемой видятся два гигантских поля на северной части — кварталы 11А и 13А. Пока на них еще не так много могил и можно пройти по полю, но мало удовольствия в том, чтобы идти по вскопанной земле или зарослям. Со временем могил, очевидно, станет больше — и если не разбить кварталы на более мелкие участки, придется обходить целый квадрат по бокам от него.
Ажиотажа нет
В дирекции кладбища нам рассказывали, что мест хватит на четыре года. Ситуация со свободными местами пока явно не критическая. Как вариант, людей смущает долгая дорога, поэтому на переполненном Северном продолжают копать.
Инфраструктура кладбища с 2019 года не изменилась: административное здание, зал для прощаний, тропинки к каждому кварталу, оборудованы площадки для мусора, установлены баки с водой и биотуалеты.
Если бы не заросли и проросшие сквозь асфальт и плитку сорняки, сложно было бы сказать, что кладбище уже принимает почивших три года. Преобладающее большинство захоронений еще не имеет каменных надгробий — только деревянные кресты. В некоторых местах захоронения — одни таблички. Особо удручающее впечатление вызывают самые северные, отдаленные кварталы — холмики земли, без венков и цветов, с запылившимися табличками — чернозем сел плотно, даты и имена разобрать трудно.
На Ростовском кладбище мы не нашли ни одной ритуальной конторы или фирмы, занимающейся организацией похорон или изготовлением надгробий — это может быть одной из причин тому, что памятников так мало. На том же Северном кладбище есть целый квартал для частных фирм, готовых предложить помощь семьям умерших. Здесь же офисов нет — и агенты разъезжают по кладбищу на своих авто, раздавая визитки компаний.