![Мирослав Валькович](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/b6/a5/ebb6a51ae4d3ecf30a6f88d8111966fe/640x640_0xJ5fVwfb1_1479220883655334860.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/54/5f/1f545f4ccccc99de593b0ec42bf9e567/656x438_1_b53763777cba40b6cc8edab8ca5a4ac9@727x485_0x1Znwcgwz_6019789070444650713.jpg.webp)
«С одной стороны будет прекрасный вид на реку Кубань и остров Масленицы, а с другой стороны на современный автомобильный и ж/д мост. Места хватит всем — и тем, кто спешит на работу или в Краснодар по делам, и тем, кто захочет сфотографироваться или понаблюдать закат у реки со стаканчиком кофе», — урбанист Мирослав Валькович предлагает не отказываться от уже имеющейся городской инфраструктуры, а просто доработать ее для комфортной жизни всех краснодарцев.
Что мы знаем о новом Яблоновском мосте?
В конце 2019 года в 20 метрах от старого моста началось строительство нового Яблоновского моста. Длина моста составит чуть более 1 км, он будет иметь по две полосы движения в каждом из направлений. По крайним сторонам моста предусмотрен тротуар шириной 3 метра и велосипедная дорожка. Примерная скорость автомобильного движения по мосту составит 80 км/ч. Запуск движения на новом мосту запланирован на 2024 год.
Жители и Краснодара и адыгейского берега давно ждут его — пробки на въезд и выезд просто жуткие. И они будут только нарастать, поскольку прилегающие промзоны будут застраиваться. Так, на месте складов и производственных помещений между ул. Береговой и ул. Индустриальной уже вырос ЖК, а согласно действующему генеральному плану появятся и многофункциональные зоны, включая социальные объекты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/de/12/bdde12b759490065ca2341b9da7fb499/656x481_1_327a93697bdf5564ac3dd920e3957055@751x550_0xzc05YqNA_4432370697755585039.jpg.webp)
С другой стороны, в поселке Яблоновском давно пустует бывший консервный завод, который также является лакомым кусочком для застройщиков, и уже есть планы по застройке его очередным ЖК.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/31/97/af/3197af94c2154f8c5220c2e2a23b6a60/656x410_1_6a04d9f19727058cc4b7e3c735235f51@1200x750_0xpQ2aTUb8_3483338679420520311.jpg.webp)
Жители Яблоновского прекрасно знают, какой уже сейчас активный трафик через существующий мост. Причем речь идет не только об автомобильном, но и о велопешеходном, ведь достаточно пройти 400–500 метров, и ты уже считай в центре Краснодара — вокзал «Южный», конечная трамвая и троллейбуса на «Сити Центре», станция электрички. А еще чуть-чуть, и ты уже в «Городском саду» и буквально в историческом центре города. Неслучайно проектировщики нового моста предусматривают широкий тротуар и велодорожку — спрос на это в ближайшее время будет только нарастать с развитием обоих берегов.
Жители Яблоновского не только работают в Краснодаре, а живут в Адыгее, но и многие дети учатся в наших учебных заведениях, и каждое утро вынуждены добираться по мосту пешком либо на средствах индивидуальной мобильности.
Но что будет со старым мостом?
Нам помогли выяснить журналисты 93.RU:
«В администрации нам сообщили, что первый Яблоновский мост находится на балансе мэрии города, а его состояние неудовлетворительное. Ввиду чего рассматривается вопрос о его демонтаже или капитальном ремонте. Решение будет принято до момента завершения строительства нового Яблоновского моста».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/20/7b/94207b5c452d63549252688c1ba15733/656x458_1_56321ca3ab2b423b96696b82118186d7@918x640_0xPwqihfc2_6507500696045111723.jpg.webp)
Ну что же, давайте попробуем помочь определиться. Да, состояние действительно неудовлетворительное с учетом проектных нагрузок. Но и демонтировать такую конструкцию — не простое и дорогое дело. Может, просто стоит пересмотреть его функционал, транспортное значение и провести капитальный ремонт с учетом уже облегченных нагрузок?
Мы предлагаем сохранить старый Яблоновский мост и сделать его полностью велопешеходным. Фактически вынести с нового моста тротуар и велодорожку на старый, освободив тем самым дополнительные полосы движения. При этом расширенное за счет этого дорожное пространство можно использовать либо для выделенных полос общественного транспорта, либо… для продления трамвая, а почему бы и нет? В любом случае это обсуждаемый вопрос.
Зачем это всё?
Одна из важнейших транспортных задач города — минимизировать маятниковую миграцию на личном автотранспорте. Поскольку поселок расположен близко к деловому центру города, этот трафик можно комфортно заместить качественным общественным транспортом и велопешеходной инфраструктурой.
А вот ширина старого моста, избавленного от дополнительных автомобильных нагрузок, сможет вместить и полноценную комфортную велодорогу, и широкую пешеходную часть, на которой с одной стороны будет прекрасный вид на реку Кубань и остров Масленицы (для любителей естественных пейзажей), а с другой стороны на современный автомобильный и ж/д мост (для любителей индустриальных видов). Места хватит всем — и тем, кто спешит на работу или в Краснодар по делам, и тем, кто захочет сфотографироваться или понаблюдать закат у реки со стаканчиком кофе.
Причем, раз объект объединяет два региона — два народа, получится символический «мост Дружбы».
Использование существующих мостов в качестве общественного пространства не ново. Во многих городах и странах это периодически используют. Тут же у нас появляется шанс сделать это на постоянной основе.
Например, в Будапеште проводится фестиваль «Мост Свободы». А в Сиднее перекрывают аж 8-полосный мост «Харбор-Бридж» и устраивают общественное пространство на нем.
Конечно, это всё масштабно и периодически. А у нас есть уникальная возможность сделать из старого Яблоновского моста обычное общественное пространство с качественной велопешеходной инфраструктурой, создать новую точку притяжения для южной части города.
Мирослав Гриценко (автор проекта «Городские Истины» — подписывайтесь, если еще не сделали этого) помог визуализировать в грубых чертах идею для более легкого восприятия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/31/fc/d131fca494b3b37c19e0fd77332ce54f/656x492_1_42ec3be06840dbee038f79d0a79789f3@1200x900_0xVWBXLTnE_5901409074636797350.jpg.webp)
Обратите внимание на количество пешеходов на узком тротуаре. Зачастую проблематично в текущей ситуации развести пешеходные и велосипедные потоки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/3b/56/3f3b56132a42b86d1abcafc4ed60a2ba/656x492_1_1608a338093850f88a5dccdd551058cc@1200x900_0xIy08ZE0X_1157119561784905756.jpg.webp)
Да-да, толпы народа как на Красной в выходные, а почему бы и нет?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/8c/46/3b8c46c590c4023561b4e4a65656861b/656x443_1_43fd1dc89950c65fd8519b28de1a84b5@1199x809_0xlICjSelA_3456807610175435809.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/53/fc/ab53fc82ca8d037eea892867fa2a981d/656x443_1_408420c26d06cdcab7ba45c81b926b46@1200x810_0xsos1YbgW_2008861029665884104.jpg.webp)
Согласитесь, так будет лучше?
Да, само собой, необходимо профессиональное, качественное исследование состояния существующего моста, просчет нагрузок и сопоставление требуемых средств. Но наша задача была лишь показать саму идею и важность ее для южной части города, задать вектор обсуждения. Сломать всегда успеем.
Что нужно сделать со старым Яблоновским мостом?