RU93
Погода

Сейчас+22°C

Сейчас в Краснодаре

Погода+22°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +21

4 м/c,

ю-з.

757мм 64%
Подробнее
USD 89,26
EUR 96,89
Город «Раньше, когда я шел по улице Красной, то из каждой витрины что-то орало». Московский урбанист Аркадий Гершман прогулялся по Краснодару

«Раньше, когда я шел по улице Красной, то из каждой витрины что-то орало». Московский урбанист Аркадий Гершман прогулялся по Краснодару

Интервью со специалистом в области городского планирования

Аркадий Гершман не был в Краснодаре два года и сразу заметил, что в городе произошли перемены

Известный урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман приехал в Краснодар и дал интервью порталу 93.RU. Мы поговорили о проекте «Семь улиц», парклетах, трамваях, перекрытых улицах в центре города и месте Краснодара в рейтингах качества жизни российских городов.

Нужен ли проект «Семь улиц» в центре Краснодара, когда в городе так много проблем в других районах?

— У нас каждый диванный эксперт знает, как научить играть сборную России по футболу и как победить пробки. В целом это абсолютно нормальное явление, и подобные комментарии возникают в любом городе мира. Если мы посмотрим на то, что творилось в Европе во второй половине прошлого века, когда происходила трансформация транспортных моделей и раскрывался потенциал улиц, то говорили то же самое. Мы можем вспомнить, что творилось в Москве 10 лет назад, когда тоже начинали первые улицы благоустраивать — были такие же комментарии. Делать что-то новое всегда сложно, и нужно быть готовым к тому, что будет недоверие, скептицизм.

Что касается «Семи улиц», то надо понимать, что когда вы занимаетесь общественными пространствами и транспортом, то, если вы сделаете один небольшой участок, скорее всего, изменений не будет. Это комплексная история, и для того чтобы эффект раскрылся, нужно не просто сделать одну улицу, нужно сделать сеть. То, что в Краснодаре решили сделать не одну улицу, а хотя бы несколько, это хорошо, но надо понимать что это первый шаг. И это будет образцовый пример для того, чтобы наработать опыт, понять, какие допустили ошибки. И по идее, это будет распространяться и дальше. Можно вспомнить ту же самую Москву, потому что сначала делали какие-то главные улицы — это было дороже и сложней, а потом пошли в обычные переулки. В итоге за несколько лет центр города преобразился, и у москвичей вернулась привычка прогулок по центру. Среда формирует нашу повседневность и то, что жители вместо поездок на дачу стали выбирать прогулку по городу, естественно, это вызвало трансформацию бизнеса, привычек и культурных паттернов.

Велодорожки на улице Чапаева после дождя не слишком удобны для велосипедистов

О благоустройстве на улице Чапаева

— Да, есть вопросы по качеству работ, но это тестовое благоустройство. Есть хорошее правило во всем мире, что перед тем, как делать что-то капитально, просто проверьте. Иногда это делают с помощью разметки, с помощью уличной мебели. Я знаю, что раз здесь была реконструкция, всё снимали и перекладывали, то решили сделать подобным образом, чтобы посмотреть, как это будет работать. С учетом того, что это примерно ничего не стоило, то это, конечно же, очень круто. И в целом у нас в России так делать, к сожалению, не принято. На это есть много причин, и чиновники часто думают о том, что они эксперты, и есть разработанный проект и зачем что-то еще нужно. Это же куча согласований, куча лишних движений, у нас и так много работы, поэтому сделаем всё и сразу. А потом выясняется, что была допущена куча ошибок.

У нас признавать ошибки не принято, поэтому с этими ошибками горожане живут следующие десятилетия. А здесь получилось так сделать и это довольно круто

Я надеюсь, что будут сделаны какие-то выводы, что будет проанализировано, как жила улица до, как живет она сейчас, посмотрят на то, как ведут себя люди. Насколько я знаю, есть проблема с парковкой, и не все понимают, что нельзя ставить машину и перекрывать велодорожку. С другой стороны, велосипедисты не всегда понимают, как им ехать, потому что в городе не так много велодорожек, и из-за того, что все любят гонять велосипедистов, они перемещаются непонятно как. Поэтому нужно, чтобы еще и велосипедисты привыкли, что есть велодорожка и нужно ехать по ней, а не по тротуару. Это сложно, но это первый шаг.

О дифференцированной системе оплаты за парковки, которую собираются ввести в Краснодаре

— Цель платной парковки заключается не в том, чтобы все стали платить этот своеобразный налог, а чтобы всегда было как минимум одно парковочное место в пешей доступности. Чтобы в любой момент в течение дня в квартале было одно свободное место, чтобы вам не приходилось наматывать круги или парковаться вторым рядом. Дифференциация — это абсолютно правильный шаг, другое дело, что очень часто чиновники и политики боятся вводить ее сразу. Главное, чтобы люди запомнили, что за парковку нужно платить. А потом, когда этот процесс усваивается, начинают вводить более сложные правила. Точно так же было в Москве, точно так же действует в других городах. И в целом,это абсолютно естественное и правильное явление.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

О парклетах на улице Красноармейской

— Это круто. У нас руководство немногих городов на это решается, но в целом как быстрое решение оно довольно неплохое. Опять же это стимуляция для бизнеса — улучшение городской среды, когда у жителей появляется больше возможностей. Надо понимать, что запаркованная в хлам улица перестает нормально работать и с точки зрения транспорта, и с точки зрения общественного пространства. Многие считают, что улица — это место для того, чтобы куда-то дойти или доехать, ну или оставить машину. Но у улицы есть функция общественного пространства. Хорошая улица мотивирует на то, чтобы по ней не просто прошли или проехали, но и остановились и провели время, посидели и отдохнули. Поэтому, для того чтобы трансформировать улицу из транзитного места в общественное пространство, есть разные инструменты. Можно сужать проезжую часть, можно убирать парковку — это стоит денег, это довольно непопулярная мера, а парклеты — это способ быстро и бесплатно для бюджета сделать улицу чуть лучше и показать, что она может работать совершенно иначе.

Аркадий Гершман считает, что парклеты на месте парковок на улице Красноармейской пойдут на пользу горожанам

Зачем власти Краснодара перекрывают улицу Красноармейскую на выходные?

— Насколько я понимаю, проект «Семь улиц» находится на стадии разработки. «Семь улиц» — это про баланс на улицах, мы не делаем их пешеходными, а просто выравниваем их общественные и транспортные функции. Убираем парковку, убираем лишние полосы. Вот мы можем увидеть сейчас на улице Красноармейской две полосы, но работает только одна. Это место пропадает. А самый ценный городской ресурс в городе после человека — это как раз земля. У каждого сантиметра, особенно в центре города, есть своя цена, и надо по-максимуму это использовать. Если здесь появятся парклеты, то с точки зрения пропускной способности здесь ничего не изменится, но улица станет чуть тише, немного дружелюбней для людей и приятней.

Пешеходные улицы на выходные — это тактический урбанизм, чтобы привлечь внимание жителей, что, возможно, что-то идет не так

Показать, что город красивей, чем может показаться из окна автомобиля, и в центре можно реализовать совершенно другие сценарии. Вы можете не только работать здесь, но и отдыхать. И для этого вам не нужно ехать куда-то за город. Это не только стимуляция бизнеса, это формирует запрос на изменение. Это мировая практика, когда в центре перекрывают центральные улицы для движения транспорта. Так делают в Красноярске, Твери, Одессе, Париже, Лондоне и других городах. Так делают во всем мире.

Чем дальше от центра города, тем в Краснодаре больше проблем

Стоит ли начинать делать преобразования в центре, когда окраины города находятся в плачевном состоянии?

— Мы возвращаемся к тому, что каждый считает себя экспертом, но мы должны понимать, что управление городом — это системное явление, и не нужно сначала делать одно, а только потом другое. Должен быть баланс в принятии решений. И поэтому эти действия должны идти планомерно и в одно время. Точно так же, как нельзя вводить платную парковку, но при этом не делать нормальный общественный транспорт. Если у вас в Краснодаре с трамваями всё более или менее нормально, но при этом нет выделенных полос. И когда вы делаете платные парковки, делайте так, чтобы люди не приезжали на целый день на автомобиле и не кидали машину на девять часов, чтобы она не стояла и не занимала место. При этом людям нужно как-то перемещаться, и вы должны были дать им альтернативу в виде нормального общественного транспорта и вело- и пешеходной инфраструктуры.

Нужно асфальтировать улицы на окраине, рыть ливневку, но это не значит, что мы ничего не будем делать в центре, пока не будет всё сделано на окраине

Потому что центр — это пространство абсолютно всех горожан, а когда мы говорим об отдаленных спальных районах, то этими местами пользуется намного меньше людей. Поэтому центр города должен быть благоустроенным, комфортным и нормальным, чтобы развивался бизнес, чтобы окупались инвестиции в это благоустройство и город как раз на эти деньги благоустраивал эти окраинные районы. Начинать с центра — это общемировое явление, вложить деньги в то место, которым пользуется максимальное количество людей.

Что нового в Краснодаре?

— В Краснодаре я не был где-то года два. В принципе, два года — это не какой-то большой срок для города. Для того чтобы все собрались и договорились делать нормальную улицу или нормальный сквер, должно пройти достаточно много времени. Три года для какого-нибудь городского проекта — это минимальный срок для того, чтобы сделать хорошо. Но из быстрых решений я заметил, что бизнес в Краснодаре учуял спрос на комфорт не только внутри заведений, но и снаружи — появляются летние веранды, более или менее нормальные вывески. Раньше, когда я шел по улице Красной, то из каждой витрины на человека что-то орало так, что хотелось закрыться. Веранды и нормальные вывески — это то, что больше всего бросается в глаза.

Урбанисты отмечают, что качество трамвайных путей в Краснодаре выше, чем в Москве

Почему все урбанисты любят краснодарский трамвай?

— Действительно, краснодарский трамвай — это пример умного отношения к магистральному виду транспорта. Его не развалили и поддерживают в нормальном состоянии и даже обновляют. Ситуация по России такова, что в основном трамваи — это гробы на колесах, дребезжащие банки, которые стоят посреди пробок. Вот я вчера ехал на такси, разговорился, и когда водитель узнал, что я собираюсь потом поехать обратно в центр, он сказал, что на машине ехать не стоит и лучше поехать на трамвае. То есть если даже таксисты говорят, что на трамвае проще и быстрей доехать, это говорит о многом. Все в плане удобства и скорости любят вспоминать московское метро, где ты не зависишь от пробок и не будешь ждать больше пяти минут, в Краснодаре эта же ситуация с трамваем. И это шикарно. И при этом качество путей в Краснодаре выше, чем в Москве, несмотря на абсолютно разные бюджеты. У вас в городе очень хорошая трамвайная культура, ну и сам факт, что трамвай окупается, говорит о многом. Трамваи стоят дорого, но при этом ездят десятилетиями. Да, краснодарский трамвай — это приятный феномен в общероссийской картине.

О месте Краснодара в российских рейтингах качества жизни

— Я не люблю такие рейтинги, потому что очень часто они оценивают количество, а не качество. Вы можете сделать какой-нибудь парк, но он будет наполнен не тем, что нужно людям. Самый простой пример — в новом парке вы ставите детскую площадку, хотя в каждом дворе детская площадка уже есть. А, например, жителям нужна площадка для выгула собак. И вроде бы вы потратили деньги и сделали лучше, но на самом деле эффект не такой, каким бы мог быть.

Нельзя оценивать качество городской среды по количеству турников во дворах. Я понимаю, что эти рейтинги вводят для объективной оценки работы мэров и губернаторов, но я за то, чтобы были нормальные выборы, чтобы люди сами оценивали, насколько хорошо сделана работа, чтобы у политиков и чиновников была мотивация работать не на рейтинг, а на горожан. Тогда без всяких рейтингов мы увидим качественный рост в городах в плане благоустройства, транспорта, застройки.

Старый центр Краснодара всегда притягивал много людей

О любимом месте в Краснодаре

— Я не буду называть парк Галицкого — я его не очень люблю. Он классный с точки зрения проработки деталей, качества строительства и визуальной красоты. Это всё круто, но там чувствуется некоторая искусственность. Лучше я проведу время в классной кофейне с видом на трамвай, где ты чувствуешь, что это действительно город. Тебе хорошо, ты наблюдаешь за «театром улиц». Да, это не идеально, но идеального ничего в жизни не бывает. Это как сравнить шоурум «Икеи» и реальную квартиру. Та же самая кровать, то же самое одеяло, тот же самый шкаф, но при этом вы всегда будете понимать, что это искусственное, а квартира, где не убрана постель, это настоящее. То же самое с городом и с городской средой. Поэтому я выбираю посидеть в центре Краснодара, где есть деревья, приятная историческая застройка, где люди ведут себя естественно. Ну и, конечно же, можно отметить улицу Красную: когда ее перекрывают на выходных, ты видишь, насколько меняется пространство и насколько меняются люди в этом пространстве. За этим просто очень приятно наблюдать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем