23 сентября четверг
СЕЙЧАС +15°С

«Раньше, когда я шел по улице Красной, то из каждой витрины что-то орало». Московский урбанист Аркадий Гершман прогулялся по Краснодару

Интервью со специалистом в области городского планирования

Поделиться

Аркадий Гершман не был в Краснодаре два года и сразу заметил, что в городе произошли перемены

Аркадий Гершман не был в Краснодаре два года и сразу заметил, что в городе произошли перемены

Поделиться

Известный урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман приехал в Краснодар и дал интервью порталу 93.RU. Мы поговорили о проекте «Семь улиц», парклетах, трамваях, перекрытых улицах в центре города и месте Краснодара в рейтингах качества жизни российских городов.

Нужен ли проект «Семь улиц» в центре Краснодара, когда в городе так много проблем в других районах?

— У нас каждый диванный эксперт знает, как научить играть сборную России по футболу и как победить пробки. В целом это абсолютно нормальное явление, и подобные комментарии возникают в любом городе мира. Если мы посмотрим на то, что творилось в Европе во второй половине прошлого века, когда происходила трансформация транспортных моделей и раскрывался потенциал улиц, то говорили то же самое. Мы можем вспомнить, что творилось в Москве 10 лет назад, когда тоже начинали первые улицы благоустраивать — были такие же комментарии. Делать что-то новое всегда сложно, и нужно быть готовым к тому, что будет недоверие, скептицизм.

Что касается «Семи улиц», то надо понимать, что когда вы занимаетесь общественными пространствами и транспортом, то, если вы сделаете один небольшой участок, скорее всего, изменений не будет. Это комплексная история, и для того чтобы эффект раскрылся, нужно не просто сделать одну улицу, нужно сделать сеть. То, что в Краснодаре решили сделать не одну улицу, а хотя бы несколько, это хорошо, но надо понимать что это первый шаг. И это будет образцовый пример для того, чтобы наработать опыт, понять, какие допустили ошибки. И по идее, это будет распространяться и дальше. Можно вспомнить ту же самую Москву, потому что сначала делали какие-то главные улицы — это было дороже и сложней, а потом пошли в обычные переулки. В итоге за несколько лет центр города преобразился, и у москвичей вернулась привычка прогулок по центру. Среда формирует нашу повседневность и то, что жители вместо поездок на дачу стали выбирать прогулку по городу, естественно, это вызвало трансформацию бизнеса, привычек и культурных паттернов.

Велодорожки на улице Чапаева после дождя не слишком удобны для велосипедистов

Велодорожки на улице Чапаева после дождя не слишком удобны для велосипедистов

Поделиться

О благоустройстве на улице Чапаева

— Да, есть вопросы по качеству работ, но это тестовое благоустройство. Есть хорошее правило во всем мире, что перед тем, как делать что-то капитально, просто проверьте. Иногда это делают с помощью разметки, с помощью уличной мебели. Я знаю, что раз здесь была реконструкция, всё снимали и перекладывали, то решили сделать подобным образом, чтобы посмотреть, как это будет работать. С учетом того, что это примерно ничего не стоило, то это, конечно же, очень круто. И в целом у нас в России так делать, к сожалению, не принято. На это есть много причин, и чиновники часто думают о том, что они эксперты, и есть разработанный проект и зачем что-то еще нужно. Это же куча согласований, куча лишних движений, у нас и так много работы, поэтому сделаем всё и сразу. А потом выясняется, что была допущена куча ошибок.

Я надеюсь, что будут сделаны какие-то выводы, что будет проанализировано, как жила улица до, как живет она сейчас, посмотрят на то, как ведут себя люди. Насколько я знаю, есть проблема с парковкой, и не все понимают, что нельзя ставить машину и перекрывать велодорожку. С другой стороны, велосипедисты не всегда понимают, как им ехать, потому что в городе не так много велодорожек, и из-за того, что все любят гонять велосипедистов, они перемещаются непонятно как. Поэтому нужно, чтобы еще и велосипедисты привыкли, что есть велодорожка и нужно ехать по ней, а не по тротуару. Это сложно, но это первый шаг.

О дифференцированной системе оплаты за парковки, которую собираются ввести в Краснодаре

— Цель платной парковки заключается не в том, чтобы все стали платить этот своеобразный налог, а чтобы всегда было как минимум одно парковочное место в пешей доступности. Чтобы в любой момент в течение дня в квартале было одно свободное место, чтобы вам не приходилось наматывать круги или парковаться вторым рядом. Дифференциация — это абсолютно правильный шаг, другое дело, что очень часто чиновники и политики боятся вводить ее сразу. Главное, чтобы люди запомнили, что за парковку нужно платить. А потом, когда этот процесс усваивается, начинают вводить более сложные правила. Точно так же было в Москве, точно так же действует в других городах. И в целом,это абсолютно естественное и правильное явление.

О парклетах на улице Красноармейской

— Это круто. У нас руководство немногих городов на это решается, но в целом как быстрое решение оно довольно неплохое. Опять же это стимуляция для бизнеса — улучшение городской среды, когда у жителей появляется больше возможностей. Надо понимать, что запаркованная в хлам улица перестает нормально работать и с точки зрения транспорта, и с точки зрения общественного пространства. Многие считают, что улица — это место для того, чтобы куда-то дойти или доехать, ну или оставить машину. Но у улицы есть функция общественного пространства. Хорошая улица мотивирует на то, чтобы по ней не просто прошли или проехали, но и остановились и провели время, посидели и отдохнули. Поэтому, для того чтобы трансформировать улицу из транзитного места в общественное пространство, есть разные инструменты. Можно сужать проезжую часть, можно убирать парковку — это стоит денег, это довольно непопулярная мера, а парклеты — это способ быстро и бесплатно для бюджета сделать улицу чуть лучше и показать, что она может работать совершенно иначе.

Аркадий Гершман считает, что парклеты на месте парковок на улице Красноармейской пойдут на пользу горожанам

Аркадий Гершман считает, что парклеты на месте парковок на улице Красноармейской пойдут на пользу горожанам

Поделиться

Зачем власти Краснодара перекрывают улицу Красноармейскую на выходные?

— Насколько я понимаю, проект «Семь улиц» находится на стадии разработки. «Семь улиц» — это про баланс на улицах, мы не делаем их пешеходными, а просто выравниваем их общественные и транспортные функции. Убираем парковку, убираем лишние полосы. Вот мы можем увидеть сейчас на улице Красноармейской две полосы, но работает только одна. Это место пропадает. А самый ценный городской ресурс в городе после человека — это как раз земля. У каждого сантиметра, особенно в центре города, есть своя цена, и надо по-максимуму это использовать. Если здесь появятся парклеты, то с точки зрения пропускной способности здесь ничего не изменится, но улица станет чуть тише, немного дружелюбней для людей и приятней.

Показать, что город красивей, чем может показаться из окна автомобиля, и в центре можно реализовать совершенно другие сценарии. Вы можете не только работать здесь, но и отдыхать. И для этого вам не нужно ехать куда-то за город. Это не только стимуляция бизнеса, это формирует запрос на изменение. Это мировая практика, когда в центре перекрывают центральные улицы для движения транспорта. Так делают в Красноярске, Твери, Одессе, Париже, Лондоне и других городах. Так делают во всем мире.

Чем дальше от центра города, тем в Краснодаре больше проблем

Чем дальше от центра города, тем в Краснодаре больше проблем

Поделиться

Стоит ли начинать делать преобразования в центре, когда окраины города находятся в плачевном состоянии?

— Мы возвращаемся к тому, что каждый считает себя экспертом, но мы должны понимать, что управление городом — это системное явление, и не нужно сначала делать одно, а только потом другое. Должен быть баланс в принятии решений. И поэтому эти действия должны идти планомерно и в одно время. Точно так же, как нельзя вводить платную парковку, но при этом не делать нормальный общественный транспорт. Если у вас в Краснодаре с трамваями всё более или менее нормально, но при этом нет выделенных полос. И когда вы делаете платные парковки, делайте так, чтобы люди не приезжали на целый день на автомобиле и не кидали машину на девять часов, чтобы она не стояла и не занимала место. При этом людям нужно как-то перемещаться, и вы должны были дать им альтернативу в виде нормального общественного транспорта и вело- и пешеходной инфраструктуры.

Потому что центр — это пространство абсолютно всех горожан, а когда мы говорим об отдаленных спальных районах, то этими местами пользуется намного меньше людей. Поэтому центр города должен быть благоустроенным, комфортным и нормальным, чтобы развивался бизнес, чтобы окупались инвестиции в это благоустройство и город как раз на эти деньги благоустраивал эти окраинные районы. Начинать с центра — это общемировое явление, вложить деньги в то место, которым пользуется максимальное количество людей.

Что нового в Краснодаре?

— В Краснодаре я не был где-то года два. В принципе, два года — это не какой-то большой срок для города. Для того чтобы все собрались и договорились делать нормальную улицу или нормальный сквер, должно пройти достаточно много времени. Три года для какого-нибудь городского проекта — это минимальный срок для того, чтобы сделать хорошо. Но из быстрых решений я заметил, что бизнес в Краснодаре учуял спрос на комфорт не только внутри заведений, но и снаружи — появляются летние веранды, более или менее нормальные вывески. Раньше, когда я шел по улице Красной, то из каждой витрины на человека что-то орало так, что хотелось закрыться. Веранды и нормальные вывески — это то, что больше всего бросается в глаза.

Урбанисты отмечают, что качество трамвайных путей в Краснодаре выше, чем в Москве

Урбанисты отмечают, что качество трамвайных путей в Краснодаре выше, чем в Москве

Поделиться

Почему все урбанисты любят краснодарский трамвай?

— Действительно, краснодарский трамвай — это пример умного отношения к магистральному виду транспорта. Его не развалили и поддерживают в нормальном состоянии и даже обновляют. Ситуация по России такова, что в основном трамваи — это гробы на колесах, дребезжащие банки, которые стоят посреди пробок. Вот я вчера ехал на такси, разговорился, и когда водитель узнал, что я собираюсь потом поехать обратно в центр, он сказал, что на машине ехать не стоит и лучше поехать на трамвае. То есть если даже таксисты говорят, что на трамвае проще и быстрей доехать, это говорит о многом. Все в плане удобства и скорости любят вспоминать московское метро, где ты не зависишь от пробок и не будешь ждать больше пяти минут, в Краснодаре эта же ситуация с трамваем. И это шикарно. И при этом качество путей в Краснодаре выше, чем в Москве, несмотря на абсолютно разные бюджеты. У вас в городе очень хорошая трамвайная культура, ну и сам факт, что трамвай окупается, говорит о многом. Трамваи стоят дорого, но при этом ездят десятилетиями. Да, краснодарский трамвай — это приятный феномен в общероссийской картине.

О месте Краснодара в российских рейтингах качества жизни

— Я не люблю такие рейтинги, потому что очень часто они оценивают количество, а не качество. Вы можете сделать какой-нибудь парк, но он будет наполнен не тем, что нужно людям. Самый простой пример — в новом парке вы ставите детскую площадку, хотя в каждом дворе детская площадка уже есть. А, например, жителям нужна площадка для выгула собак. И вроде бы вы потратили деньги и сделали лучше, но на самом деле эффект не такой, каким бы мог быть.

Нельзя оценивать качество городской среды по количеству турников во дворах. Я понимаю, что эти рейтинги вводят для объективной оценки работы мэров и губернаторов, но я за то, чтобы были нормальные выборы, чтобы люди сами оценивали, насколько хорошо сделана работа, чтобы у политиков и чиновников была мотивация работать не на рейтинг, а на горожан. Тогда без всяких рейтингов мы увидим качественный рост в городах в плане благоустройства, транспорта, застройки.

Старый центр Краснодара всегда притягивал много людей

Старый центр Краснодара всегда притягивал много людей

Поделиться

О любимом месте в Краснодаре

— Я не буду называть парк Галицкого — я его не очень люблю. Он классный с точки зрения проработки деталей, качества строительства и визуальной красоты. Это всё круто, но там чувствуется некоторая искусственность. Лучше я проведу время в классной кофейне с видом на трамвай, где ты чувствуешь, что это действительно город. Тебе хорошо, ты наблюдаешь за «театром улиц». Да, это не идеально, но идеального ничего в жизни не бывает. Это как сравнить шоурум «Икеи» и реальную квартиру. Та же самая кровать, то же самое одеяло, тот же самый шкаф, но при этом вы всегда будете понимать, что это искусственное, а квартира, где не убрана постель, это настоящее. То же самое с городом и с городской средой. Поэтому я выбираю посидеть в центре Краснодара, где есть деревья, приятная историческая застройка, где люди ведут себя естественно. Ну и, конечно же, можно отметить улицу Красную: когда ее перекрывают на выходных, ты видишь, насколько меняется пространство и насколько меняются люди в этом пространстве. За этим просто очень приятно наблюдать.

По теме (14)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Краснодаре? Подпишись на нашу почтовую рассылку