В начале мая жителям домов по улицам Айвазовского, 116, корп. 1 и 2, Табачной, 1/1, корп. 1 и 2, Селезнева, 4/10 и Таманской, 159/2 отключили горячую воду. Это случилось из-за конфликта АТЭК и УК «Зеленый квартал»: первые заявили о долге в 9 миллионов рублей, а вторые всё отрицают и пишут обращения на имя мэра города Евгения Первышова и в прокуратуру. Сегодня в Краснодаре должен был пройти очередной суд, по которому люди надеялись вернуть водоснабжение в свои дома. Однако заседание отложили до 20 мая, и, пока краснодарцы продолжают сидеть без горячей воды, мы решили разобраться в ситуации.
Версия АТЭК
Автономная теплоэнергетическая компания (АТЭК) рассказала, что у нее давно были разногласия с управляющей компанией «Зеленый квартал» — якобы она отказывалась оплачивать поставленные ресурсы и в 2020 году даже признала это. Однако с прошлого года УК перестала выходить на связь, а к маю ее долг превысил 9 миллионов рублей, утверждает АТЭК:
— Мы были вынуждены применить такой непопулярный, но разрешенный законодательством способ воздействия на должника, как ограничение в подаче горячей воды. Каким образом всего с нескольких домов на улицах Селезнева, Табачной, Смоляна, Гвардейской образовался такой огромный долг — вопрос риторический. У АТЭК есть ряд данных по этому поводу, они обязательно будут переданы в следственные органы.
Теплоэнергетическая компания рекомендовала жителям задуматься о сотрудничестве с УК «Зеленый квартал» и заявила, что по вопросам нецелевого использования денежных средств существует практика возбуждения уголовных дел.
Журналист портала 93.RU связалась с представителем АТЭК и попросила прокомментировать конфликт. По словам пресс-секретаря, все работы компания ведет в соответствии с законодательством. В прошлом году действовал мораторий на отключение потребителей от подачи ресурсов, однако в этом году его сняли и компания может законно ограничить подачу горячей воды за долги:
— Понятно, что это неприятная мера, но поставщик может ограничивать подачу ресурсов. Какая-то их часть всё равно поступает, не на 100% отключено. УК отвечает за то, чтобы добросовестные абоненты не пострадали. Она должна обеспечить ресурсы так, чтобы они поступали тем, кто платит.
Собеседник добавил, что необходимо разбираться, куда именно уходят деньги, собранные с людей. Возможно, УК неправильно начисляла жителям коммунальные платежи. По словам представителя, АТЭК всегда идет навстречу управляющим компаниям, консультирует их и помогает разобраться в платежах. Однако «Зеленый квартал» даже не отвечал на звонки АТЭК, чтобы уладить ситуацию.
Версия УК «Зеленый квартал»
В распоряжении редакции 93.RU оказались документы управляющей компании, среди которых обращение на имя главы Краснодара Евгения Первышова от 6 мая. В нем сказано, что информация о долге в 9 миллионов рублей не соответствует действительности. По утверждению УК, она начисляет за коммунальные услуги в соответствии с нормами, после чего все деньги в полном объеме направляются в АО «АТЭК».
Сейчас в Арбитражном суде Краснодарского края рассматриваются дела о правомерности начислений, которые производит АТЭК. Спорная сумма составляет 3,5 миллиона, утверждает управляющая компания. Также она попросила Первышова посодействовать в «пресечении противоправных действий со стороны АО "АТЭК" по введению незаконного режима полного приостановления подачи тепловой энергии в многоквартирные дома».
Кроме того, в распоряжении редакции 93.RU есть жалоба «Зеленого квартала» в прокуратуру Краснодарского края. В ней УК также обвиняет АТЭК в том, что она предоставляет коммунальный ресурс ненадлежащим образом.
Представитель «Зеленого квартала» заявил, что отключение воды произошло незаконно — АТЭК без предупреждения в очередной раз ограничила теплоноситель, ссылаясь на долги. При этом в суде уже проходят разбирательства по спорам за 2018 и 2019 годы — их АТЭК проиграла и 13 мая должно было пройти окончательное заседание, чтобы поставить точку в вопросе.
По словам мужчины, другие УК уже судились с АТЭК и суд принял их сторону. По его мнению, дело в том, что АТЭК неправильно производила начисления — она выдавала компонент на ГВС и тепловую энергию намного больше, чем они фактически считались по счетчикам.
Представитель «Зеленого квартала» рассказала журналисту 93.RU, что заседание суда перенесли на 20 мая, а АТЭК незаконно отключила горячую воду, потому что добросовестные собственники не виноваты в разбирательствах между компаниями. По словам женщины, жилищное законодательство не предусматривает отключение тех потребителей, которые вовремя оплачивают коммунальные услуги. Поэтому если и ограничивать подачу воды, то только у должников, а не у целых домов:
— АТЭК должен в рамках судебного разбирательства вести с УК споры, но не такими варварскими методами. <...> Долга никакого нет, их расчеты производятся некорректно. В суде наша позиция полностью отражена, были проведены экспертизы, которые подтвердили наши расчеты. Ресурсоснабжающая организация как монополист ведет себя абсолютно некорректно, и никто не может на них воздействовать.
Представитель компании не смогла ответить, вернут ли людям воду сейчас или им снова придется ждать очередного судебного заседания. Всё будет зависеть от администрации города и прокуратуры — только они сейчас могут воздействовать на АТЭК. Со своей стороны УК принимает все необходимые меры, она уже направила жалобы во все инстанции:
— Ладно бы отключение произошло после праздников в рабочее время, когда можно обратиться в контролирующие органы и все работают. Какая необходимость была в майские праздники производить отключение?
Отметим, что дома отключили не одновременно — кто-то остался без воды 2 мая, а кто-то 6 или 8 мая. Сколько именно абонентов находятся в зоне отключения — неизвестно.
Версия местных жителей
Жители отключенных от горячей воды домов также подают жалобы в правоохранительные органы и администрацию. Они возмущены, что из-за разборок двух компаний страдать вынуждены обычные люди. Ситуация осложнилась тем, что АТЭК отключила воду в разгар майских праздников — в эти дни никто не работал, поэтому обращения людей остались без внимания. Их начали рассматривать только 12 мая — через 10 дней после первого отключения воды.
В диспетчерской ЕДДС во время праздников людям объясняли, что воду не вернут, пока не пройдет суд, назначенный на 13 мая. Однако там пообещали помочь передать обращение в мэрию, несмотря на праздничные дни:
— Очень непонятная ситуация. АТЭК недипломатично себя ведет и шантажирует УК нами. Это беспредел. На новый год было отключение, а на майские праздники нас со второго числа отключили, и вот до сих пор. АТЭК считает, что «Зеленый квартал» должен им деньги, а «Зеленый квартал» говорит, что у них есть все документы, вся отчетность и долгов нет. От этого страдаем мы, жители, и ничего не можем поделать, — рассказала журналисту 93.RU жительница одного из домов Людмила.
Сейчас люди ждут решения суда. Они надеются, что это будет последнее разбирательство, и после этого им вернут воду, которой нет с 2 мая. При этом жители во всем винят АТЭК — они считают, что компания аналогичными методами действует и в отношении других управляющих компаний, при этом она не может объяснить, откуда взялся этот долг:
— Когда мы получали свои дома в 2017 году, АТЭК уже говорила, что у УК есть долг в 3 миллиона рублей. Каким образом они сейчас его посчитали в 9 миллионов — вообще непонятно. Какие-то виртуальные цифры.