В конце апреля власти Краснодара закрыли для проезда две центральные улицы Краснодара — Рашпилевскую и Красноармейскую. Это стало частью эксперимента по реализации проекта «Семь улиц», предполагающего сузить проезжую часть, расширить тротуары, тем самым сделав улицы в центре более привлекательными для горожан, туристов и представителей бизнеса. Для привлечения людей власти решили делать улицы пешеходными, полностью закрывая их от машин в выходные и праздничные дни. Первый опыт оказался не слишком удачным — 93.RU писал о пробках, парализовавших центр Краснодара 24 апреля.
— Давайте делать это всё разумно и постепенно. Эксперимент, понятное дело, провели, и... одобрения точно пока не получили, — заявил тогда мэр Краснодара Евгений Первышов на разборе полетов в администрации.
Обсудив первые итоги, чиновники решили в ближайшее время больше не перекрывать улицу Рашпилевскую. При этом они подтвердили, что с 1 по 11 мая Красноармейская станет пешеходной на протяжении 700 метров — от улицы Гоголя до Пашковской. Почти полторы недели жители и гости города привыкали к новому пешеходному пространству в центре города. 93.RU попросил оценить итоги эксперимента пешеходов, автомобилистов, предпринимателей и урбанистов из Краснодара.
Что говорят пешеходы?
Ожидание: улица Красная 2.0
По мнению авторов проекта «Семь улиц», когда улица Красноармейская станет пешеходной, жители Краснодара получат новые пространства для прогулок и уйдут с тесной улицы Красной в новую пешеходную зону.
Реальность: шаурма, ломбарды и ларек
Алиса, офисный сотрудник:
— Перекрытие улицы Красноармейской я никак не оценила, потому что я на ней почти не бываю. Я положительно оцениваю перекрытие Красной: пешеходные улицы в центре города — это классно. Но улица Красноармейская мне не очень интересна. А так, конечно, пешеходные зоны это хорошо. В Перми, откуда я переехала несколько лет назад, была одна пешеходная улица и редко-редко перекрывали участки других улиц в дни каких-то фестивалей. Но это были небольшие участки, и перекрывали их совсем ненадолго.
Мирро, владелица комиссионного магазина:
— Я не вижу смысла в перекрытии Красноармейской, потому что прогулочной она всё равно не станет. Нет тут ничего такого прекрасного, чтобы туда люди толпами ходили. Я могу сказать, что конкретно мой квартал, который тоже перекрыт, это просто кооперативный рынок, где есть шаурма, ломбарды, интим-магазины и турецкий ларек с золотом. Я не знаю, какие тут могут ходить толпы и какие «летники» здесь могут появиться.
Андрей, юрист, работающий в центре города:
— Я поддерживаю расширение пешеходных улиц в центре, но конкретно к этой истории у меня есть вопросы. Во-первых, я узнал об ограничении движения только тогда, когда Красноармейскую уже перекрыли. Может, это я чего-то не дочитал? Может, мне стоило внимательней читать пресс-релизы департамента архитектуры? Но когда я ехал и уперся в цветочную клумбу, то для меня это стало неожиданностью. Пришлось делать крюк и искать срочно место для парковки. То есть, я не против, но хотелось, чтобы для адаптации у людей было побольше времени. Чтобы можно было подготовиться и заранее выстроить свой маршрут.
Что говорят представители бизнеса?
Ожидание: всё будет в шоколаде
По замыслу авторов проекта пешеходные улицы в центре города заполнит большое количество людей. Это поможет увеличить прибыль бизнесу, который получит дополнительный трафик к своим заведениям. Благодаря потоку людей на улице появятся новые точки притяжения и откроются летние кафе.
Реальность: люди не торопятся
Мирро, владелица комиссионного магазина:
— Вот вообще никаких положительных моментов в перекрытии я для себя не обнаружила. Я не могу сказать, что это как-то положительно сказывается на бизнесе. Но это абсолютно неудобно в том плане, что теперь стало сложно подъехать сюда на такси. Праздники — это в принципе больная тема, у меня резко падают покупательский поток и выручка.
Юлия, сотрудница ночного клуба:
— Изменилось то, что люди, которые раньше бегали по дороге между машин, теперь свободно ходят и гуляют. И людей стало больше, и обстановка стала спокойней. Мне кажется, что идея сработала, потому что люди здесь бегали через дорогу всегда, а в выходные их особенно много.
«То, что перекрыли квартал, это пойдет на пользу в плане безопасности. Хотя людей в нашем клубе больше не стало, пока всё как обычно»
Максим, бармен:
— Красноармейская опустела. Там раньше все пили и веселились, а теперь там никого нет. Я думал, что откроют «летники» и люди будут в них сидеть. Но пока что «летник» открыла только одна кафешка, которая и так обычно была пустой внутри. Пока улица выглядит так, что люди туда не торопятся. Может быть, для этого надо что-то сделать? Все-таки Красноармейская это же не кабаки, а ночные клубы, а какой в ночном клубе может быть «летник»?
Что говорят автомобилисты?
Ожидание: пробок не будет
Центр разгрузится от автотранспорта. Заторов и пробок не будет, потому что транспортные потоки распределятся на соседние улицы.
Реальность: хотели как лучше
Сергей, водитель такси:
— Не сказал бы, что закрытие Красноармейской стало безумной проблемой, я объезжаю по Коммунаров. Дело в том, что у меня желтая машина, и я имею право по работе ехать, а вот те, кто на своих машинах, у того появились проблемы. Но я в закрытии центральных улиц ничего глобально страшного не вижу. В центре и так все улицы односторонние, так что от «Семи улиц» ни легче, ни хуже не станет. Объехать квартал, лишние сто метров, это дело привычки. Ну, и я заметил, что последние пару лет, когда что-то меняют в организации движения, то гаишники месяца два стоят и вежливо разворачивают и говорят, что сюда теперь нельзя, тут одностороннее. И я сам так заехал однажды, мне сказали: «Дружище, на знаки внимательно смотри. На первый раз прощаем».
Денис, экспедитор:
— Я в инстаграме читал про проект «Семь улиц», но я с ним не согласен. Город и так в пробках стоит, а они улицы еще сужают. Вечером вообще уже невозможно выехать из центра. Что им, Красной мало? Вот они перекрывают улицы, по которым все едут. Взять Красноармейскую, вот что там делать? Кабаки и бары работают с 8 часов вечера, когда пробок уже нет. А вот нафига Рашпилевскую закрывать? Там же вообще делать нечего. Вот они говорят, что через 5 лет все привыкнут и что-то изменится. Но мне кажется, что за 100 лет ничего не изменилось, и в этот раз ничего не изменится. Лучше заасфальтируйте соседние улицы, где асфальта нормального нет и никогда не было.
«Что они носятся с этим центром? Сделайте дороги в Музыкальном. Я туда не хочу ехать по одной причине — дождь когда идет, туда едешь и крестишься»
Дмитрий, курьер:
— Ну вот они перекрыли Красноармейскую, и люди начали через Кооперативный рынок по трамвайке ездить. И трамваи, соответственно, встают. Ну, красавчики, закрыли одну улицу, и центр встал. Хорошо, они еще Рашпилевскую передумали закрывать. Ну а с Красноармейской, думаю, будут топить до талого — раз перекрыли, то уже надолго. Ну понятно, хотели как лучше, для народа, а вышло туда-сюда. Но мне кажется, что не в нашем городе надо это мутить. Тут проблем достаточно, которые надо в первую очередь решать. Ну а я теперь на Красноармейскую даже не суюсь, объезжаю по соседним.
Что говорят урбанисты?
Глава Краснодарского отделения «Городских проектов Варламова и Каца» Константин Трудик считает, что об итогах эксперимента говорить рано, и новый опыт в масштабах города вырабатывается за 3–5 месяцев. По его мнению, людей на пешеходной Красноармейской пока действительно мало, но этому есть объективные объяснения:
— Улица, заставленная машинами, еще не вызывает чувства безопасности как Красная. Да, контроль уже лучше, но пока что недостаточный. По Красной тоже разъезжать начинают, когда контроль слабеет, но там привычка выработалась. А тут только создается. Да и автомобильная диета полезна — люди в кои то веки увидят, как хорош тихий город без постоянного автомобильного гула.
Когда речь заходит про жалобы водителей, жалующихся на уменьшение числа парковок из-за перекрытия Красноармейской, общественник высказывается категорично:
— Во-первых, город не обязан обеспечивать всех желающих парковками, а автомобиль не является средством первой необходимости. Сотни тысяч жителей Краснодара живут без автомобиля — кажется, пора учесть их интересы. Но если кому-то нравится кататься на машинке, он может открыть для себя множество платных парковок в центре, их десятки. Просто пока можно было бросить машину третьим рядом на дороге, эти люди не интересовались платными парковками. Настало время заинтересоваться. Ведь куда девать свое имущество — дело только владельца этого имущества.
Координатор общественной организации «Городские решения» Дмитрий Воронов также положительно оценивает перекрытие Красноармейской и дает совет городской администрации:
— Пока рано подводить какие-то итоги по первым впечатлениям, люди за такой короткий срок в большом числе там не появятся. Лично я не заметил каких-то особых пробок, если не считать пробкой затор длиною в квартал на Карасунской, да и не факт, что он был вызван перекрытием Красноармейской. Для ускорения процесса привлечения людей я бы рекомендовал мэрии проводить там какие-то публичные мероприятия, что, собственно, она и делала на майских — кажется, там стихи читали и что-то еще. А еще, пока мешают припаркованные машины, они не создают у пешеходов ощущения безопасности и того, что это их территория. Без машин процесс пойдет быстрее.
Вы поддерживаете решение мэрии делать улицу Красноармейскую пешеходной в выходные и праздники?