Николай Петропавловский хорошо известен общественникам, студентам и журналистам Краснодара. Причем для последних директор краевого социологического центра просто находка: в отличие от большинства чиновников с шаблонным «пишите запрос», Николай Николаевич с готовностью тут же комментирует новость по телефону. Вот только большинство сталкивающихся с ним людей вряд ли могут четко объяснить? чем занимаются социальные технологи... На этот и другие вопросы Николай Петропавловский ответил специально для 93.ru:
– Как и многие коллеги, путь к нынешней профессии начал в предвыборном штабе. В конце 80-х впервые объявили альтернативную избирательную компанию в Верховный Совет РСФСР, и я вошел в штаб стоявшего на демократической платформе кандидата в Таганроге. Разумеется, ни о каких предвыборных технологиях мы тогда не знали, порой действовали наобум. В лучшем случае доставали переводы западных авторов. Кстати, этот и последующий опыт вошли в написанную мной первую отечественную книгу по избирательным технологиям «Самый короткий путь к власти», которая увидела свет в 1996 году.
Николай Петропавловский
директор Краснодарского краевого социологического центра,
советник Губернатора Кубани:
«Кубань спасет консерватизм», «Кубань уже сегодня Европа»
возраст: 50
увлечения: горный туризм, подводная охота, сноуборд, фотография
семейное положение: женат, четверо детей, внук
любимый афоризм: отсутствие афоризмов
главное достижение жизни: талантливые дети
политическая принадлежность: «Единая Россия» и Партия любителей пива
религия: православие
Тогда же столкнулся с первым агрессивным пиаром. Оппонент нашего кандидата, председатель птицеводческого колхоза, раздавал листовки с грузовиков, заворачивая в них.... куриные тушки. Законодательства о выборах тогда не существовало и нечестная агитация вполне была в норме. Однако не помогло.
Так вот, социальный технолог кардинально отличается от политического. Под существующую общественную проблему в городе, регионе, стране он создает и реализует набор социальных проектов, отвечающих этой проблеме. В большинстве случаев вообще не связанных с выборами. Социальный технолог помогает практически решить проблему, сам доводит ее решение до финиша.
– Приведите наиболее успешные ваши проекты...
– «Дворы Краснодара», по которому создана одноименная городская программа, реально исправившая ситуацию во многих уголках кубанской столицы, и «Дворы Новороссийска», которые вообще легли в идеологию коммунальной эволюции в городе-герое.
Работа социального технолога практически выглядит так: предположим, у администрации есть миллион на благоустройство. Как его потратить? В очередной раз навести лоск на улице Красной? Привести в порядок конкретный двор на Гидрострое? Установить в темном переулке фонарь? Необходимо четко знать приоритеты. Причем приоритеты не мэра, не каких-то чиновников, а рядовых жителей – то, что хотела бы среднестатистическая краснодарская семья. И социальный технолог «идет» в эту семью. В каждую конкретную семью. Записывает ее мнение, анализирует ответы... Накапливается грузовик всевозможных бумаг и терабайты цифровых фотографий. Таким образом с абсолютной достоверностью отражается мнение горожан относительно приоритетов, на что именно потратить миллион.
По статистике с жалобами в администрацию обращаются до 7% жителей. У остальных 93% нет проблем? Конечно есть. Они просто не верят, что власть хочет и может их решить. От этого проблем меньше не становится! А социальный проект позволяет создать 100% реальную картину жизни города.
– В нынешней должности пригодился диплом инженера-радиофизика?
– Безусловно. Принято делить людей на гуманитариев и технарей. У первых есть свои преимущества – тонкое чувствование мира, креативное мышление, у технарей – аналитический подход, системность, многофункциональность. У меня три высших образования, есть и техническое, и гуманитарное. Это позволяет лучше разбираться в социальных процессах, анализировать их.
– Вы увлекаетесь компьютерными технологиями. Для человека в возрасте это немного необычно...
– Для меня компьютерные технологии – лучшая гимнастика для мозга! В нашем социологическом центре установлены как лицензионные Windows, так и бесплатный Linux. Я предпочитаю последний, он требует умственной работы. Как-то осваивал web-программирование, но когда дошел до профессиональных программ, остановился – все-таки для меня это хобби. Кстати, заинтересовавшаяся компьютерными технологиями дочь в 12 лет создала фанатский сайт музыкальной группы, победивший в международном конкурсе.
– А в компьютерные игры не играете?
– Играю. Недавно прошел Crysis-2, которая мне очень понравилась. Вообще люблю Doom-образные бродилки и морские симуляторы, нравится снайперская тема. В стратегии не играю принципиально – их хватает и на работе, во время игры мозг должен отдыхать. Зачем сталевару после смены на кухне варить сталь?
– На протяжении всей российской истории у власти и интеллигенции складываются весьма напряженные взаимоотношения. И в царское время, и в советское, и сейчас. Почему, как вам кажется?
– Это искусственное разделение. Во власти есть интеллигенты, а среди интеллигенции есть люди с властными ресурсами. Объясняется оно просто: абсолютно разные мотивация и понимание мира, из-за чего возникает не конфликт, а нарушение коммуникационных механизмов. Говоря просто, они не умеют друг с другом общаться. В обеих группах есть крайние крылья – абсолютно тупые чиновники и абсолютно светлые рафинированные интеллигенты, между которыми непреодолимая пропасть. Но, повторюсь, конфликта нет, порой представители этих групп вполне успешно взаимодействуют.
– В романе «Оправдание» Дмитрия Быкова есть такая фраза: «Всякая тирания растит умников, которым становится тесна, а всякая свобода поощряет глупцов, которым она не нужна». Насколько она точна?
– Не люблю штампы. Окружающий мир не застывшая картина, а движущийся сложный механизм, в котором сотни факторов влияют друг на друга. По большому счету всеми процессами в России никто не управляет – ни президент, ни премьер, ни местные власти...
Попытка создать матрицу, объясняющую все процессы, ограничивает человека. Есть очень хорошая история на эту тему: в немецком зоопарке строили шикарный вольер с пещерой, водопадами, скалами для белого медведя, но во время стройки мишку заперли в крохотной клетке три на четыре метра. Когда вольер торжественно открыли и животное выпустили, медведь стал ходить кругами по площадке три на четыре.
Много лет веду социологические исследования на Кубани и каждое из них начинаю с чистого листа – как только принялся мыслить стереотипами, становишься тупым и неэффективным инструментом.
– Что сейчас читаете? Остается время на художественную литературу?
– На чтение, к сожалению, практически не остается времени. Недавно друзья из Америки привезли очень удобную электронную книгу. Как сторонник легального контента закачал в нее с платного ресурса книги, но пока практически не дотрагивался. К сожалению, даже на детей не хватает времени, не то что на чтение.
Любимый жанр – мистическое фэнтэзи, недавно прочел роман сына Стивена Кинга Джозефа, который сейчас рекомендую всем друзьям.
– В 90-е вы вступили в Партию любителей пива. Это знак протеста против отсутствия реальной оппозиции или просто уважение к хмельному напитку?
– Партия любителей пива, при всей своей скоморошности, была вызовом существующей системе и имела куда больший потенциал, чем тот, в который вылилась. Используя веселое название в качестве оболочки мы делали весьма интересные вещи.
Например, экологические субботники по уборке парков. Если краснодарцев просто пригласить на субботник, многие придут? А мы объявили конкурсы, развлекательную программу, да еще и пообещали за каждый собранный пакет с мусором вручать по банке пива. От желающих отбоя не было! Людям нравится доброе шоу, с хорошей объединяющей мотивацией.
Или другой случай: на выборах 1996 года мы объявили, что накатим бочку на коммунистов. Тогда их региональный штаб размешался по улице Красной, 5. За несколько кварталов члены Партии любителей Пива выгрузили две бочки с хмельным напитком и принялись катить их к КПРФ. Там в громкоговоритель принялись зазывать: «Коммунисты, выходите с нами пиво пить, мы на вас бочку накатили!». В штабе просто не знали как поступить, смотрели на нас ошарашенными глазами. Зато прохожим и охранявшей акцию милиции было весело. Пиво выпили все.
– Почему сейчас кубанские юноши и девушки, например «Молодая Гвардия», не проводят таких мероприятий?
– Мероприятия проходят, о них же отчитываются каждый месяц. Только почему-то проводятся так тихо, что большинство жителей их не замечают. Сегодня доминанта кубанской молодежи – инфантилизм.
Это продукт трансформации Советского Союза в Россию, который завершится только со смертью последнего россиянина, еще заставшего советскую власть. То есть минимум лет через 50.
Нравится нам СССР или нет, но это была целая эпоха, сформировавшая особый тип человека, которому с детского сада прививалось определенное мировоззрение. Люди были уверены в завтрашнем дне, знали через сколько лет получат квартиру, кем будут работать, где проведут отпуск... Это давало очень четкое видение будущего. И вот, эта империя, система представлений, рухнула в один день.
Вместо нее появились суррогаты – жизнь одним днем ради потребления, причем, товаров не лучшего качества. Тогда иномарка стала пределом человеческих мечтаний. Но так быть не должно!
Сегодня одно из огромных проблемных полей – отсутствие будущего у молодежи. Порядка 80% молодых людей хотя бы раз в жизни интересовались, как уехать на ПМЖ заграницу. Вот это и страшно.
– Альтернативой на Кубани стали казачество и Православная церковь. По мнению многих жителей, они не совсем справляются с этой функцией. Так, казачество выродилось в парады и фольклорные фестивали...
– Не согласен с этим. Первые годы действительно наблюдались перегибы, когда в казачье движение шли ради льгот, земельных участков, власти. Сейчас в войско идут по убеждению, а не по коммерческим интересам. Посетите любой казачий кадетский корпус, где мальчишек учат уважать родителей, заниматься спортом, прививают духовные ценности. Выходя оттуда, ребята не стесняются работать, не собираются уезжать в Америку. Кстати, в последней дети чуть ли не с семилетнего возраста стригут газоны, моют в кафе посуду, разносят газеты. Причем это сыновья и дочки небедных родителей. У нас многие дети высокопоставленных родителей работают посудомойками? Ни одного! В США трудолюбие не упало с неба, а вырабатывалось годами. Так и у нас ментальность формируется не в Сколково, а, в том числе, казачьих классах.
Кубани в плане потери нравственных ориентиров повезло. Доминирующей ментальностью здесь изначально был консерватизм. Почему-то он характерен для южных территорий многих стран. В том же США жители Техаса и других южных штатов намного консервативней, чем северяне. Разлагающие процессы после распада СССР начались в Краснодарском крае позже не благодаря или вопреки начальникам, а из-за консервативной ментальности.
– Как бы вы оценили общественную жизнь Краснодара? Бытует мнение, что организации города можно разделить на две условные группы: оппозиционные, получающие зарубежные и отечественные неправительственные гранты, но притесняемые местными властями, и лояльные к администрации, не смеющие ей возразить...
– Это, опять же, убогое деление. Условно назову две группы организаций – живые, в которые народ реально ходит и мертвые, искусственно созданные. Неполитическая общественная жизнь Краснодара одна из самых активных в ЮФО – здесь есть объединения туристов, нумизматов, хозяев домашних животных, музыкальная и театральные тусовки, книголюбы, фотографы, молодежные группы. Из музыкантов один Бадун чего стоит. Периодически хожу на его концерты в «Подвал образцового содержания», несмотря на накуренность. Потом неделю глаза слезятся от дыма, но творчество Бадуна этого стоит!
По большому счету обычное население политика интересует только во время выборов, это вполне нормально.
– А если говорить о региональных партиях?
– С «Единой Россией» все понятно. Партия власти, фракция в Законодательном Собрании, разнообразные проекты от благоустройства дворов до спортплощадок.
КПРФ весьма агрессивно участвует в выборах, традиционно занимает определенную часть голосов. ЛДПР менее активно, появляется в политической жизни штрихами. «Справедливая Россия» сейчас весьма озадачена сменой лидера. Стоит ожидать резкой активизации «Правого дела», громкие заявления Михаила Прохорова не безосновательны.
– Как социальный технолог можете спрогнозировать примерный результат предстоящих в декабре думских выборов? Как проголосует Кубань?
– Все, кто предлагают сегодня какие-то прогнозы, лукавят. Сделать его пока нельзя из-за трех независящих друг от друга процессов, причем два из них встречные. Это возросшая после кризиса электоральная усталость – теряется интерес рядовых жителей к политическим институтам. Второй – распад «Справедливой России», которая сейчас постепенно сдувается. Но у нее есть избиратели, которые пока неизвестно к кому примкнут. И, наконец, встречное формирование «Правого дела». Судя по заявлениям Прохорова, он готов серьезно решать задачу и начать работу в ряде регионов. Распыляться по всей России смысла нет, а вот избирательная компания в определенных субъектах даст неплохой результат. Думаю, в число таких регионов войдет и Краснодарский край. «Правое дело» может набрать достаточное количество голосов, чтобы создать в Думе полновесную фракцию и даже получить пост вице-спикера. Второй по количеству мандатов, как заявил Прохоров, она не станет. Но условные 8-9% голосов при грамотной работе наберет.