«А ехать туда не опасно?» – первый вопрос, который задавали мне мои знакомые, узнав, что я отправляюсь в Израиль. Мне оставалось лишь пожимать плечами и, чтобы сберечь нервы родных и близких, отвечать: «Туроператоры говорят: где стреляют – туда не возим». И в самом деле, позже опытные экскурсоводы успокаивали, что в Израиле все просто помешаны на безопасности, особенно если речь идет об иностранных туристических инвестициях в страну. Так что я со своей спутницей, чистой совестью и спокойной душой отправилась на Землю Обетованную, чтобы соприкоснуться с великой историей и святынями незадолго до праздника Пасхи.
Ступень за ступенью
Нужно сказать, что путешествие по святым местам для нас началось еще в Египте. Многим известна история горы Синай, где пророк Моисей получил скрижали с десятью заповедями. Вот уже много лет на Синай каждую ночь поднимаются тысячи паломников и просто туристов. Говорят, что человеку, встретившему рассвет на горе Моисея, простятся все его грехи...
Не долго думая, берем путевки на эту экскурсию и начинаем паковать вещи. Туроператор предупреждает нас: на горе холодно. Холодно – это не значит, что вам достаточно будет надеть бриджи и накинуть на майку джинсовку. Температура на вершине горы – плюс два градуса. Так что экипироваться пришлось основательно: теплая рубашка, толстовка, куртка, перчатки, теплый головной убор и удобная обувь. Поначалу чувствуем себя нелепо: уехать из холодного города в жаркие страны, чтобы потом надеть на себя почти зимнюю одежду! Но, как выяснилось, все было не зря. Было очень жаль туристов, которых не предупредили о перепадах температур. При подъеме на Синай постоянно дует ледяной ветер, так «унести» с горы простуду проще простого. Впрочем, во время санитарной остановки перед началом подъема всех туристов отправляют в лавку, где предприимчивые арабы продают ветровки, шарфы, теплые шапки, перчатки, пончо и прочие теплые вещи.
Ночной трехчасовой подъем в гору непрост. Около семи километров мы идем по довольно пологой петляющей тропе. А дальше ждет настоящее испытание – 750 каменных ступеней. Тем, кто слишком устал, за 89 египетских фунтов (один доллар – это примерно 5,2 египетских фунта – прим. автора) предлагают доехать до ступеней на верблюдах. Взбираться по этой каменной лестнице с каждым шагом становится все труднее – силы на исходе, воздух разряжен, сердце колотится где-то в затылке. Проводники помогают как могут: подают руки, берут на себя ручную кладь.
Длинная вереница туристов распределяется на вершине горы. Многие закутываются в принесенные с собой или взятые в прокат у бедуинов пледы. И вот восходит солнце... Золотисто-розовые лучи рассвета окрашивают безжизненные горные вершины, и уже через считанные минуты солнечный диск полностью открывается нашему взору. Глаза паломников, уставших, замерзших, светятся искренней радостью. После столь трудного и долгого покорения горы Синай почему-то особенно сильно веришь, что кто-то свыше отпустил твои грехи.
Но вот все собираются в обратный путь. Наш 15-летний проводник Хосне что-то говорит по-английски и ведет другой дорогой. Не в состоянии возражать, идем за ним и вскоре понимаем, что он ведет нас совершенно другим путем – монастырской тропой. Почти полуторачасовой спуск по каменным ступеням, кажется, отнял у нас последние силы, хоть и пришли мы к подножию горы вместе с остальными туристами. Справедливости ради замечу, что нам открылся потрясающий вид горного ущелья. Этот спуск еще неделю давал о себе знать жуткой болью в ногах, хотя нас это не слишком огорчало: настолько глубокое впечатление на нас оказал рассвет на горе Моисея.
Спуск завершился экскурсией в монастырь святой Екатерины. Это один из древнейших христианских монастырей в мире. В VI веке его основали православные греки, и первоначально монастырь называли монастырем Преображения или Неопалимой Купины. Согласно библейскому повествованию, именно здесь Господь разговаривал с Моисеем, явившись ему в Неопалимой Купине – горящем, но несгорающем терновом кусте. Наш экскурсовод напоминает, что терновник в Египте не растет. А этот терновый куст прекрасно себя чувствует на территории монастыря; более того, он не имеет корней. Вернее, может быть, растение и закрепилось каким-то чудом на стене монастыря, но почти две трети ветвей свисают в воздухе, и корней мы, действительно, не заметили. Подивившись этому чуду, мы направились к месту, где находятся мощи святой Екатерины. Но сегодня туристам показывают лишь кисти пострадавшей за веру христианки.
Израильский «пунктик»
Прошло всего несколько часов после нашего восхождения на гору Синай, как мы отправились в однодневную экскурсию по Израилю. Перед отпуском мы с подругой услышали и прочитали огромное количество историй, в которых рассказывалось о том, что на прохождение границы с Израилем люди тратили по 3-4, а иногда и по 8 часов. При этом гиды не давали гарантии, что группу не «завернут» обратно.
Из рассказа туристки: «Нам не раз напоминали, что можно очень долго простоять на границе со всеми израильскими досмотрами. Особенно предупреждали любителей выпить и пошуметь. Говорят, были случаи, когда израильская сторона не пропускала всю туристическую группу только потому, что в автобусе находилась пара-тройка дебоширов, которые вступали в перепалку с пограничниками».
Нам повезло: границу мы прошли всего за 40 минут. В принципе, обошлось без особых «драконовских» досмотров, хотя некий «пунктик» на безопасности все же ощущался. Стандартные вопросы: «Вам никто ничего не передавал? Колюще-режущих предметов нет? Вы уверены, что все вещи – ваши?» – и турист отправляется на «просветку» своего багажа. У досмотрщиков вызвали большие подозрения наши пустые пластиковые бутылочки, взятые для морской соли с Мертвого моря, гель для душа и аккумулятор видеокамеры. Трижды «прокатив» через рентген многострадальный рюкзак, нас отпустили с миром.
В автобусе до того как нас встретит гид, у всех туристов... забирают паспорта. «Документы останутся в этом же автобусе, в пакете у водителя. Он за всем присмотрит, – объясняет представитель турфирмы. – Прошу понять правильно: некоторые туристы после пересечения границы сбегают и остаются в Израиле. Обещаю: мы вам все вернем в сохранности!».
Гид с 15-летним стажем, уроженец Екатеринбурга Марк всю дорогу до Иерусалима рассказывает нам об истории Вечного города. «Вот там, разделяя Израиль и Иорданию, течет река Иордан, – говорит он. – Та самая, где Иоанн крестил Христа. Но не надейтесь, вы эту реку не увидите. Она очень узкая, ее и с пяти метров-то не разглядишь!». Верим на слово и продолжаем активно щелкать затвором фотоаппарата.
Короли бренда
Наша первая остановка – смотровая площадка, где открывается прекрасный вид на Иерусалим. Множество храмов, церквей, совершенно уникальных исторических памятников очень гармонично соседствуют с современными зданиями. Марк объясняет: в Иерусалиме жестко подходят к сохранению архитектурного облика города. Например, запрещено высотное строительство, так что многоэтажек здесь – по пальцам перечесть.
Вся наша туристическая группа с нетерпением ожидает посещения трех святынь, которые давно стали визитной карточкой Израиля: Храма Рождества Христова, Храма Гроба Господня и Стены Плача. Но сначала всех везут в сувенирную лавку, чтобы верующие могли купить иконы, свечи и прочие предметы культа, чтобы потом собственноручно освятить их в храмах.
После того, как мы вошли в лавку, дверь магазина закрылась за нами на замок. Миловидная девушка-продавец в деталях объясняет, какие иконы везут с этих мест. Это и икона Рождества Христова, и уникальная Вифлеемская икона Божией Матери, где она изображена не со скорбящим, а с улыбающимся ликом. «Только перед Пасхой, обращаю внимание, у нас акция: три комплекта по 33 свечи вы можете купить всего по пять долларов», – добавляет консультант. Затем другие консультанты арабской внешности наперебой начали предлагать нам иконы в дорогих золотых и серебряных окладах. К нашему великому сожалению, именно здесь, на Святой Земле, мы столкнулись с той самой знаменитой восточной навязчивостью и «брендоделием», которую ожидали увидеть в Египте. Потом мы увидели, что в лавках напротив те же самые наборы можно было купить вдвое дешевле. Но гид задает бешеный темп экскурсии, что почти не дает шанса купить иконы или свечи подешевле. Отставать от Марка нельзя: путь пролегает через восточный базар и многочисленные кварталы, где очень легко заблудиться даже местным жителям.
Наследие Вечного города
В Вифлееме Марк ведет нас ко Храму Рождества Христова. Базилика построена прямо над местом, где, по преданию, родился Иисус Христос. Место рождения Сына Божьего отмечено серебряной звездой прямо под каменным алтарем. Чтобы освятить иконы и свечи, достаточно просто ненадолго приложить их к звезде, а свечи потом зажечь и погасить.
Церковь построена в форме креста, а вход в нее называют Вратами смирения. Высота Врат – всего чуть более метра. Говорят, такой небольшой вход был сделан для того, чтобы турки, покорившие в средние века Палестину, не оскверняли храм, врываясь в его врата верхом на конях.
Следующий пункт нашего назначения – Храм Гроба Господня – находится в южной части Иерусалима. Сам храм вряд ли сможет конкурировать с европейскими соборами по части роскошной архитектуры или внутреннего убранства. Все очень просто и местами даже, пожалуй, аскетично. Но очень скоро захлестывают эмоции, когда понимаешь, что именно здесь Сын Божий закончил свои дни. Фасад храма поврежден заметной трещиной. Она появилась после одной из церковных ссор, в разгар которой Божественный Огонь сошел на одну из стен. Храм Гроба – это практически храм в храме. Он разделен между шестью конфессиями христианской церкви, так что здесь можно увидеть молящихся католиков, православных греков, армян и так далее.
По короткой деревянной лестнице поднимаемся на Голгофу – гору, где возвышался крест с распятым Христом. «Не верьте голливудским фильмам, где Голгофа изображается как огромной высоты гора, – предупреждает Марк. – Люди, распявшие Христа, были очень практичными. Распятые преступники должны были находиться достаточно близко, чтобы служить назиданием для остальных и быть постоянно у них перед глазами. К тому же, им не было смысла затевать долгую процессию. Так что это самое лобное место – всего лишь небольшое возвышение».
Спустившись с Голгофы, паломники прикладываются к камню миропомазания, куда после казни положили тело Иисуса. Затем нас ведут к Кувуклии – непосредственно к Гробу Господню. Именно сюда перенесли снятое с креста тело Иисуса, и здесь он воскрес на третий день после смерти. Внутри очень тесно, и священнослужитель разрешает входить в разделенное пополам помещение по десять человек. Сама пещера вмещает в себя трех-четырех человек одновременно. От одной только мысли о том, что здесь каждый год на Пасху происходит такое чудо, как схождение Благодатного Огня, пробивает дрожь...
Из храма наша группа выходила молча или тихо перешептываясь. Погрузившись в собственные эмоции, мы отправляемся к Стене Плача – еще одной достопримечательности Израиля. Нам рассказали, что стена – это то, что осталось от огромного храмового комплекса. Монументальность стены поражает: в ее основании находятся плиты весом по 400 тонн каждая, что в десятки раз больше плит, использованных при строительстве египетских пирамид. У Стены Плача всегда многолюдно: здесь много туристов и, конечно, молящихся евреев колоритной внешности. Женщины и мужчины молятся отдельно.
Из воспоминаний туриста: «У стены ко мне почти сразу подошел один еврей: в шляпе, с пейсами – все, как положено. И начал мне рассказывать, как молиться, как прикладываться к стене, что говорить. А потом сказал: “С тебя столько-то шекелей”. “За что?” – опешил я. “Как за что? Это же я тебя всему научил!”».
Стало традицией писать у Стены Плача письма Богу. Считается, что загаданные желания, просьбы и молитвы обязательно найдут поддержку свыше (а это довелось проверить на себе!). Но, как предупреждают мудрецы, надо быть осторожным со своими желаниями, ведь они могут сбыться.
P.S.: Можно долго вести теологические споры о том, насколько правдива история жизни и деяний Христа. Но, кажется, увиденное впечатлило даже самых отъявленных скептиков. Со Святой Земли каждый увозит свои впечатления и частичку чего-то сокровенного, о чем, наверное, рассказать можно не всем и не всегда.
Фото: Фото Ольги ЛОЗОВЯГИНОЙ