—тресс, конечно, испытывают не только первоклассники, но и их родители
—тресс, конечно, испытывают не только первоклассники, но и их родители

ќсталс€ ровно мес€ц до конца благословенного лета, а, значит, и ровно мес€ц до начала школьных зан€тий. √од назад мы делали большой цикл публикаций с психологами и педагогами о том, как подготовить малышей к школе.

≈сли вашему ребЄнку до школы было ещЄ как до Ћуны, то вы его наверн€ка не читали. ѕоэтому, если этой осенью вам впервые предстоит пережить волнение за первоклассника, мы собрали самые главные рекомендации родител€м в один материал. »так, готовьтесь, мамы и папы, воспользовавшись этими 11-ю советами мудрейших.

 ак настроить ребЄнка на учЄбу

—овет от кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии »нститута психологии ”р√ѕ” ёлии ¬од€хи.

ќб€зательно нужна положительна€ установка: рассказывайте своим дет€м, как сами ходили в школу, про свою первую учительницу, друзей и первые достижени€.

Ћучше, когда есть возможность познакомить ребЄнка со школой заранее. ≈сли у вас впереди ещЄ год, узнайте, есть ли в школе классы по подготовке детей. ѕосле этих зан€тий дети адаптируютс€ намного быстрее.

≈сли ваш ребЄнок домашний, то есть не ходил в детский сад, постарайтесь подготовить его при помощи зан€тий в школах развити€. ” домашних детей адаптаци€ пройдЄт легче, если у них есть опыт работы в коллективе, будь то секци€ по айкидо или изостуди€.

ќчень важно соблюдать режим, в случае с домашними детьми — особенно. ≈сли семь€ ложитс€ спать и встаЄт в одно и то же врем€, то никаких проблем с ранним пробуждением у ребЄнка не будет. ƒл€ сна необходимо 8–9 часов, желателен и непродолжительный дневной сон.

–ассказывайте дет€м о том, какими школьниками были вы
–ассказывайте дет€м о том, какими школьниками были вы

Ќасколько строгими родител€ми нужно быть

—овет от доктора психологических наук, профессора кафедры общей психологии »нститута психологии ”р√ѕ” ≈вгении Ќабойченко.

¬ажно создать у ребЄнка ощущение того, что окружающий мир настроен к нему доброжелательно.

Ѕывают родители с авторитарным подходом, которые «лучше всех всЄ знают». ¬ таких семь€х самые несчастные дети, потому что у их родителей очень высока€ планка. Ћучша€ оценка из их уст звучит так: «“ы сделал хорошо, но мог сделать ещЄ лучше».

ƒруга€ группа родителей говорит, что не важно, как ребЄнок учитс€, — главное, чтобы ему было хорошо. ј что такое хорошо?  огда не захотел идти на урок и не пошЄл? Ёто уже попустительство. —уществует третий подход, который не калечит психику ребЄнка, — когда родители вникают во все интересы ребЄнка, но не занимают полностью это пространство, а помогают ему выбрать.

√лавное — помогать ребЄнку делать выбор, вника€ в его интересы
√лавное — помогать ребЄнку делать выбор, вника€ в его интересы

 ак сформировать у ребЄнка адекватную самооценку

—овет от старшего преподавател€ кафедры общей психологии »нститута психологии ”р√ѕ”, педагога-психолога 135-го лице€ ≈лены ƒрозденко.

—амооценка ребЄнка формируетс€ на основе того, как его оценивают родители: какой он — хороший, добрый, ответственный.

ћамам и папам необходимо хвалить ребЄнка за личностные достижени€. ≈сли ребЄнок не в силах что-то сделать самосто€тельно, то не следует обвин€ть его в том, что он неумЄха, беспомощный. —ледует помочь ребЄнку, направить.

Ќеобходимо понимать, что хвалить ребЄнка надо действительно за достижени€, а не за его элементарные навыки и умени€. —ама похвала — это нека€ оценка зачастую не действий ребЄнка, а его личности. Ќапример, в ситуации, когда ребЄнок нарисовал красивый рисунок, не следует говорить ребЄнку о том, что он самый лучший, надо сказать: «–исунок у теб€ получилс€ замечательный, € вижу, ты очень старалс€!»

«а хорошие рисунки не грех и похвалить — это повышает самооценку
«а хорошие рисунки не грех и похвалить — это повышает самооценку

 ак боротьс€ с детской стеснительностью

–азъ€сн€ет старший преподаватель кафедры общей психологии »нститута психологии ”р√ѕ” ≈лизавета —оловьЄва.

ќ причинах стеснительности спор€т: есть мнение о том, что если родители были стеснительные, то и дети могут быть стеснительными, то есть застенчивость передаЄтс€ по наследству. ƒругие специалисты считают, что стеснительности ребЄнок учитс€.

„аста€ причина стеснительности — это неуверенность в своих силах. ћамам и папам надо внимательно относитьс€ к тому, что они говор€т своему ребЄнку, как они хвал€т и ругают. ¬ажно хвалить или ругать не личность ребенка, а конкретный поступок.

≈сли ребЄнок боитс€ ошибитьс€, ответить неправильно, то важно понимать, что этот страх откуда-то вз€лс€, кто-то сказал ребЄнку, что ошибатьс€ — это плохо, стыдно, некрасиво. ¬еро€тно, это сделали родители или учитель. „тобы исправить эту ситуацию, надо донести до сознани€ ребЄнка, что ошибатьс€ — это нормально, естественно.

≈сли ребЄнок стесн€етс€ идти к доске, возможно, кто-то слишком сильно критиковал его за ошибки
≈сли ребЄнок стесн€етс€ идти к доске, возможно, кто-то слишком сильно критиковал его за ошибки

 ак будить ребЄнка в школу по утрам, провожать и встречать

—оветы от кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии ”р√ѕ” »рины «аусенко.

»ногда у детей бывает по утрам плохое настроение, но надо тоже с пониманием относитьс€ к этому. ≈сли у ребЄнка плохое настроение, не надо водить вокруг него хороводы, «давай € тебе и то сделаю, и это». Ќадо как-то поспокойнее, но эту поддержку дать: «да, у мен€ тоже иногда бывает плохое настроение по утрам».

–одител€м надо присмотретьс€, сколько времени ребЄнку утром требуетс€ на сборы.  ому-то 15 минут, кому-то 40. ѕортфель можно складывать с вечера. Ќо посмотрите, сколько времени ребЄнку надо от пробуждени€ до выхода из дома, чтобы спокойно всЄ сделать. Ѕудите ребЄнка, учитыва€ это врем€, и настраивайте на позитивный лад.

ѕровожа€ в школу, никаких особых слов говорить не надо, просто «пока, удачи» или так, как это прин€то в вашей семье между взрослыми. “очно не надо давать негативных установок, таких как «давай без замечаний», «давай без двоек сегодн€», он ничего ещЄ не сделал, а ему уже говор€т про замечани€.

¬стреча€ из школы первоклассника, интересуйтесь его жизнью, а не только учЄбой. Ќаблюдайте за его состо€нием. ѕоддерживайте, если произошла неудача, важно помочь ему проанализировать ситуацию, а не ругать.

Ќадо дать ребЄнку врем€ спокойно собратьс€, но не водить вокруг него хороводы
Ќадо дать ребЄнку врем€ спокойно собратьс€, но не водить вокруг него хороводы

Ќужно ли наказывать за враньЄ

–ассказывает кандидат психологических наук, доцента кафедры общей психологии ”р√ѕ” ≈катерина »ванова.

≈сть возрастной период 4–5 лет, который мы называем возрастом фантазировани€. –азвиваетс€ мыслительный процесс, ребЄнок играет словами, изобретает новые идеи. Ќе нужно этого пугатьс€.  огда ребЄнок идЄт в школу, в 6–7 лет, встаЄт друга€ задача: научитьс€ различать реальность и вымысел и понимать, когда полезно про€вить фантазию, а когда это неуместно.

„тобы не было непонимани€, родители должны быть сами максимально честны с ребЄнком. ѕотому что бывает так, что в семье ссора, а ребЄнку представл€ют красивую картинку, ребЄнок это интуитивно чувствует и нервничает. Ћожь в данный период — это симптом, надо разбиратьс€ в причинах.

≈сли ребЄнок врЄт, значит, его отношени€ с родител€ми формализованы, его воспринимают через призму оценок. Ќапример, «я за теб€ тут деньги плачу, ты мне, пожалуйста, предоставь результат любой ценой». –ебЄнок школьного возраста начинает лгать, когда он не справл€етс€ со своей жизненной ситуацией.

‘антазировать — нормально, но к 6–7 годам нужно объ€снить, когда фантазии уместны, а когда — не очень
‘антазировать — нормально, но к 6–7 годам нужно объ€снить, когда фантазии уместны, а когда — не очень

„то делать с ленью

–азъ€сн€ет преподаватель ”р√ѕ”, практикующий психолог Ќаталь€ ≈рмаченко.

»ногда дети лен€тс€, потому что привыкли к чрезмерной заботе родителей, которые всЄ делали за них. “аким дет€м проще быть пассивными.

ƒругие кажутс€ ленивыми, потому что имеют какие-то нарушени€ в развитии. “рудолюбивые, они готовы всЄ выполн€ть, но быстро устают, поэтому чего-то не доделывают. –одител€м надо в первую очередь пон€ть, почему ребЄнок ленитс€, и попытатьс€ убрать причину, и лень уйдЄт.

Ѕесполезно говорить первокласснику, что надо хорошо учитьс€, чтобы получить хорошую работу, чтобы много зарабатывать. ƒл€ ребЄнка такого возраста это очень далЄкие перспективы, ему неинтересно, что он получит в 17 или 20 лет. Ћучше сказать: «ѕрочитай, а потом расскажи мне, € этого не знаю. я училась очень давно, уже всЄ забыла». “огда у ребЄнка стоит задача узнать самому и рассказать маме.

Ќадо попытатьс€ пон€ть, из-за чего ребЄнок ленитс€ и не хочет учитьс€
Ќадо попытатьс€ пон€ть, из-за чего ребЄнок ленитс€ и не хочет учитьс€

 ак научить давать отпор незнакомцу

’ороший алгоритм от кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии »нститута психологии ”р√ѕ” ћаргариты ћельниковой.

ѕервое — объ€сните ребЄнку, кто такой знакомый человек. Ёто тот, кого знают мама и папа, о ком родители говор€т, к кому можно приходить в гости и даже оставатьс€ у него ночевать. ƒалее вырабатываетс€ последовательность действий в ситуации, если незнакомый человек пытаетс€ приблизитьс€ или заговорить с ребЄнком: а) посмотреть на этого человека; б) отойти на безопасное рассто€ние; в) извинитьс€; г) убежать и сразу рассказать взрослым (учителю, воспитателю, родител€м, консьержу) — тому, кого ребЄнок знает и посто€нно с ним общаетс€.

ћожно проиграть ситуацию встречи с незнакомцем на улице и даже помен€тьс€ рол€ми, когда ребЄнок будет играть роль незнакомца.

ѕонаблюдайте за действи€ми ребЄнка в ситуации провокации. ћожно попросить, например, коллегу, которого ребЄнок не знает, чтобы тот попросил показать дорогу куда-нибудь. ≈сли ребЄнок согласитс€ на такую провокацию, то это значит, что он не готов к такой ситуации и нужно возвращатьс€ к этапу № 1.

¬ажно объ€снить ребЄнку, каких людей причисл€ть к кругу близких знакомых, а от кого держатьс€ подальше
¬ажно объ€снить ребЄнку, каких людей причисл€ть к кругу близких знакомых, а от кого держатьс€ подальше

 ак выбрать дополнительные зан€ти€

–ассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ”р√ѕ” ёли€ ¬од€ха.

«ан€ти€, св€занные с физическими упражнени€ми, лишними не будут точно. Ќапример, плавание, хореографи€. –ечь идЄт о зан€ти€х, которые нос€т оздоровительный характер.

Ќе стоит забывать об эстетическом воспитании — творческих студи€х, кружках рисовани€.

≈сть исследовани€, что у девочек, которые занимаютс€ рисованием, повышаютс€ результаты в математике. ¬озможно, это св€зано с тем, что в математике требуетс€ така€ способность, как моделирование, а рисование развивает эту способность. «ан€ти€ музыкой помогают в изучении русского и иностранных, особенно восточных €зыков. Ѕлагодар€ зан€ти€м музыке развиваетс€ интонационна€ чувствительность.

Ќо всЄ это без фанатизма. Ќеобходимо помнить об опасности перегрузок. Ќе нужно перегружать ребЄнка, «танцевать» все выходные или ходить на спортивные тренировки по два раза в день. ” ребЄнка должно быть свободное врем€.

–исование, оказываетс€, помогает учить математику
–исование, оказываетс€, помогает учить математику

 ак усмирить гиперактивного ребЄнка

—оветы от кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии »нститута общей психологии ”р√ѕ” ћаргариты ћельниковой.

√иперактивность — это состо€ние, при котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. ¬ случае, когда это состо€ние сопровождаетс€ нарушением внимани€, то оно рассматриваетс€ как синдром дефицита внимани€ с гиперактивностью (—ƒ¬√). »менно синдром неустойчивого внимани€ и €вл€етс€ главной проблемой в школе. “акой ребЄнок может задачу наполовину не решить и не обратить внимание на это.

” такого ребЄнка, во-первых, надо чЄтко организовать распор€док дн€ и не мен€ть его на прот€жении продолжительного времени. ¬о-вторых, создать спокойную, психологически благопри€тную обстановку дл€ ребЄнка с минимальным количеством предметов, отвлекающих внимание ребЄнка. ¬-третьих, обеспечить естественные формы активности ребЄнка. ¬-четвЄртых, организовать посещение спортивных секций и зан€тий.

√иперактивным дет€м нужен режим дн€ и зан€ти€ спортом
√иперактивным дет€м нужен режим дн€ и зан€ти€ спортом

 ак научить ребЄнка тайм-менеджменту

ќ детском тайм-менеджменте — старший преподаватель кафедры общей психологии »нститута психологии ”р√ѕ”, педагог-психолог 135-го лице€ ≈лена ƒрозденко.

ƒл€ начала с ребЄнком нужно обговаривать распор€док дн€, чтобы он знал, какие дела ждут не только сегодн€, но и завтра. ћожно какое-то врем€ вместе собирать рюкзак, потом довер€ть это ребЄнку и провер€ть за ним, пока он не будет сам справл€тьс€. ≈щЄ можно делать «календарик-пинарик». ЅерЄтс€ лист бумаги, расчерчиваетс€ на 7 вертикальных колонок по дн€м недели и 4–5 горизонтальных колонок (по количеству недель), и вместе с ребЄнком он заполн€етс€. Ќапример, в этот день идЄт на кружки, можно обозначить это событие каким-то символом, наклейками, р€дом прописать врем€. —начала этот календарь ребЄнок делает с родител€ми, а потом сам.  ак правило, его размещают на видном месте — над письменным столом или на холодильнике.

Ќе секрет, что больше всего детей отвлекает телевизор, компьютер и, конечно же, телефон. Ћучше с самого начала договоритьс€, что гаджеты во врем€ выполнени€ заданий надо убирать. », конечно, начинать это делать не с первого класса, а ещЄ с детского сада, чтобы исключить в дальнейшем пагубное вли€ние гаджетов.

„тобы ничего не позабыть, полезно составл€ть расписание на неделю
„тобы ничего не позабыть, полезно составл€ть расписание на неделю