
РКШ идеально подойдет людям, которые ставят в приоритет нравственное воспитание
Отсутствие у детей мотивации к получению знаний является непосредственной причиной кризиса современного российского образования, особенно в области русского языка, истории и литературы. Полноценное развитие возможно только при условии гармоничного сочетания традиционных ценностей и инновационных технологических процессов как взаимодополняющих сторон общественного развития.
Одним из главных идеологов укрепления национального образования стала Татьяна Анатольевна Алтушкина — мать шестерых детей, супруга мецената, общественного деятеля и основателя Русской медной компании Игоря Алексеевича Алтушкина. Татьяна Анатольевна собрала команду единомышленников-профессионалов, которая смогла адаптировать к современным условиям использовавшиеся ранее методики и найти лучший вариант для обучения детей. Благодаря их труду и появилась в 2000-х образовательная система «Русская Классическая Школа» (РКШ), которая основана на величайших трудах К. Д. Ушинского в области словесности и на системе А. С. Пчёлко, Г. Б. Поляка и А. П. Киселёва в области математики.
РКШ — это современная инновационная образовательная система, которая базируется на лучших, проверенных временем традициях отечественной педагогики с учетом современных тенденций.
О том, как работают по РКШ в Краснодаре, рассказала руководитель центра РКШ «СОзнание» — Затонская Алла Валерьевна.
— В чем отличие РКШ от общеобразовательных и частных школ?
— РКШ развивается как не коммерческий проект, у нее нет франшиз, а обучающие курсы для родителей и педагогов проводятся абсолютно бесплатно. Методика подразумевает постоянную и очень серьезную академическую работу со стороны педагогов. Педагоги, вдохновленные и работающие по РКШ, максимально мотивированы, не потому что легко, а потому что результатом их работы становятся очень грамотные и воспитанные дети. Благодаря этому РКШ уверенно развивается, и многие тысячи людей по всей России и за рубежом выбрали ее для своих детей.
— Что беспокоит родителей, когда речь заходит об образовании их детей?
— Конечно, физическая и психологическая безопасность. В нашем центре созданы комфортные доверительные отношения с воспитанниками и их семьями. Этот принцип заложен и в названии нашего центра, Семейно-Ориентированное знание. Наши педагоги, дети и родители действительно воспринимают наш центр как семью, чему мы, конечно же, несказанно рады.
Не менее важным моментом для родителей является качество образования. Ведь школьная программа недостаточно глубока и не в полной мере удовлетворяет предъявляемым запросам современного общества. Центр «СОзнание» на протяжении 6 лет работает по классической методике, которая основывается на возрастных нормах развития ребенка и дает фундаментальные знания по каждой изучаемой дисциплине.
Еще одним немаловажным фактором успешного обучения ребенка является индивидуальный подход. В группах, где не более 15 детей, без внимания со стороны педагога не останется ни один воспитанник.



— Кому подойдет РКШ?
Последователи РКШ часто пишут, что РКШ — лучшая из всех программ, что она идеальна и универсальна и подходит всем. Мы с этим полностью согласны, но стоит всё же уточнить, кому в реальности подходит РКШ, а кому нет. Для успеха нужны определенные условия:
Поддерживать формирование целостного христианского мировоззрения и нравственных качеств.
Признавать тот факт, что ребенку может быть не всегда интересно учиться, но при этом ему это под силу.
Поддерживать интерес ребенка методическими приемами, а не игрой и развлечением.
Выстраивать программу обучения в зависимости от логики изучаемого предмета.
Ценить традиционное воспитание, дисциплину и уважение к педагогам и знаниям.
Так вот люди, в полноте разделяющие эти убеждения и предпочтения, являются теми, кто вместо обещанных маркетингом больших выгод дает нам нечто гораздо более важное — чувство сопричастности к своей стране, своему народу и ощущение того, что ты не зря живешь свою жизнь.



— В чём особенность РКШ?
— Русская классическая методика построена с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. Учебный материал подается постепенно, от простого к сложному, что позволяет детям легко усваивать новые знания и закреплять их на практике.
Ключевой принцип заключается в том, что всё должно быть ребенком прожито, осознано и осмыслено. Поэтому на занятиях мы активно используем наглядный дидактический материал, что помогает лучше понимать и применять полученные знания. Когда ребенок уверенно осваивает материал, у него естественным образом возникает желание узнавать больше.
Мы прививаем детям любовь к труду, доброту, честность и уважение к окружающим. Важным аспектом является учет национальных традиций и культурных особенностей нашего общества, что помогает формированию патриотизма и любви к Родине.
— Как выстроен распорядок, чтобы ребенок не уставал, а развивался?
— Дети могут находиться в центре с 08:00, занятия начинаются в 09:00. Первоклашек знакомят с системой обучения постепенно: сначала занятия идут по 30 минут, потом время увеличивается, также плавно увеличивают и количество занятий. Предполагается, что такой подход не травмирует ребенка, а домашние задания не превращаются в наказание для всей семьи. Домашние задания дети выполняют совместно с педагогами, что помогает понять качество усвоенного материала и оперативно помочь ребенку, если это необходимо.
В нашем центре детей учат осознанно читать, в соответствии с произносительными литературными нормами, грамотно писать, развивать все виды памяти, внимание, собранность, прививают желание учиться и познавать, ведь природная тяга к знаниям есть у каждого ребенка. Образовательный процесс нацелен на сохранение этой любознательности.
В центре также есть дополнительные занятия на выбор: шахматы, нестандартная математика, робототехника, живопись, вокал, хореография, театральная студия и многое другое. В течение года проводятся экскурсии по территории края и 1–2 раза в год выезд в другие регионы РФ, например в текущем учебном году на весенних каникулах дети посетили с экскурсией Тульскую область, а в прошлом году — г. Санкт-Петербург и г. Волгоград. Летом на базе центра работает летняя площадка тематической направленности. Уже не первый год проводятся внеурочные мероприятия: ярмарка, день самоуправления, праздничные концерты, посвященные Дню Матери и Дню Победы.



— Какие ценности вы считаете важными в воспитании?
Очень значимым является развитие личностных качеств учащихся и создание поддерживающей учебной среды. Мы уделяем особое внимание таким ценностям, как любовь и доброта — стремимся создать атмосферу, в которой каждый ребенок чувствует себя нужным и важным.
Мы воспитываем уважение к себе, к окружающим, к природе, к старшим, поощряем честность и искренность. Формируем любовь к родине, к истории и культуре своей страны. Важное место занимают семейные ценности и сохранение традиций.
Все эти ценности отражены в образовательной программе, в социальной активности педагогов, воспитанников и родителей, в культурных мероприятиях, которые расширяют кругозор и воспитывают эстетический вкус.
— Как выстраиваете взаимодействие с родителями?
— Полноценного успеха в развитии ребенка без участия родителей добиться невозможно, мы активно привлекаем их. Проводим регулярные собрания, где обсуждаем успехи детей и задачи, которые нужно решить вместе, планируем совместные мероприятия и получаем обратную связь.
Для оперативного обмена информацией используем чаты. Вместе организуем проекты: спектакли, экскурсии и другие мероприятия. Предлагаем консультации по вопросам воспитания. Поощряем родителей, дети которых добиваются больших успехов в обучении.

У нас большие планы на будущее. В новом учебном году на базе центра начинает свою работу организация юных разведчиков России. Чтобы идти в ногу со временем, мы продолжим работу по созданию новых классов и лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием для развития детей.
— Какие цели ставите перед собой на ближайшие годы?
— У нас большие планы на будущее. В новом учебном году на базе центра начинает свою работу организация юных разведчиков России. Чтобы идти в ногу со временем, мы продолжим работу по созданию новых классов и лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием для развития детей.