В Краснодаре в марте начали действовать новые правила благоустройства, в том числе требования к вывескам. Теперь владельцам бизнесов на магистральных улицах и в историческом центре города нельзя использовать латиницу в названиях, за некоторыми исключениями.
Английский язык в бытовой сфере встречается всё реже, при этом в последние годы многие россияне всё чаще задумываются о переезде за рубеж. Эти обстоятельства подталкивают всё больше людей начать подтягивать свои знания иностранного языка.
Преподаватель английского, владелец частной школы Екатерина Ташкина дает уроки в Краснодаре. Корреспондент 93.RU пообщался с репетитором и узнал, как обстоят дела со знаниями иностранного языка в краевой столице и зачем люди идут его учить.
Екатерина преподает английский уже более 25 лет. Она окончила факультет лингвистики в Самаре, является кандидатом филологическим наук, доцентом и магистром. Имеет кембриджский сертификат CELTA, дающий право преподавать во всём мире. Частные уроки она начала давать в 2012 году, пройдя через все сложности российской образовательной системы. В Краснодаре женщина учит с 2018 года, это уже ее третья школа.
— В неделю у меня около 30 учеников. Самое отрадное, что достаточно много взрослых (порядка 25%) приходят, чтобы повысить свой уровень по каким-то рабочим нуждам или для личного роста. Также есть дети, которые сами хотят получить высокие баллы на экзаменах. Это как раз основная цель моей школы — дать возможность достичь хорошего результата на ОГЭ, ЕГЭ. И еще одна категория — дети, которых привели родители. В основном помладше, пятый-седьмой класс. Когда мама очень хочет, а ребенок пока не заинтересован. Приходится создавать атмосферу языковую, замотивировать карточками, покрутить фонарики, станцевать.
По словам Ташкиной, нынешним ученикам сложнее, чем учащимся прошлых лет.
— В школе никто никого не готовит. В Краснодаре уровень учителей чрезвычайно низкий. Поэтому дети просто вынуждены обращаться к репетиторам, чтобы получить проходной балл. А получить бюджетное место сейчас намного сложнее, чем раньше, — их количество сократилось просто до минимума. Мой собственный ребенок в этом году идет на архитектурный и в качестве предмета на выбор также сдает английский, так в ее вузе четыре бюджетных места.
Среди учеников Екатерины встречается самый разный контингент.
— Некоторые приходят и удивляют меня. В основном уровень знаний у выпускников начала 2000-х действительно хороший. А есть люди, которые пришли после школы или университета и показывают просто ноль знаний английского — мне приходится начинать с глагола to be. Многие подростки, которые в свое время часто общались с иностранцами в каких-нибудь онлайн-играх, показывают достаточно хороший уровень. Но есть такие ребята, у которых в голове полная дыра. Пришел восьмиклассник, учится в соседней школе — он не знает вообще ничего. Сказал, что на уроках просто сидит тихо и его никто не спрашивает. Он учебник даже не читал.
Ситуация, по мнению репетитора, требует срочных перемен.
— Когда я работала учителем на замене, я старалась давать детям как можно больше. Российскими учебниками английского я вообще не пользуюсь, у меня к этим изданиям очень много вопросов. Сейчас наших учеников совершенно не мотивируют к получению знаний, зато спрашивают с них потом сполна. Проблема отчасти в том, что нынешний формат ЕГЭ сформирован не на базе школьных знаний — его сверху спустили, и всё. Я на 100% уверена, что нынешние учителя сами этот ЕГЭ не сдадут, потому что они его не знают, они не знакомы с форматом и вообще не владеют нужным объемом знаний. Что говорить тогда о детях, многие из которых правда хотят выучить язык, но не выходит. Поэтому они вынуждены идти ко мне и платить деньги, чтобы получить те знания, которые должны были дать им в школе. Обидно.
Причина происходящего, считает эксперт, кроется отчасти в переполненности школ.
— В частности, такую плачевную ситуацию определяет количество учеников в классе. Их слишком много. В группе английского языка не должно быть больше 10 человек. Реальность же такова, что, если в классе 40 человек, никто не будет делить их на 4 группы, в лучшем случае на 2. И 20 человек, которые даже если пытаются в чем-то разобраться — это нереально. Нужно дать материал, отработать, прослушать его вместе, вывести в речь. Никто за 45 минут этого сделать не успеет. В классах порой даже магнитофона нет, чтобы просто послушать обывательскую английскую речь.
Мешает развитию детей, как ни странно, развитие интернета. В Сети давно можно найти практически все ответы на вопросы, но дети пользуются этим по-своему.
— В интернете есть сайт ГДЗ (портал с готовыми домашними заданиями для 1–11-х классов. — Прим. ред.). Что делают дети? Копипастят! Переписывают ответы, не включая мозг ни на секунду. Если у ребенка нет цели и понимания того, насколько важен английский, то он его учить не будет. И в будущем ему это аукнется. Мне лично смешно смотреть на всякие ролики популярных блогеров в «Ютьюбе», где они путешествуют и на пальцах иностранцам пытаются что-то объяснить.
Екатерина уверена, что, пока учителя не перестанут воспринимать работу как каторгу, положение не изменится.
— Самое главное — нужно повысить мотивацию самих учителей. Чтобы они были заинтересованы в прогрессе своих учеников. Нужны проекты, программы обмена. Сейчас всем пофиг, и я не только про английский язык. Человек отработал, позаполнял бумажки — и всё это с одной мыслью в голове: скорее бы домой. Хорошо, что сегодня люди имеют возможность получать знания не только в школах и вузах, иначе было бы совсем плохо.
Обывателям, которые хотят повысить свой уровень иностранного языка, эксперт советует обратить внимание на онлайн-школы.
— Это, как ни странно, работает. Конечно, желательно, чтобы был преподаватель, который контролирует учебу. Одно дело грамматика, другое — непосредственно речь. Теорию одному можно выучить, но практику следует проговаривать с кем-то. Конечно, есть школы с очень странными программами, где хаос полнейший. Разделы смешаны и мешают нормально учить язык. Или там дают совершенно неактуальные знания — люди учат какие-то «рыцари», «замки». Зачем? Так что выбирать следует с умом.
Впрочем, частные школы, считает Ташкина, дают намного больше и быстрее, чем самообучение.
— Можно прийти в группу, где человек пять, и получить актуальные знания. Потому что если человек позволил себе открыть школу, то, наверно, он все-таки не дурак и научить может. А те, кто боятся это делать, уходят в школу и ненавидят каждый день, проведенный там. Для меня наибольшее счастье, когда ученик дает результат. И чем больше таких людей в нашем городе, тем лучше.
Напомним, в вузах пророчат рост проходных баллов благодаря пересдачам ЕГЭ. Что ждет выпускников-2024 — читайте на сайте.