В Краснодаре около десяти частных школ, обучение в которых за год обходится в 200 тысяч рублей и более. Казалось бы, зачем платить? Тем более в стране, где гарантированы доступность и бесплатность школьного образования.
Тысячи семей готовы оплачивать обучение в частной школе, потому что видят преимущества. Стоит ли перевести туда своего ребенка? Ответ дала «Альтернатива», одна из самых старых частных школ Краснодара. Учреждение сотрудничает с ЮНЕСКО. В материале — о том, как руководство отстаивало свое право на честные оценки в 90-х и как воспитывает детей сейчас, как сумело сохранить советский подход к образованию и привнести в него бережное отношение к личности.
Пансион, в котором разве что не переночуешь
В классах частной школы «Альтернатива» не более 18 человек, а в параллели всего один класс (за исключением пятого). Работа в малых группах более эффективна — она сочетает индивидуальный подход и коллективную работу. Учитель выстраивает занятия с учетом психоэмоциональных и интеллектуальных особенностей каждого ученика, рассказывает директор «Альтернативы» Юрий Спица:
— Учитель может уделить каждому ученику больше времени, и это главный плюс небольших классов. Все дети разные. Ученики, которые не показывают высоких результатов, получают в малой группе громадный шанс активно участвовать в процессе обучения, параллельно развивая социальную компетенцию.
Дети находятся в школе практически весь день — по сути, это дневной пансион. Учебный день начинается в 08:30 и длится 5–7 уроков. Расписание в «Альтернативе» почти такое же, как в государственных школах. Но после звонка с последнего урока ученики переодеваются в свободную форму и отдыхают, а потом приступают к выполнению домашнего задания. Жесткой дисциплины в это время уже нет: школьники общаются, решают задачки по группам или самостоятельно, за партами или на диванах.
В это же время они посещают кружки и факультативные занятия. В школе есть спортивные секции, хореография и изостудия, вокальный кружок и мастерская читателя, веселый английский и лаборатория «Главный элемент».
Еще в «Альтернативе» почти ежедневно проходят внутренние и выездные мероприятия: конкурсы, выставки поделок, социальные акции, концерты, постановки спектаклей, коллективные походы в театр, музеи и библиотеку, познавательные экскурсии и экспедиции. К примеру, в День рождения школы — 1 октября — весь большой дружный коллектив «Альтернативы» выезжает на природу, ребята устраивают поздравительный концерт, участвуют в квестах и спортивных соревнованиях.
В течение дня дети завтракают, обедают и полдничают, выполняют домашнее задание, занимаются творческими делами и проектами, и домой уже приходят, чтобы поужинать и переночевать, добавляет директор.
Постоянная преемственность
В школе хорошо развита преемственность.
— Мы берем детей в детсад с трех лет. Они узнают своего будущего учителя в начальной школе. Дети, которые учатся в четвертом классе, знают учителей, которые будут работать с ними в пятом. Нет болезненного перехода, который может пошатнуть их желание учиться, — говорит завуч Наталья Мишакова.
Из-за того что детей немного, все друг друга знают и ощущают взаимную ответственность, создается особая теплая атмосфера. Однажды пятиклассники создали для воспитанников детсада при школе экспозицию в честь 60-летия первого полета в космос.
Бывшие школьники приводят сюда своих детей — учителя ласково называют их «внуками». Выпускники, поступившие в вуз, часто приходят навестить школу.
Советский подход, но современное отношение к личности
В своей школе Юрий Спица стремится сохранить советские стандарты образования.
— Когда все перешли на кабинетную систему, мы были единственной школой в городе, которая оставила советскую классно-урочную систему. У каждого класса свой кабинет, они практически никуда не ходят, а учитель идет к ним. Родители одобряют такое. Дети не ходят по коридорам, нет хаоса, — подчеркивает собеседник. — В школе учитель — не просто педагог, но старший товарищ и наставник.
При этом в школе улучшили отношения между педагогом и учеником.
— Какое отношение к учителю было тогда в семьях? «Пункт первый: учитель всегда прав. Пункт второй: если учитель не прав, смотри пункт первый». Мы перешли к другим отношениям, это сотрудничество. Это отношения, в которых все ученики чувствуют себя личностями, — отмечает Юрий Спица.
Ученики второго и десятого классов рассказывают, что не хотели бы променять школу на любую другую.
Оценки можно заработать только в поте лица
В школе строгие требования к педагогам, продолжает директор. Их выдерживают не все.
В «Альтернативе» каждый год учебный план формируется путем анкетирования с учетом запросов детей и родителей. Школьная программа там соответствует государственному стандарту, обучающиеся выбирают дополнительное образование.
Бытует мнение, что в таких учреждениях оценки ставят за деньги, а коммерциализация процесса создает из ученика клиента. Вот что говорит об этом Юрий Спица:
— Нам пытались родители в 90-х годах навязать эти отношения. Приходили и говорили: «Ставьте моему ребенку вот такую оценку, нам нужен аттестат с отличием, я же вам плачу». Пришлось с этим бороться, и мы победили систему. Оценки надо заработать в поте лица, а дурака можно валять в другом месте.
Попадают в школу не все, а только те, кто успешно прошел собеседование по трем предметам: английскому, математике и русскому языку (за исключением первоклашек).
— Если школьник не проявляет достаточных познаний по этим предметам, мы его не принимаем, объясняем, что нужно еще позаниматься. Конечно, есть нюансы — ребенок же мог переволноваться, а может, просто бездельничал раньше, но учиться в целом готов. Поэтому мы проводим дополнительные собеседования, — поясняет директор.
«Человек читающий — это человек умнеющий»
Частные школы нередко сотрудничают с международными организациями. Например, «Альтернатива» является ассоциированной школой ЮНЕСКО (учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры). Здесь обучают межкультурному диалогу, духовным и нравственным ценностям. Развито сотрудничество в сфере заботы о природе: дети участвуют в конкурсах и олимпиадах, снимают фильмы и социальные ролики о реках, растениях, собирают макулатуру, а на заработанные деньги покупают корм для питомцев «Краснодога».
Английский язык здесь изучают до пяти часов в неделю. Первые занятия проводятся еще в детском саду в игровой форме. Старшие школьники выезжают в языковые лагеря недалеко от Лондона. Многие выпускники продолжили образование в вузах Франции, Чехии, Великобритании, Австралии, США и Болгарии.
При этом директор выступает против того, чтобы отечественные кадры оставались за границей:
— Мы не ставим цели отдать детей в зарубежные вузы. Мы возим их за границу и обучаем качественно английскому, потому что это язык международного общения. Но мы хотим наших умных детей отдать в наши умные вузы.
Большое внимание в школе уделяют культуре чтения. На базе школы работает региональное отделение межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения». «Альтернатива» является инициатором и организатором двух крупных конкурсов. В краевом состязании Bookworm дети читают произведение на английском языке, а затем публично излагают и обсуждают прочитанное, отвечают на вопросы жюри. Еще один конкурс — «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» — всероссийский. Дети состязаются в умении поэтической декламации и визуального представления стихотворения.
Подытоживая
Так сколько же стоит альтернативное обучение? Учебный год с 1 сентября по 25 мая обойдется родителям первоклассников в 267 тысяч рублей, для всех остальных классов — 276 тысяч рублей. За детский сад родители платят 21 тысячу рублей ежемесячно. В эту стоимость включены питание, обучение и все внутренние мероприятия, отдельно оплачиваются в основном только выезды.
Сначала может показаться, много. Но разве ежемесячные кружки, репетитор по английскому языку, питание и сборы «на шторы» в обычной школе обходятся дешевле? К тому же в «Альтернативе» расширенная образовательная программа, комфортный психологический климат, творческие, мотивированные педагоги, вкусное трехразовое сбалансированное питание, а дети заняты и находятся под опекой практически до конца рабочего дня любого взрослого.